Перефразировать знаменитые строки великой поэтессы Анны Ахматовой меня заставил сор реальный, а не литературный.

Не нужно быть великим экономистом или финансистом, чтобы понимать: любой налог должен опираться на базу налогообложения. В свою очередь база налогообложения не падает с неба – её основой является какая-либо экономическая деятельность, приносящая доход. Есть доход – есть налог. Нет дохода – не может быть и налога. Это – по логике. Но, как показывает практика многих лет, наши законы не всегда «дружат» с логикой и реальной жизнью.

Очередной пример тому – экологический налог, представляющий собой плату за загрязнение окружающей среды и утилизацию (хранение) различных отходов, в том числе бытового мусора. Согласно официальным расчётам, объём этого налога, к примеру, по Ренийскому району должен составить 414 тысяч гривен в год. Но, как выяснилось, в большинстве территориальных громад просто нет источников таких отчислений. Положение не спасает даже тот факт, что львиная доля экологического налога теперь остаётся в местных бюджетах. Данная проблема стала предметом совещания с сельскими головами, которое провели и.о. председателя Ренийской райгосадминистрации Иван Стадников и начальник Госналогинспекции в Ренийском районе Андрей Кучма.

В первую очередь было отмечено, что если в городе база налогообложения вопросов не вызывает (здесь действует коммунальное предприятие, отвечающее за вывоз твёрдых бытовых отходов), то в сёлах ситуация гораздо сложнее, поскольку там мусорные свалки находятся на полулегальном положении.

Как проинформировала главный специалист отдела градостроительства, архитектуры, ЖКХ и развития инфраструктуры РГА Ольга Боровкова, в сёлах имеются паспорта свалок, и все они занесены в соответствующий реестр под своими номерами. Однако на сегодняшний день для легализации свалки этого недостаточно. Каждый сельсовет, прежде всего, должен заказать проект отвода земли. Но! Правоустанавливающие документы не только слишком дорого обходятся – их оформление занимает очень много времени. И не факт, что, оплатив проект, орган местного самоуправления окончательно решит проблему: не будет подписи одного чиновника – и вопрос вновь «зависает в воздухе»…

Кроме того, далеко не в каждом селе есть коммунальное предприятие, которое собирает мусор (благо, уже не нужно платить за лицензию на право заниматься вывозом твёрдых бытовых отходов). Во-первых, для утилизации ТБО нужен хоть какой-то трактор с прицепом. Во-вторых, большинство сельских жителей не собираются платить за вывоз мусора. И хотя такую «гражданскую позицию» в какой-то степени можно объяснить хронически низкой платёжеспособностью населения (достаточно вспомнить, как поднялись тарифы на коммунальные услуги), от упрямства людей, как говорится, никому не легче.

Пытаясь переломить этот консервативный менталитет, сельский голова Новосельского Михаил Лучку провёл эксперимент.

— Какое-то время за счёт сельсовета мы организовали сбор мусора по улицам, — поделился опытом Михаил Николаевич. – А через месяц по селу пошёл контролёр – заключать договора на вывоз ТБО. Никто не захотел их подписывать. А один из жителей сказал: «Не платил и платить не буду. Скажите мне «спасибо», что я мусор собираю и жду, когда за ним приедут».

Увы, многие сельские жители привыкли избавляться от мусора самым простым способом – выбрасывать его в ближайший овраг или лесополосу. Некоторые сельсоветы пытаются с этим бороться, причём борьба получается весьма «оригинальной». Например, сельский голова Долинского Виктор Фетеля признался, что лично исследует каждую новую кучу бытовых отходов:

— Мне приходится лично рыться в мусоре. Нередко можно найти либо скомканную квитанцию, либо обрывок газеты, где почтальон написал адрес, и, таким образом, удаётся вычислить «автора» этого безобразия. Недавно за селом мы обнаружили целый прицеп мусора. Его «хозяином» оказался предприниматель. Я пригласил этого человека к себе, представил видеозапись, доказательства его вины и наложил штраф.

По словам В. Фетели, слабым утешением в данной ситуации является то, что отношение селян к мусору в последнее время стало меняться. «В некоторых домах мусор, в том числе навоз, начали сушить и формировать в брикеты – чтобы зимой печку топить. Газ-то подорожал!», — заметил Виктор Дмитриевич.

Да, в цивилизованных странах действуют мусороперерабатывающие заводы. Но даже если они и будут строиться в Украине, это ещё не гарантия радикального решения проблемы. И препятствием здесь снова может стать тот самый заскорузлый менталитет наших людей, ведь для начала необходимо организовать раздельный сбор мусора – стеклянного, пластикового, органического. То есть, каждый вид бытовых отходов надо выбрасывать в отдельный бак.

— Для нас это пока – «космическая» технология, — констатировал И. Стадников. – На одном из совещаний в облгосадминистрации было сказано: если сельский совет не в состоянии организовать сбор и вывоз мусора на основе договоров с населением, тогда экологический налог должен отчисляться просто из сельской казны. Вот почему я настоятельно рекомендую сельсоветам вплотную заняться вопросом легализации свалок и организацией сбора твёрдых бытовых отходов.

Руководитель аппарата Ренийского райсовета Виталий Никула посоветовал лидерам сельских громад для решения экологических проблем попытаться привлечь зарубежные гранты, для чего необходимо написать и подать соответствующие проекты. «Мы готовы оказать сельсоветам консультативную помощь, предоставить все необходимые контакты», — сказал В. Никула.

По итогам совещания было решено обратиться в облгосадминистрацию и облсовет с просьбой оказать сёлам всяческое содействие в оформлении документов на свалки. Но и это – лишь частичное решение проблемы  «мусорного» налога. Следует отметить, что объём налогообложения доводится до местных органов власти из расчёта на душу населения, то есть по данным официальной статистики. А, как известно, сегодня в населённых пунктах фактически проживает значительно меньше людей, чем числится на бумаге, — многие переселились, уехали на заработки, учёбу и т.д. Выходит, что платить экологический налог придётся «за себя и за того парня».

И, наконец, проблема усугубляется тем, что в Ренийском районе с 2008 года (!) нет государственного экологического инспектора. Надо ли лишний раз говорить о том, что бесконтрольность и безнаказанность – главные враги любого порядка, и санитарного в том числе.

Андрей ПОТЫЛИКО

 

 

Политика