Осенью прошлого года в Одесский художественный музей обратился известный общественный деятель, коллекционер украинского искусства Тарас Максимюк с предложением передать музею свое собрание украиники.

Речь идет о коллекции произведений выдающегося мастера Михаила Жука (1983–1964), коллекции произведений известного художника Амвросия Ждахи (1855–1927), коллекцию связанной с Одессой Шевченкианы (произведения живописи, графики, скульптуры, керамики, печатные материалы и т.д.), персональный фонд известного украинского общественного деятеля Евгения Чикаленко (1861–1929), коллекцию украинских изданий, коллекцию почтовых иллюстрированных открыток Одессы и Украины, и другие художественные произведения и печатные материалы.

Музейщики подтверждают, что за всю историю институции не было такого предложения, масштабного ни по значимости, ни по количеству единиц хранения, ни по полноте и объему предлагаемых коллекций.

«Включение этого собрания в музейный фонд может существенно изменить представление широкой общественности о богатой и интересной истории украинского искусства в Одесской области, дать толчок исследованиям до сих пор, не исследованных страниц художественной истории южного региона и, как результат, увеличить культурный вес и туристическую привлекательность нашего города», — говорят устроители выставки «Тарасова коллекция в воображаемом музее».
На выставке представлена только малая часть коллекции Тараса Максимюка. Главная преграда для принятия этого собрания является ограниченность фондов Одесского художественного музея.

«Музей был открыт 120 лет назад. Тогда его коллекция насчитывала 700 экспонатов. Сегодня их более 10 тысяч, а экспозиционные площади не увеличились ни на один квадратный метр. Нехватка экспозиционных площадей, площадей для фондовых хранилищ, научной и реставрационной работы, для проведения образовательных мероприятий ощущалась уже в конце 1980-х. Сейчас ситуация вообще стала критической», — подчеркивает куратор выставки Мария Целоева.

Таким образом музейщики хотят привлечь внимание к созданию отдельного музея украиники, основой которого могло бы стать собрание коллекционера и исследователя Тараса Максимюка.

«В отличие от воображаемого музея Андре Мальро, для создания которого не нужны ни потолок, ни стены, этим коллекциям мало воображения зрителя и его способности запоминать. Чтобы говорить о содержании, об идеях отраженного, нам нужны условия для экспонирования и исследования. Сегодня мы мечтаем о воплощении физической возможности делиться достоянием многих поколений художников и коллекционеров. Используя термин «воображаемый музей» как метафору, мы надеемся в ближайшем будущем переступить порог нового музейного центра украиники», — говорит куратор выставки.

Мир