стелла

В течение четырех лет в Украине проходит реформа децентрализации власти, которой так не могут нарадоваться президент и правительство. В рамках реформы со столицы на места передали львиную долю полномочий, а вместе с ними и часть финансовых ресурсов. Местным бюджетам оставили налоги на землю и недвижимость, транспортный налог, 5 % акцизный налог на розничную торговлю подакцизных товаров, единый и экологический налог, а также увеличили на 10% отчисления в районные бюджеты от налога на прибыль физлиц. Казалось бы, в таких условиях на местах уже должны почувствовать реальную свободу и направить средства на благо местных жителей. Но не так всё просто, как хотелось бы.

 

Финансовая децентрализация и фактическая свобода в районах

Для примера возьмем Тарутинский район, находящийся в самой удаленной юго-западной части Одесской области, и попробуем разобраться со степенью его финансовой свободы и возможностью обеспечить расходы на развитие.

По сообщению ИА «Одесса медиа«, районный бюджет Тарутинского района на 2018 год составил чуть более 342 миллионов гривен и по планированию является бездефицитным. Из указанной суммы лишь 14 % (47,6 млн.грн.) покрывается за счет собственных доходов, которые формируются из поступлений от налога на заработную плату (38 млн.грн.) и налогов на прибыль предпринимателей (10 млн.грн.). Заработать бюджетные учреждения Тарутинского района также смогут, по прогнозам, почти 5,7 миллионов гривен. Таким образом, фактическая «дырка» в бюджете района составляет больше 280 миллионов гривен.

За счёт чего же покрывается такая огромная сумма? «Это дотации и субвенции из государственного и областного бюджетов. Например, дотация на содержание учреждений образования составляет 18,6 миллионов гривен, образовательная субвенция – 87,6 млн.грн., медицинская субвенция на текущие расходы местной медицины и здравоохранение – 30 млн. грн.», — сообщил в беседе член бюджетной комиссии Одесского облсовета Иван Кюссе. Размеры дотаций и субвенций определяются в столице и областном центре по известным только им методикам, что, не смотря на децентрализацию власти, лишь усилило финансовую зависимость Тарутинского района от государственного и областного руководства. Через призму украинских реалий получается так, что как решат в правительстве и в областной администрации, такую субвенцию ты и получишь. Аналогична ситуация складывается и в других районах Одесской области.

 

При всем этом годового бюджета еле хватает только на выполнение гарантированных Конституцией социальных обязательств государства, на зарплаты бюджетникам и содержание школ, детских садов и медучреждений. Например, почти треть бюджета района (105 млн.грн.) припадает на оплату труда учителей и персонала учреждений образования. 80 миллионов гривен из этой суммы покрываются за счёт субвенций и дотаций из государственного бюджета. Аналогичная ситуация в сфере культуры – практически все денежные средства тратятся на содержание библиотек и домов культуры. Говорить о выделение значительных средств на развитие региона не приходится. Данная статья расходов финансируется по остаточному принципу. Как следствие, за 27 лет хронического недополучения средств на ремонт школ, детских садов, амбулаторий и домов культуры, вся социально значимая инфраструктура, когда-то работающая на развитие, нуждается в тотальном капитальном ремонте.

 

Бюджет развития области и особенности его распределения

Одним из немногих источников финансирования капитального строительства и ремонта является бюджет развития разных уровней, который формируется за счёт части налоговых поступлений и субсидий. Законодателем Украины предполагалось, что именно бюджет развития позволит снять значительную нагрузку по инвестиционным статьям расходов с государственного бюджета и обеспечит местные власти необходимыми финансовыми ресурсами для социально-экономического развития. Фактически же бюджет развития направляется на капитальные расходы по строительству и ремонту объектов социально-культурной сферы и систем жизнеобеспечения.

На практике, размеры бюджетов развития районов не позволяют решать упомянутые проблемы. В частности, бюджет развития Тарутинского района на 2018 год составил всего лишь 70 тысяч гривен, чего хватило на покупку электроплит для двух сельских детских садов и одного ноутбука для сельской библиотеки.

Если говорить о бюджете развития области, то в 2018 году он составил почти 445 миллионов гривен и может быть потрачен на капитальное строительство и ремонт в районах. На деле, распределение средств бюджета развития области является своеобразным способом политической коррупции и шантажа. Статьи расходов бюджета развития формируются подразделениями Одесской ОГА с учетом рекомендаций местных органов власти и депутатов. Если руководство района политически лояльно и преданно губернатору, а депутаты облсовета представляют провластную политическую силу, то деньги на их округа находятся. Ведь перед выборами надо что-то показать избирателю, а усиливать оппонентов партии власти никто никогда не хотел и не захочет. Если депутат облсовета менее напористый и плывет по течению, то никаких средств на развитие его округа не стоит ожидать.

Примером тому является Тарутинский район. Вплоть до 2015 года местные власти получали на объекты социально-культурной сферы незначительные суммы. В частности, в 2014 году из бюджета развития Одесской области на 50 округ Тарутинского района выделено всего 57 тыс. грн. После местных выборов и обновления депутатского корпуса в Одесском областном совете ситуация изменилась. С 2016 по т.г. депутату от Тарутинского района, члену бюджетной комиссии Ивану Кюссе удалось добиться выделения из бюджета развития области 18,5 миллионов гривен, которые пошли на капитальный ремонт в тринадцати школах, закупку мебели и оборудования в северной части Тарутинского района. Кроме того, проведен капитальный ремонт в домах культуры пяти сёл.

на фото: депутат Одесского облсовета Иван Кюссе

— Ситуация с не совсем справедливым распределением средств бюджета развития области и дальнейшим финансированием его статей расходов особенно усугубилась с приближением череды выборов. Губернатор Одесской области Максим Степанов и его окружение предпочитают направлять бюджетные средства, в т.ч. и из бюджета развития, в политически благоприятные районы – там, где надо показать результат и обеспечить победу для партии власти, — подчеркнул в беседе Иван Кюссе. – Всем остальным, в том числе и Тарутинскому району, приходится почти сражаться за бюджетные деньги для своих округов. Как только показываешь слабость, так сразу тебя начнут игнорировать.

Отметим, в 2018 году в бюджете развития Одесской области предусмотрено почти 6 миллионов гривен на разные программы на более 30 объектов социально-культурной инфраструктуры Тарутинского района. «Не смотря на утвержденные депутатами статьи расходов, финансирование проходит не по совсем прозрачному и справедливому принципу. Приходится использовать депутатские полномочия и прибегать к разным методам для того, чтоб губернатор и его окружение услышали людей Тарутинского района и обратили внимание на их проблемы. Например, за восемь месяцев 2018 года финансирование объектов на моем избирательном округе не проводится. Пришлось обратиться к губернатору с предложением рассказать мне, представляющему интересы жителей Тарутинского района в облсовете, о том, где деньги и почему нет финансирования», — подчеркнул Иван Кюссе.

 

Вместо эпилога

Административно-территориальная реформа и децентрализация власти набрала обороты. Органам местного самоуправления необходимо привыкать работать в новых условиях финансирования и с расширенными полномочиями, что возлагает на них ещё большую ответственность перед людьми. Очевидно, что представительская роль депутатского корпуса значительно возрастает и от активности народных избранников разных уровней зависит финансовая свобода регионов.

Политика