В своих прошлых публикациях я рассказывал о двух районах старого Аккермана – Садах и Магале. Хочу напомнить, что названия различных частей города определили сами аккерманцы, в зависимости от их расположения и социально-демографической специфичности. Ни в одном официальном архивном документе подтверждения существования таких районов автор не нашёл. В то же время, в общении меж собой коренные горожане до сих употребляют старые наименования районов Аккермана. Сколько это продлится – не знаю. Думаю, не долго, ибо Белгород-Днестровский всё плотнее заселяется людьми из других местностей. Молодёжь же аборигенов повально выезжает из родных пенатов в поисках лучшей жизни, что мне, как патриоту города, обидно, но вполне объяснимо. Однако это – совсем другая история…
НАСЕЛЕНИЕ, ОБУСТРОЙСТВО
Так вот, в данном материале я хочу рассказать то, что мне удалось узнать ещё об одном районе Аккермана. Он носил странное название Капказ. Понять происхождение названия трудно. Предполагаю, что у простонародья вместо «Кавказ» ошибочно говорили «капказ». Хотя, есть версия, что именно так и назывался современный Кавказ в древние времена. Есть весьма слабое предположение о скифском происхождении слова, кои, в своё время, активно населяли наши места. «Граукас» — «белый». С другой стороны, а причём здесь Кавказ? Обычный ландшафт. Ну, не знаю…
Итак, аккерманский Капказ включал в себя прилегающую к средневековой крепости местность с её небольшими улочками и переулками. Кроме того, на территории Капказа находилась городская пристань с двумя причалами – пассажирским и грузовым. В самом начале ул. Портовой, где ранее функционировала картонная фабрика, а нынче находится обувная фабрика «Белста» (а точнее – напротив неё), размещались обширные склады богатого горожанина Асвадурова. В складах хранились зерно и мука. В те времена муку биндюгами перевозили на близкую пристань, ну, а потом на баржах доставляли в одесские порты, откуда она развозилась уже по всему Старому и Новому свету.
Неподалёку от складов, тот же прогрессивный Асвадуров, за свои средства в начале прошлого века установил первую в Аккермане электростанцию. Электростанция была маломощной и шумной, ибо работала на угле для выработки пара, который приводил в движение турбину генератора.
Старики говорили, что один весьма нервный местный житель однажды не выдержал постоянного шума от работы парового двигателя и попытался поджечь электростанцию. Поджигателя на горячем вовремя застукали сторожа, отдубасили его, а после передали на волю Асвадурова. Тот, говорят, велел ещё добавить и отпустить с миром. В полицию сообщать не стал.
У причалов небольшого порта кипела жизнь. Грузчики, биндюжники, контрабандисты, сыскные агенты, коммерсанты, коммивояжеры — вся эта разномастная братия создавала тот неповторимый «улей», который присущ всем южным портам. Отсюда в Одессу ежедневно отправлялся пассажирский пароход «Тургенев». Вдоль порта раскинулась довольно широкая набережная. По ней вечерами прогуливались офицеры, дворяне с юными девицами, проносились дорогие кареты и пролётки. В скальной стене, над которой красиво возвышается Греческая церковь, были искусно выдолблены склепы, где в разные времена захоронены известные жители Аккермана. О судьбе самой Греческой церкви я расскажу как-нибудь после – в очередном очерке.
Сейчас на первый причал положили глаз одесские и местные дельцы. Слава Богу, мэр пока ещё сопротивляется – не отдаёт на продажу то немногое, что ещё осталось у громады от предков. Надолго ли его хватит?…
От Капказа, а точнее – от крепости, берут начало наиболее значимые городские улицы: Кишинёвская, Измаильская, Портовая, Шабская, Дзержинского, Свердлова. Они веером расходятся от средневекового замка по трём сторонам горизонта.
Интересен состав населения Капказа. Здесь в изящных каменных домах жила часть аккерманской знати: чиновники, офицерство, богатые дворяне, инженеры. В то же время, особенно по улице Свердлова (ранее — Соборной), обитали мещане, мастеровые, рыбаки, мелкие купцы. В молодости тут мой дед Ефим держал крохотную сапожную мастерскую. А жил рядом, в небольшой мазанке, почти рядом с лиманом. В рабочих слободках, что свойственно тому времени, бойко функционировали небольшие забегаловки – шинки. Здесь трудовой местный класс вечерами отводил душу за чаркой вина или же водки. Случались драки, которые, впрочем, тут же пресекались или же хозяином питейного заведения, или усатым полицейским урядником (что-то вроде современного участкового). Держали шинки, в основном, небогатые евреи, хотя были люди и других национальностей. Мне вспоминается одна история. Её рассказал мне дед в редкие минуты его откровений.
БУРЯК
На улице Соборной, ещё во время румынской оккупации, заправлял шинком востроглазый, Павло по прозвищу Буряк. Прозвище он получил за вечно красное, словно налитое бордовой краской, лицо.
Буряк был известен тем, что торговал особым «убойным» вином. От двух-трёх стаканов мужик быстро хмелел, потом пускался во все тяжкие, то есть, пропивал всё, что имел при себе. Не раз местные аккерманки клялись «спалить до биса» шинок Буряка, но время шло, а шинкарь процветал.
После освобождения Белгорода-Днестровского от фашистов, в городе пошли большие разборки на тему: «А ты кто таков?». Энкэвэдэшники трусили всех, кто раньше занимался своим делом – хозяев магазинов, булочных, мастерских, в том числе, и шинкарское сословие. Не один из как их сейчас именую предпринимателей, потом вкусил лагерной жизни вдали от родимой земли. Это таки было.
На Буряка чекисты обратили особое внимание. Дело в том, что сексоты доносили, что шинкарь весьма богат, особенно на золотишко. И вот, поди ж ты! Сколько не обыскивали дом Буряка — всё без толку. Его и допрашивали с пристрастием, и сажали в тюрьму, и даже штукатурку со стен сдирали, но тот стоял на своём, мол, нету у меня ничего, всё – брехня соседей, а вообще, мол, я за Советскую власть. И только, как говорят, то ли в 60-х, то ли, в 70-х годах, после очередного обыска уже милицией, что-то удалось найти. Конечно же, не всё. Ещё спустя некоторое время, сыны Буряка построили себе большие дома, купили машины, да и жили, скажем так, не бедно. Горожане, кто постарше, в узком кругу при застолье, говорят: «А расскажи, как Буряк Советскую власть обдурил».
КРЕПОСТЬ
Средневековая крепость – часть души каждого аккерманца. Для нас она, словно особая печать причастности к великому, древнему городу. Одессит меня поймёт. Отнимите у одесситов Потёмкинскую лестницу, Пушкинскую улицу, Дюка или «Гамринус» — не будет той своеобразной старой, доброй Одессы. Или я не прав?
Крепость – ядро Капказа. Среди дворов твердыни, в глубоком рву, на развалинах стен и башен провели детство десятки поколений Аккермана. Конечно же, были и хапуги. Я как-то уже упоминал в одном из своих очерков об указе румынского градоправителя, который решил построить мост через Днестровский лиман за счёт разборки первой оборонной линии крепостных стен. Указ, конечно же, отменили те же румынские власти из Бухареста, а вот местные жители ночами здорово повредили стены, выбирая крепкий ракушечник-дикарь для строительства своих домов.
Сейчас крепость захвачена не иноземными бусурманами. Крепость захватил одесский бизнес. А теперь, поговаривают, что фирма «Фортеця», которая взяла в аренду крепость (крепость – в аренду. Ужас!), готова сдавать башни средневекового замка. Тоже в аренду. Вот и приехали.
Вдоль береговой линии крепости раньше был пляж. Горожане приводили сюда своих чад, сами отдыхали, купались, закусывали, зорко наблюдая за малышнёй. Кстати, вдоль крепости некогда тоже проходила набережная. Но время, люди и природа делают своё дело: люди разрушили и дали на откуп крепость. Вследствие обмеления, воды Днестровского лимана почти вплотную приступили к стенам замка, ну, а время… Время – бесстрастный статистик, оно сухо констатирует факты. Неутешительные, надо сказать. Часть стен крепости, обращённых к лиману, в аварийном состоянии. Малейшее сотрясение земли и…
***
Вот, что мне удалось узнать о Капказе – ещё одном районе старого, родного нашего Аккермана. В завершение материала хочется сказать что-то утешительное, но… Но – не могу, а лукавить…
Первую часть статьи «Народная карта Аккермана» можно прочитать тут, а вторую тут.
За первые 10 месяцев этого года экспорт зерна из Украины через румынский порт Констанца снизился на 52% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Украина получила от Польши три вертолета. Об этом сообщил посол Украины в Польше Василий Боднар в Facebook в субботу, 21 декабря.
«Вертолеты уже в Украине. Еще раз спасибо за такую важную помощь», — написал он.
В свою очередь Государственное агентство стратегических резервов Польши уточнило, что в Украину доставили два вертолета Ми-8 и один Bell 412-HP. Их будут использоваться для учебы и занятий будущих пилотов, обучающихся в Харьковском национальном университете внутренних дел.
«В сотрудничестве с Министерством внутренних дел и администрации и Агентством военного имущества, во исполнение решения Министра внутренних дел и администрации, Государственное агентство стратегических резервов передало Украине как помощь три вертолета из имущества полиции», — говорится в сообщении.
Напомним, Польша закупила у США 96 ударных вертолетов Apache. Эти машины заменят Ми-24. А в октябре стало известно, что США предоставили Польше кредит на покупку Apache более чем в 3 млрд долларов.