Уже скоро исполнится год с момента полномасштабного неспровоцированного вторжения Российской Федерации в Украину. В нарушение норм международного права и Будапештского меморандума российские войска перешли границу и совершают беспредел на территории Украины. Разрушение гражданской инфраструктуры, использование запрещенных видов вооружения привели к многочисленным жертвам среди гражданского населения.
По данным Управления Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций, жертвами российской агрессии в Украине стали почти 19 тысяч гражданских людей, из которых более 7 тысяч погибли. Среди погибших 2800 мужчин, 1895 женщин, 180 девушек и 223 мальчика [1]. За почти год российские войска разрушают объекты гражданской инфраструктуры (школы, детские сады, больницы) и наносят ракетные удары по объектам критической инфраструктуры. На начало января 2023 года общий ущерб нанесенный украинской инфраструктуре составляет 700 миллиардов долларов США [2]. Впервые после Второй мировой войны одна из стран Европы испытывает такие масштабные разрушения.
Последствия российской военной агрессии против Украины также ощущают на себе население других европейских стран. Обломки российских ракет уже падали на территории Польши и Молдовы, российские мины периодически прибивают к берегам Турции, Болгарии и Румынии. Безответственное поведение российского политического руководства и деятельность российских войск в Черноморском регионе по части блокады украинских портов также поставили под угрозу возникновение масштабного голода в странах третьего мира. Только благодаря посредничеству Генерального секретаря ООН и Турции удалось добиться «зернового» соглашения и разблокировать экспорт украинского зерна в страны Африки.
Узурпация Российской Федерацией членства в ООН
Неспровоцированная агрессия России против Украины и систематическое нарушение ею принципов, зафиксированных в Уставе ООН, справедливо задает вопрос законности членства Российской Федерации в организации, целью которой задекларировано сохранение мира и безопасности в мире. В декабре 2022 года Министерство иностранных дел Украины сделало заявление о нелегитимности членства Российской Федерации в ООН и узурпации места постоянного члена Совета Безопасности ООН.
Внешнеполитическое ведомство Украины напомнило, что статьей 4 Устава ООН предусмотрена четкая процедура присоединения государства к составу организации. Заявка на поступление с представлением Генеральному секретарю должна быть рассмотрена Советом Безопасности и после одобрения выносится на голосование Генеральной ассамблеи ООН. Вхождение нового члена в состав ООН должно быть поддержано двумя третями голосов ГА.
С момента основания ООН процедуру включения в состав организации проходили не только новые государства, но и появившиеся в результате распада государства-члена ООН. К примеру, в 1992 году Чехия и Словакия после распада Чехословакии вынуждены были по-новому пройти процедуру присоединения к ООН. На практике, в декабре 1992 г. руководство Чехословацкой Федеративной Республики через постоянного представителя в ООН проинформировало Генерального секретаря, что республика прекращает свое существование, а новые государственные образования предоставят соответствующую заявку на членство в организации в соответствии с процедурой. В 1993 году и Чехия, и Словакия подали заявку на вступление и в соответствии с Уставом были приняты в ООН по рекомендации СБ ООН и в результате голосования в ГА ООН.
Вместе с тем, в случае членства Российской Федерации в ООН, международное сообщество и руководящие органы организации допустили нарушение правил и процедур. В 1991 году в Советском Союзе, который был одним из основателей ООН, происходили события, приведшие к его распаду и появлению полутора десятков независимых государств. Процесс распада юридически зафиксирован подписанием в декабре 1991 года Беловежских и Астанинских договоренностей, которыми Российская Советская Федеративноя Социалистическая Республика (РСФСР), Украинская ССР и Белорусская ССР заявили о выходе из союзного договора и наряду с другими бывшими республиками СССР. К моменту распада Советского Союза, в отличие от Российской РФСР, Украинская и Белорусская республики были членами ООН и в соответствии с процедурой после получения независимости и сообщения об изменении названия сохранили свое членство в организации.
Вместе с тем, РСФСР со столицей в Москве не являлась членом ООН. В соответствии с Уставом ООН она должна была подать заявку на вступление в организацию и пройти соответствующие процедуры. Однако российские политики, пытаясь сохранить за собой место в Совбезе ООН и избежать голосования по членству, придумали статус «государство-продолжатель». 24 декабря 1991 г. избранный президент РСФСР Борис Ельцин направил письмо Генеральному секретарю ООН с уведомлением о том, что Российская Федерация (Россия) продолжит членство Советского Союза во всех структурах ООН.
Последний представитель Советского Союза в ООН Юрий Воронцов в интервью [3] отметил, что в 1991 г. в стенах организации обсуждали необходимость прохождения Российской Федерацией процедуры вступления в ООН, а место постоянного члена Советского Союза в СБ ООН предлагали передать Германии или Японии. В Москве решили использовать вымышленный статус «государство-продолжатель» и занять место Советского Союза в Совете Безопасности и других структурах ООН в обход установленных процедур. Ни одна из стран того времени не опротестовала такое решение и при молчаливом согласии мирового сообщества произошла простая замена табличек Советского Союза на Российскую Федерацию.
Как опротестовать членство России в Совете Безопасности ООН
В экспертной среде Российской Федерации долгое время шли споры о законности применения континуитета в отношении членства РФ в ООН и тождества понятий «континуитета» и «продолжателя». В 2008 году кандидат юридических наук П.П.Кремнев, а сегодня профессор Юридического факультета МГУ, по результатам анализа заключенных международных договоров СССР, РСФСР и Российской Федерацией признал, что «исходя из положений приведенных соглашений и чистоты юридических формулировок, говорит о континуитете Российской Федерации или употребляющий в отношении России термин «континуатор» не основан» [4]. Он подчеркнул, что во многих документах Российская Федерация, Украина и Белоруссия числятся правопреемниками Советского Союза.
Таким образом, на место в Совете Безопасности ООН наряду с Россией могут претендовать Украина и Республика Беларусь. Хотя последняя, предоставив свою территорию для решения агрессии против Украины, нарушила принципы ООН и потеряла право занять место в Совбезе ООН.
В истории ООН существует несколько примеров, когда Генеральная ассамблея передавала место члену одной страны другой. К примеру, в 1971 году решением Генеральной ассамблеи ООН место Китайской Республики забрали у Тайбэя и передали Пекину. В Уставе ООН название страны оставили без изменений. Таким образом, завершился длительный спор между Тайванем и Китаем о праве занимать место Китайской Республики в ООН, в том числе в Совете Безопасности.
Теоретически Украине, наряду с уже сделанным заявлением о признании нелегитимности пребывания России в СБ ООН, через своего представителя в ООН необходимо представить верительные грамоты на занятие места Советского Союза в Совете Безопасности ООН. Очевидно, что представитель Российской Федерации будет выступать против, однако один из членов Совбеза может выступить с протестом против занятия именно Российской Федерацией места Советского Союза. Вопрос правопреемства фактически является процедурным и в соответствии со статьей 27 (2) Устава решение может быть принято девятью голосами без возможности применения права «вето». В таком случае Совету Безопасности ООН нужно будет упомянуть, каким образом Российская Федерация заняла место Советского Союза и в течение последних тридцати лет она выполняла взятые на себя обязательства, в частности, в части уважения суверенитета и территориальной целостности соседних государств.
Молчаливое согласие политиков по узурпации Российской Федерацией места Советского Союза в ООН в нарушение процедур сегодня привело к катастрофической ситуации. Последняя не только не соблюдает принципы ООН, но и делает все для разрушения существующей системы международных отношений, в т.ч. злоупотребляя правом «вето». В 2008 году Российская Федерация вторглась на территорию Грузии и аннексировала часть ее территорий. Мировое сообщество фактически закрыло глаза на грубое нарушение норм международного права и Устава ООН. Попустительство агрессору уже в 2014 году привело к аннексии украинского Крыма, что стало прологом к разрешению в 2022 году войны против Украины. Отсутствие наказания приводит к вседозволенности.
Позиция ведущих стран мира по реформе СБ ООН
Вопросы реформирования СБ ООН и ограничения использования права «вето» активно обсуждается последние несколько лет. На всех континентах появились новые геополитические игроки, которые в соответствии со своим вкладом в мировую экономику и сохранением мира и безопасности в мире требуют пересмотреть состав Совбеза ООН и включить в него новых постоянных членов. О своих амбициях уже неоднократно заявляли в Германии, что подчеркивали бывший канцлер Ангела Меркель и действующий глава немецкого правительства Олаф Шольц. О желании видеть Турцию в составе Совбеза также заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Большинство постоянных членов СБ ООН также согласны с необходимостью расширения состава ключевого органа организации, включив в него представителей Латинской Америки, Африки и Азии. Однако процесс расширения Совбеза ООН каждый из его членов видит по-своему с учетом собственных геополитических интересов. США, Великобритания и Франция единогласно настаивают на расширении Совбеза ООН за счет предоставления постоянного членства Германии, Бразилии, Индии и Японии. В Вашингтоне также предлагают включить в Совбез ряд стран Карибского бассейна. В Париже, с учетом интересов в Африке, настаивают на предоставлении постоянного и непостоянного членства африканским странам.
США, Великобритания и Франция единогласно призывают постоянных членов Совбеза воздержаться от применения права «вето», чаще ограничивающего возможности организации в обеспечении мира и безопасности в мире.
Вместе с тем, в Китае и Российской Федерации есть собственное видение реформирования Совбеза ООН. Они стараются не допустить усиления влияния США и Великобритании в ключевой орган организации за счет включения в него их союзников. Выступая в стенах ООН, постоянный представитель Китая Джан Цзюн согласился с необходимостью реформировать СБ ООН в соответствии с современными реалиями, однако предложил включение в ее состав небольших стран Латинской Америки, Африки, Азии, которые смогли бы также влиять на решения ООН и отстаивать интересы регионов.
Существующие противоречия между ведущими странами мира не позволяют прийти к консенсусу относительно конкретного перечня стран, которые должны войти в состав Совбеза ООН. Обсуждение данного вопроса продолжается, однако ожидать принятия решения в краткосрочной перспективе не стоит.
Что касается вопроса исключения Российской Федерации из состава Совбеза ООН из-за систематического нарушения Устава, то Украина может рассчитывать на поддержку ряда стран. После неспровоцированного полномасштабного вторжения российских войск в Украину в Конгрессе США неоднократно раздавались призывы к президенту Джо Байдену принять меры для ограничения возможностей РФ по использованию места постоянного члена Совбеза из-за нарушений международного права и Устава ООН. Вместе с тем среди американских политиков нет консенсуса, каким образом решить указанный вопрос. Часть американской элиты поддерживает предложения Джо Байдена по предоставлению Генеральной ассамблеи ООН полномочий собираться на внеочередные сессии в случае применения постоянным членом СБ прав вето и отменять вето большинством голосов в случае несогласия с предоставленными аргументами.
В Вашингтоне также предлагают поднять вопрос законности пребывания Российской Федерации в Совбезе ООН из-за процедурных нарушений, допущенных после распада Советского Союза.
В Европейском союзе также выступают за наказание Российской Федерации из-за неспровоцированной агрессии против Украины, грубо нарушающей Устав ООН.
«Считаю, что в международном праве существует пробел в случаях, когда постоянный член Совета Безопасности ООН, в данном случае Россия, демонстративно нарушает международное право. На мой взгляд, должен быть разработан механизм приостановления членства: говорю не о полном исключении России, а по крайней мере приостановлении членства России в Совете Безопасности», — заявил глава Еврокомиссии Шарль Мишель в интервью телеканалу RTVI.
Украина все же имеет шанс добились в лучшем случае исключения Российской Федерации из состава ООН, или, по крайней мере, приостановить ее членство к выводу российских войск из всех оккупированных после 2014 года территорий и возмещению ущерба, нанесенного в результате развязанной войны. Вместе с тем, украинским дипломатам следует быть готовыми ответить на вопросы ряда юристов-международников, что делать с решениями, которые принимались Советом Безопасности ООН в течение последних 30 лет в случае признания незаконности пребывания РФ в составе Совбеза ООН. И развеять беспокойство отдельных стран о возможности нахождения одного из ядерных государств вне структуры ООН. Для некоторых стран эти вопросы являются «красными линиями», однако год войны в Украине продемонстрировал готовность мировых демократий стирать «красные линии» в стремлении к наказанию агрессора и восстановлению суверенитета и территориальной целостности одной из европейских стран, население которой избрало демократический путь развития.
Денис Лищиновский, аспирант Одесского национального университета им. И.И.Мечникова
Игорь Карпеченко, эксперт Международного центра перспективных исследований