О том, что в Украине за время независимости сумели придумать столько льгот и столько льготных категорий населения, что государство просто не в силах тянуть этот груз ответственности, уже говорено-переговорено. Но наши державные мужи с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают плодить все новых и новых льготников, при этом не утруждая себя выполнением обязательств по реальному предоставлению предусмотренных законами льгот.

Взять хотя бы тех же участников АТО. По информации, которую 27 января обнародовали во «Всеукраинском союзе ветеранов АТО», сейчас такой статус имеют почти 170 000 украинцев. Однако, по данным активистов, только треть людей, которые получили статус участника боевых действий, реально были задействованы в операциях на Востоке Украины.

Председатель Союза ветеранов АТО Тарас Ткалич заявил: «На 15 января статус участника боевых действий официально было присвоено 168 250 людям. Это нереально много. Из них — около тысячи — прокуроры, 50 000 — сотрудники МВД и Нацгвардии».

И если еще вчера участники боевых действий вынуждены были добиваться того, чтобы, например, водитель маршрутки не брал с них денег за проезд, с уверенностью, что государство оплачивает эту предоставленную ему льготу, то сегоднягосударствопо сути заявило о том, что не в состоянии выполнять свои обязательства.

И такое положение дел, в общем-то, неудивительно – к такому результату привело в том числе и искусственное «размножение» льготников. В результате каждый год в Украине принимаются различные документы (подзаконные акты, положения закона о бюджете или что-нибудь другое), которые приостанавливают или отменяют те или иные льготы.

Вот и в бюджете государства на 2016 год «забыли» профинансировать такую распространенную льготу как бесплатный проезд некоторых категорий граждан.

Но если на государственном уровне эта проблема до сих пор осталась какбудто незамеченной, то «на земле» увидели явное несоответствие между заявленными льготами и отсутствием средств для их предоставления. Например, при рассмотрении изменений в бюджет Болградского района на 2016 год, депутаты обнаружили, что в статье расходов отсутствуют средства на компенсацию льгот за проезд в общественном транспорте.

Если в 2015 году отдельным пунктом в статье «Социальная защита и социальное обеспечение» перечня расходов районного бюджета были предусмотрены «Компенсационные выплаты за льготный проезд автомобильным транспортом отдельным категориям граждан» в сумме 2,124 млн. грн., то в районном бюджете 2016 этого пункта просто не существует.

На вопрос депутатов о том, как же будут реализованы положения законов Украины, предоставляющие данную льготу многим категориям граждан, докладчик, начальник финансового управления Болградской РГА Валерий Абаджиев, ответил, что статья финансирования льготных перевозок отсутствует, так в соответствии с Законами «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», эти затраты должны лечь на местные (областной, районный, городской, сельский) бюджеты, а значит, депутаты местных советов обязаны определить порядок оплаты этих льгот.

По словам Валерия Васильевича, в Болградском районе на январь месяц был заключен джентльменский договор о том, что в первую очередь на междугородних перевозках в течение месяца на каждом рейсе перевозчики будут перевозить по 2 льготника. Предполагалось, что за это время вопрос будет законодательно урегулирован и финансирование льготного проезда из госбюджета возобновится. В противном случае районным властям надо будет принимать решение как-то компенсировать затраты перевозчиков, но в том объеме, как это было раньше, профинансировать эти затраты будет невозможно.

Депутат Владимир Гиржу, председатель правления ЗАО «Болградтранс», которое является основным перевозчиком в районе, тогда отметил, что они действительно готовы в течение января, пока вопрос не будет урегулирован, бесплатно перевозить по два льготника на каждом рейсе, но также напомнил, что перед предприятием до сих пор не возмещена в полном размере прошлогодняя задолженность за перевозку льготников. Бюджет должен предприятию 174 тыс. грн.

Но вот январь закончился, а вопрос так и не решился. И пассажиры оказались перед фактом – перевозчики прекратили возить льготников. Теперь, несмотря на заслуги и прописанные в законах льготы, ехать и на пригородных, и на междугородних маршрутах можно только заплатив полную стоимость билета, так как перевозчикам никто не возмещает их затраты.

Государство или местный бюджет?

 Хотелось бы уточнить, что информация, которую доносят жителям Болградского района его руководители, мягко говоря, не соответствует истине. Дело в том, что действительно, изначально в проекте Закона № 3628 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» предлагалось предоставлять льготы отдельным категориям лиц относительно бесплатного проезда по решению органа местного самоуправления за счет средств местного бюджета, но в окончательном варианте Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» № 911-VIII, который был принят 24 декабря, по требованию депутатов из текста законопроекта были удалены все положения, касающиеся предоставления льгот отдельным категориям лиц относительно бесплатного проезда за счет средств местного бюджета. Обоснования такого решения было что ни на есть банальным – в местных бюджетах просто нет для этого средств.

Казалось бы, логично, что финансирование этих льгот опять возьмет на себя государство. Но реальность оказалась алогичной — в текст Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» необходимые правки внесены не были. Как ни странно, депутаты Верховной Рады этого не заметили или сделали вид, что не заметили.

Таким образом, получилось, что если при распределении расходов государственного бюджета Украины на 2015 год на Министерство финансов Украины (общегосударственные расходы) выделялось почти два миллиарда гривен в качестве «Субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот по услугам связи, других предусмотренных законодательством льгот… и на компенсацию за льготный проезд отдельных категорий граждан», то в бюджете 2016 года такой статьи расходов просто не предусмотрено.

То есть, чтобы местные бюджеты получили средства на эти цели, необходимо принять изменения в государственный бюджет. Так что вопрос в том, предложит ли кто-либо из тех, кто наделен правом законодательной инициативы, необходимые поправки в бюджет.

Появилась информация о том, что Министерство соцполитики направило обращение премьер-министру с предложением возобновить финансирование льготного проезда из госбюджета, так как у местных советов таких денег нет. Но решение пока что не принято.

Тем временем в Болградском районе ищут возможности самостоятельно справиться с проблемой. В настояний момент управлением социальной защиты населения совместно с отделом экономического развития и торговли Болградской районной государственной администрации с целью социальной защиты незащищенных слоев населения подготовлен проект Программы льготного проезда отдельных категорий граждан на 2016 год.

АС

В документе отмечается, что согласно Законам Украины отдельные граждане имеют право на льготный проезд. Компенсация затрат автоперевозчикам за перевозку этих категорий граждан ранее предусматривались в государственном бюджете. В государственном бюджете Украины на 2016 год не предусмотрена статья расходов на льготный проезд отдельной категории населения. Поэтому для финансового обеспечения льготного проезда возникла необходимость предусмотреть средства в местных бюджетах.

В проекте Программыгородскомуи сельскимсоветам рекомендуется заключить договора с автоперевозчиками на компенсацию затрат за перевозку следующих категории граждан:

— участников боевых действий;

— инвалидов войны, участников войны, членов семей погибших, умерших инвалидов войны;

— инвалидов І и ІІ группы;

— детей-инвалидов и лиц, которые сопровождают инвалидов І группы и детей-инвалидов;

— граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, отнесенных к 1 и 2категории;

— ветеранов труда.

Для реализации программы предлагаетсявыделить 710 тыс. грн., в том числе:110 тыс.грн. из районного бюджета и 600,0 тыс.грн. из городского и сельского бюджетов.

При этом речь идет только о пригородных маршрутах (до 50 километров), вопрос о финансировании междугородних поездок даже не обсуждается.

Вот так в очередной раз дельцы, занявшие государственные посты, обмануло своих граждан, завернув это в красивую упаковку децентрализации. Мол, мы же дали возможность местным бюджетам получать больше доходов, вот пусть теперь и оплачивают льготы, гарантированные государством.

А в это время даже участникам боевых действий, которые получили этот статус, отстаивая территориальную целостность и независимость Украины в зоне АТО, отказывают в бесплатном проезде.

Напомним, что в соответствии с законами о социальной защите различных категорий граждан, право на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, а также железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных и междугородных маршрутов, в том числе внутрирайонных, внутри- и межобластных независимо от расстояния и места проживания гарантируется довольно многим категориям граждан Украины. Сегодня все они лишены этого права.

Лед тронулся

 4 февраля 2016 года Верховная Рада приняла два закона, вносящих изменения в Бюджетный кодекс и бюджет Украины, которые возвращают практику финансирования профессионально-технического образования из бюджетов областей и государственного бюджета. Принятые законы частично решают эту проблему и передают из государственного бюджета местным 2 млрд. гривен субвенций, остальные 3,8 млрд. гривен местные бюджеты должны будут изыскать из своих средств.

Напомним, что при принятии бюджета на 2016 год, как и в случае с льготными перевозками, тем же законопроектом, было решено возложить финансирование профтехобразования на местные бюджеты. Хватило месяца, чтобы увидеть, что такое решение ведет к развалу всей системы профессионально-технического образования.

Дошло дело и до льгот на проезд. В тот же день в Верховной Раде Украины был зарегистрирован Проект Закона № 4024 «О внесении изменений в приложения № 3 и № 7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» относительно финансового обеспечения компенсации за льготный проезд отдельных категорий граждан и других предусмотренных законодательством льгот.

Законопроектом, который разрабатывали эксперты Ассоциации городов Украины, предлагается обеспечить субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот по услугам связи, других предусмотренных законодательством льгот… и на компенсацию за льготный проезд отдельных категорий граждан.

Предлагается компенсировать местным бюджетам затраты за льготный проезд для отдельных категорий в размере почти 2 млрд. грн. В частности, Одесской области предлагается выделить на эти цели более 83 млн. грн.

По мнению авторов законопроекта, это позволит обеспечить социально незащищенным слоям населения их право на проезд и снизит социальную напряженность.

Разработчики проекта закона, которыми выступили 15 парламентариев от разных фракций, из которых только один голосовал против принятия бюджета, предлагают изъять эти средстваиз суммы субвенций, предусмотренных в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год»местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату электроэнергии, природного газа, услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения, квартирной платы (содержание домов и сооружений и придомовых территорий), вывоза бытового мусора и жидких нечистот.

Таким образом, предусмотренные на эти цели средства уменьшатся на те самые 2 млрд. грн.

Правда в пояснительной записке к проекту закона нет расчетов, хватит ли оставшихся 33 млрд. на компенсацию льгот и жилищных субсидий.

Радует то, что парламентарии признали свою ошибку и, обосновывая необходимость принятия законопроекта, отмечают: «При подготовке проекта Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» и связанных с этим изменений в законодательство, Правительством предлагалось определить полномочия органов местного самоуправления по их решениям и за счет средств местных бюджетов предоставлять льготный проезд отдельных категорий граждан, другие социальные льготы предусмотрены законодательством.

В процессе доработки внесенных Правительством законопроектов в парламенте было принято решение о сохранении в законодательстве права на льготный проезд отдельных категорий граждан, других социальных льгот с покрытием этих расходов за счет государственного бюджета (часть пятая статьи 102 Бюджетного кодекса Украины).

Вместе с тем, в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» соответствующие расходы в виде субвенции из государственного бюджета местным бюджетам не были предусмотрены.

В результате происходит необеспеченность финансовыми ресурсами гарантированных государством гражданам социальных льгот. Указанные обстоятельства указывают на необходимость внесения изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год».

Иван Колев

Мир

  • Украина получила вертолеты от Польши
    Украина получила вертолеты от Польши

    Украина получила от Польши три вертолета. Об этом сообщил посол Украины в Польше Василий Боднар в Facebook в субботу, 21 декабря.

    «Вертолеты уже в Украине. Еще раз спасибо за такую ​​важную помощь», — написал он.

    В свою очередь Государственное агентство стратегических резервов Польши уточнило, что в Украину доставили два вертолета Ми-8 и один Bell 412-HP. Их будут использоваться для учебы и занятий будущих пилотов, обучающихся в Харьковском национальном университете внутренних дел.

    «В сотрудничестве с Министерством внутренних дел и администрации и Агентством военного имущества, во исполнение решения Министра внутренних дел и администрации, Государственное агентство стратегических резервов передало Украине как помощь три вертолета из имущества полиции», — говорится в сообщении.

    Напомним, Польша закупила у США 96 ударных вертолетов Apache. Эти машины заменят Ми-24. А в октябре стало известно, что США предоставили Польше кредит на покупку Apache более чем в 3 млрд долларов.

    По материалам: Корреспондент.net.