Ни монетизации, ни льготного проезда в общественном транспорте. Пока так обстоят дела в Арцизе по льготному проезду в общественном транспорте. На очередной сессии Арцизского горсовета депутаты в очередной раз отказались от перехода на компенсацию перевозчикам и настаивают на адресной помощи льготным категориям и пенсионерам в возрасте от 65 лет.
Обсуждение данного вопроса вызвало шквал критики в адрес мэра Владимира Михова и аппарата горсовета, предложивших принять разработанную программу компенсации перевозчикам за фактическую перевозку льготной категории граждан, отказаться от монетизации и освободившиеся миллионы направить на реальную социальную поддержку нуждающимся горожанам и улучшение материально-технической базы коммунальных предприятий города.
Напомним, монетизация льготного проезда в Арцизе принята в 2018 году и обходится городскому бюджету порядка 7 миллионов гривен в год. В 2019 году по программе монетизации около 2 тысяч льготников, среди которых и пенсионеры по возрасту от 65 лет, получали выплаты в сумме 1750 грн в год, около 146 грн в месяц. Перечисления средств проводилось через Управление соцзащиты населения, но с 2020 года из-за отмены постановления правительства по монетизации, льготники Арциза уже почти 5 месяцев не получают компенсации, и депутаты городского совета настаивают на разработке городской программы монетизации.
Во время сессии горсовета Надежда Ситникова, Павел Целиков и Ольга Добрякова в очередной раз вступились за монетизацию и заявляли о необходимости выплаты адресной помощи всем льготникам. «К нам обращаются пенсионеры. Спрашивают, когда будут деньги. Для них это жизненно важно», — подчеркивали они и признались, что накануне сессии перевозчики переговорили с ними и требовали не принимать разработанную аппаратом горсовета программу компенсации легально работающим перевозчикам.
Владимир Михов уточнил, что в случае принятия новой программы компенсационные выплаты получат только перевозчики, работающие по договорам, а вот те, кто вышел на маршруты самовольно, нарушая закон, останутся без компенсаций. Речь идет о предприятии депутата районного совета Степана Иванова, самовольно выпустившего на «тройку» транспорт и блокирующего проведение конкурса на перевозку. Такая перспектива возмутила ряд депутатов.
«Этим решением мы ставим в неравные условия перевозчиков. Те, которые заключил договор с горсоветом, будут получать компенсацию, а остальные будут возить так, как возили. Так получается?», — заявила Светлана Баутина, которую совершенно не смутило замечание городского головы о том, что предприятие Степана Иванова фактические нарушает закон, работая без договора на перевозку. Более того, по завершению карантина сотрудники Укртрансбезопасности намерены проверить законность его работы на маршруте, что может закончиться штрафом. «Так давайте и узаконим!», — заявила она. Но «узаканивать» депутаты хотели бы не через конкурс, как предлагает мэр Арциза, а через продление договора. Примечательно, что ряд депутатов, выступающий в защиту Степана Иванова, стеснялись называть его фамилию и просто говорили обезличено «перевозчик».
Правда, остается сомнение в реальном желании депутатов оказать помощь нуждающимся. Владимир Михов предложил депутатам принять новую программу, направить почти миллион на компенсацию перевозчикам за реально перевезенных льготников, выделить 2 миллиона гривен на оказание материальной помощи на лечение горожанам, которые обратятся в городской совет с соответствующим заявлением и повысить минимальную сумму материальной помощи с 500 грн до 2000 грн. «Любой пенсионер, который ранее получал эти 146 грн в месяц, получит раз в год 2000 гривен. Фактически мы убиваем двух зайцев: пенсионеры ездят бесплатно и плюс получают эти же деньги. В результате мы дадим людям бесплатный проезд и минимум раз в год помощь нуждающимся льготникам в размере минимум 2000 грн или больше», — заявил городской голова.
Таким образом можно будет исправить несправедливость, которая возникла с действующей монетизацией, когда все без исключения пенсионеры получили по 1700 грн в год. «Да, получилось действительно не справедливо. Некоторые, кто не просил и не нуждался в этих деньгах, получили их», — признался Павел Целиков и всё же призвал разработать программу адресной помощи льготникам, подчеркивая, что с введением монетизации у перевозчиков стало меньше проблем и конфликтов с льготными пассажирами.
Да, оно действительно так. Ну, например, в начале сессии депутат Надежда Ситникова возмущенно заявила, что с 16 лет работает в Арцизе, заработала пенсию и также имеет право на такую выплату по льготному проезду. Но как быть с моральной точки зрения и реальной заботой о нуждающихся? Согласно декларации о доходах Надежды Ситниковой, в 2019 году она получила 23,392 тыс грн пенсии, фактически меньше 2 тысяч гривен в месяц. Но ни для кого не секрет, что она является владельцем торговой точки на местном рынке. Как предприниматель, депутат официально заработала 145 тыс грн в год, чуть больше 12 тысяч в месяц. Из сбережений она имеет 100 тысяч гривен налички и вместе с мужем владеет тремя автомобилями, из которых один внедорожник Mitsubishi Pajero 2009 года выпуска. Имеет ли моральное право обеспеченный депутат брать из бюджета 1750 грн в год!? И таких, образно говоря, Надежд Ситниковых в Арцизе достаточно. Фактически бюджетные деньги разбазариваются, а из-за защиты монетизации дети в школах могут остаться без питания. На прошлой сессии депутаты сняли деньги с питания школьников и направили их на оказание помощи районной больнице и ЦПМСП.
В итоге, депутаты не поддержали отказ от монетизации, а вопрос с льготным проездом опять завис в воздухе.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.