акватория порта

Ренийский филиал госпредприятия «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) с прошлого года не может осуществить плановое дноуглубление в акватории Ренийского морского порта. Причиной тому служат бюрократические препятствия на уровне Министерства экологии и природных ресурсов Украины. Об этом в интервью газете «Ренийский вестник» рассказал начальник Ренийского филиала АМПУ Юрий Кононенко.

«Ещё в 2019 году мы запланировали дноуглубительные работы в затоне нашего порта. Предусмотрено вычерпать 100 тысяч кубических метров грунта. Этого объёма хватит и для углубления входа в затон, и для углубления дна возле причалов, которые работают с наибольшей нагрузкой, — сказал Юрий Кононенко. – Финансировать работы будет АМПУ, деньги на это есть. У нас осталась лишь одна проблема – получить соответствующее разрешение от Министерства экологии. Такое разрешение мы ждём с октября минувшего года. Но на все наши письма нет ни одного ответа. То есть у нас есть деньги, есть желание, есть механизмы для реализации данного проекта. Но всё дело тормозит отсутствие согласования со стороны всего одного ведомства».

Юрий Владимирович также ответил на вопрос газеты о том, как продвигается проект строительства в порту Рени терминала для сжиженного природного газа (напомним, что в марте 2019 года руководство АМПУ представило инвестиционный проект, направленный на создание до 2025 года Ренийского СПГ-терминала для бункеровки дунайского торгового флота, который переходит на газовое топливо в соответствии с европейскими экологическими требованиями – Ред.).

«Это амбициозный проект, — отметил начальник Ренийского филиала АМПУ. – В конце прошлого года с нами вели переговоры две корейские судостроительные компании. Они намерены обеспечивать бункеровку газом для своих же судов, которые будут ходить по Дунаю. В настоящее время переговорный процесс продолжается. Кроме того, несколько компаний проявили заинтересованность в том, чтобы взять в аренду терминал для судов типа ро-ро и там построить свои мощности. Этот вопрос также находится на стадии переговоров».

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В 90-е годы прошлого века паромный комплекс Ренийского порта (комплекс ро-ро) был одним из самых успешных транспортных проектов на Дунае. В конце 1993 года завершилась подготовка к работе паромной линии Рени (Украина) – Русе (Болгария), которая значительно сокращала протяжённость маршрута движения большегрузного автотранспорта. В частности, благодаря транспортировке по Дунаю грузовики со знаком TIR могли миновать территорию Румынии и Молдовы, что значительно ускоряло, упрощало и удешевляло доставку грузов. Перевозку автопоездов по Дунаю взяли на себя Болгарское речное пароходство, а также болгарская фирма «Самат», владевшая четырьмя речными автомобильными паромами типа «Хан Аспарух».

В 1994 году паромный комплекс в порту Рени пропустил 12 тысяч автомашин, в 1995 году – 17 тысяч. Рекордным стал ноябрь 1995 года – 2031 грузовик за месяц. Построив в 1996 году накопитель для 120 большегрузных автопоездов, ренийские портовики, пограничники и таможенники получили возможность до прихода парома готовить к погрузке на судно партию автомашин, которые накапливались на этой площадке. После швартовки парома и его разгрузки эта партия быстро грузилась на судно, и паром, не теряя времени, отправлялся в Болгарию. Выгруженные же в накопитель автопоезда постепенно проходили цикл таможенно-пограничного контроля.

Этот транзит был очень выгоден как портам Рени и Русе, так и автомобильным фирмам-перевозчикам и получателям импортных товаров в России, Беларуси и Украине. В период бума перевозок к ним подключилось Украинское Дунайское пароходство, и почти два года УДП также интенсивно работало на линии двумя паромными составами.

Однако в 1996 году в транзитной политике Украины произошли резкие изменения: для подакцизных товаров были закрыты 15 из 18 украинских морских портов. Вдобавок был ужесточён таможенный контроль и процедура оформления документов: например, началась практика таможенного сопровождения транзитных грузов по территории Украины, что очень увеличивало стоимость транзита, поскольку перевозчики должны были оплачивать эту «услугу» (фактически поборы) украинской таможни.

В ноябре 1996 года порт Рени вновь открыли для подакцизных товаров, но было уже поздно. Ошибками украинской власти воспользовались конкуренты. В 1996 году начала работать болгарско-российская паромная линия Варна – Новороссийск. Затем появилась линия Бургас – Поти – Новороссийск, а потом – линии из Греции в Россию: Салоники – Новороссийск и Салоники – Таганрог. Основная часть грузопотока, который до середины 1996 года шёл через Рени, ушла на перечисленные паромные линии. В итоге линия Рени – Русе потеряла своё значение и со временем стала неэффективной.

Сегодня паромный комплекс Ренийского порта остаётся практически невостребованным.