Коллегия Ренийской райгосадминистрации рассмотрела, на первый взгляд, скучный и довольно специфический вопрос. Звучит он громоздко: «О ходе выполнения распоряжения главы Одесской облгосадминистрации от 3 октября 2017 года и главы Ренийской райгосадминистрации от 24 ноября 2017 года «О создании рабочей группы по проблемным вопросам передачи в коммунальную собственность территориальных громад Ренийского района объектов государственной собственности, в том числе общежитий, которые в процессе приватизации не вошли в уставные капиталы хозяйственных обществ, но остались на их балансе».
С информацией по данному вопросу выступила исполняющая обязанности начальника райотдела градостроительства, архитектуры, капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Людмила Войтович. Она сообщила, что вышеупомянутыми объектами на территории района владеет госпредприятие «Ренийский морской торговый порт» (ГП РМТП). Среди них – спорткомплекс «Водник», одно общежитие, два нежилых здания и база отдыха «Моряк» на берегу озера Кагул.
По словам Людмилы Войтович, на сегодняшний день перечисленные объекты невозможно передать в совместную коммунальную собственность громад района, поскольку соответствующие земельные участки не имеют кадастровых номеров. Кроме того, Людмила Викторовна затронула вопрос, которому мы не так давно посвятили отдельную публикацию.
Напомним, что ряд названных объектов и другое имущество ГП РМТП находятся в налоговом залоге для обеспечения огромной задолженности предприятия перед бюджетом. В общей сложности сумма залога составляет 9,8 млн грн. Речь идёт о балансовой стоимости – рыночная стоимость этого имущества в несколько раз выше. Ещё раз перечислим его: объекты на территории порта (5,8 млн грн), спорткомплекс (1,3 млн грн), 10 портальных кранов (1,6 млн грн) и плавучие краны (1,1 млн грн).
Налоговые долги ГП РМТП продолжают расти: если в январе текущего года общая задолженность достигала 15,3 млн грн, в том числе более 14 млн грн – по плате за землю, то по состоянию на апрель т.г. земельный долг превысил 16,5 млн грн. Эта цифра зафиксирована в отчёте Ренийского райфинуправления о выполнении районного бюджета за первый квартал 2018 года.
Людмила Войтович отметила, что очень медленно идёт процесс изготовления технической документации для определения границ земельного участка порта, что предусмотрено распоряжением Одесской облгосадминистрации от 31 января 2018 года №103/А.
«Завершение этого процесса позволило бы значительно сократить начисления платы за землю для ГП РМТП и, таким образом, уменьшить налоговую нагрузку на предприятие. От оформления документов на землю и получения кадастровых номеров зависит и передача вышеперечисленных объектов порта в коммунальную собственность громад района», — подчеркнула Л. Войтович.
Как видим, ситуацию в порту Рени и сопутствующие проблемы можно охарактеризовать известной поговоркой: «Куда ни кинь – всюду клин». При этом создаётся впечатление, что любые соответствующие доклады местных чиновников делаются откровенно «для галочки» — о том, как выйти из положения, речь не идёт вообще. Вот и на сей раз после выступления Л. Войтович не последовало никаких вопросов – ни от членов коллегии, ни от приглашённых. Вопрос задал только автор этих строк. В частности, я поинтересовался, существуют ли какие-то юридические процедуры для выхода порта из нынешней налоговой ямы? Ведь всем понятно, что огромные долги перед бюджетом – это гири на шее, которые буквально тянут на дно и без того полумёртвое предприятие. Да и налоговый залог не может быть вечным: даже не вникая в правовые тонкости, по логике вещей можно предположить, что рано или поздно придётся либо продать имущество порта за долги (и тем самым похоронить предприятие), либо… что? Что дальше?
Ответить на мой вопрос постарался председатель Ренийской райгосадминистрации Пётр Дамаскин.
«Мы постоянно проводим с руководством порта совещания на эти темы, созываем комиссии, ищем пути выхода из финансового тупика, — сказал глава РГА. – В настоящее время порт подаёт нам документы о том, что он будет искать клиентов, наращивать грузооборот и параллельно добиваться выделения финансовой помощи из Министерства инфраструктуры. Все предложения руководства ГП РМТП зафиксированы в протоколах состоявшихся совещаний. Соответственно, определены сроки выполнения тех или иных решений. После истечения этих сроков райгосадминистрация будет вправе спросить с руководителей порта и оценить проделанную работу. Могу добавить, что к решению проблем нашего порта подключились облгосадминистрация и профильное министерство. Так что со стороны областных и районных органов власти предпринимаются все необходимые усилия в данном направлении. К сожалению, многие проблемы, которые сегодня испытывает Ренийский порт, были заложены в самом законодательстве, когда предприятие было разделено на две части – ГП РМТП и филиал Администрации морских портов. После этого разделения возникли трудности с регулированием денежных потоков и использованием имущества. Могу подтвердить также, что огромной проблемой является отсутствие кадастрового номера на земельный участок, занимаемый портом. Надеюсь, что скоро этот вопрос будет решён, и тогда можно будет снять с предприятия существенную часть финансового бремени. И, конечно же, нас очень беспокоит задолженность по зарплате в порту, что, как известно, влечёт за собой уголовную ответственность. Плюс ко всему невыплата зарплаты порождает социальную напряжённость, и мы также обязаны на это реагировать».
Как видим, ответ по сути – ни о чём… Вспомнилась «классика»: «Муха села на варенье – вот и всё стихотворенье». Позволю себе перефразировать: «Галочка» села на коллегию – вот и вся «элегия».
По моей просьбе ситуацию вокруг ГП РМТП прокомментировал начальник Ренийского отделения Госналогинспекции Андрей Кучма.
«Вышестоящим органом управления порта Рени является Министерство инфраструктуры. Согласно Налоговому кодексу, именно оно может погасить долги предприятия по налогам. Исходя из этого, областная налоговая служба направила в Мининфраструктуры соответствующие письма, в том числе с инициативой привлечь должностных лиц порта к ответственности за невыплату зарплаты и налогов. К сожалению, министерство не дало нам ни одного ответа. А деньги у них есть: по итогам 2017 года чистый доход Администрации морских портов Украины составил около 6 миллиардов гривен, а чистая прибыль – в пределах 3 миллиардов гривен. По сравнению с этими цифрами, налоговые долги Ренийского порта выглядят мелочью. Честно говоря, мне непонятно, почему при таких финансовых результатах Мининфраструктуры не желает помогать порту. Что касается возможности продажи имущества порта, которое находится в налоговом залоге, то об этом речь пока не идёт. Это уже крайняя мера. Надеюсь, её удастся избежать».
27 октября 2024 года Болгария провела седьмые за три года внеочередные парламентские выборы, пытаясь преодолеть продолжающийся политический кризис. Результаты последнего голосования демонстрируют отсутствие четких перспектив к формированию стабильного правительства большинства и появление определенной фрагментации политического ландшафта Болгарии на политические силы с малочисленным представлением в законодательном органе страны, проводит анализ эксперт «Лаборатория исследований и информационного анализа» Михаил Панайотов.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.
Министр внешней торговли и развития Финляндии Вилле Тавио объявил о 20 млн. евро в поддержку образовательной реформы в Украине, а также 500 тысяч евро на реформы школьного питания.