В течение четырех лет в Украине проходит реформа децентрализации власти, которой так не могут нарадоваться президент и правительство. В рамках реформы со столицы на места передали львиную долю полномочий, а вместе с ними и часть финансовых ресурсов. Местным бюджетам оставили налоги на землю и недвижимость, транспортный налог, 5 % акцизный налог на розничную торговлю подакцизных товаров, единый и экологический налог, а также увеличили на 10% отчисления в районные бюджеты от налога на прибыль физлиц. Казалось бы, в таких условиях на местах уже должны почувствовать реальную свободу и направить средства на благо местных жителей. Но не так всё просто, как хотелось бы.
Финансовая децентрализация и фактическая свобода в районах
Для примера возьмем Тарутинский район, находящийся в самой удаленной юго-западной части Одесской области, и попробуем разобраться со степенью его финансовой свободы и возможностью обеспечить расходы на развитие.
По сообщению ИА «Одесса медиа«, районный бюджет Тарутинского района на 2018 год составил чуть более 342 миллионов гривен и по планированию является бездефицитным. Из указанной суммы лишь 14 % (47,6 млн.грн.) покрывается за счет собственных доходов, которые формируются из поступлений от налога на заработную плату (38 млн.грн.) и налогов на прибыль предпринимателей (10 млн.грн.). Заработать бюджетные учреждения Тарутинского района также смогут, по прогнозам, почти 5,7 миллионов гривен. Таким образом, фактическая «дырка» в бюджете района составляет больше 280 миллионов гривен.
За счёт чего же покрывается такая огромная сумма? «Это дотации и субвенции из государственного и областного бюджетов. Например, дотация на содержание учреждений образования составляет 18,6 миллионов гривен, образовательная субвенция – 87,6 млн.грн., медицинская субвенция на текущие расходы местной медицины и здравоохранение – 30 млн. грн.», — сообщил в беседе член бюджетной комиссии Одесского облсовета Иван Кюссе. Размеры дотаций и субвенций определяются в столице и областном центре по известным только им методикам, что, не смотря на децентрализацию власти, лишь усилило финансовую зависимость Тарутинского района от государственного и областного руководства. Через призму украинских реалий получается так, что как решат в правительстве и в областной администрации, такую субвенцию ты и получишь. Аналогична ситуация складывается и в других районах Одесской области.
При всем этом годового бюджета еле хватает только на выполнение гарантированных Конституцией социальных обязательств государства, на зарплаты бюджетникам и содержание школ, детских садов и медучреждений. Например, почти треть бюджета района (105 млн.грн.) припадает на оплату труда учителей и персонала учреждений образования. 80 миллионов гривен из этой суммы покрываются за счёт субвенций и дотаций из государственного бюджета. Аналогичная ситуация в сфере культуры – практически все денежные средства тратятся на содержание библиотек и домов культуры. Говорить о выделение значительных средств на развитие региона не приходится. Данная статья расходов финансируется по остаточному принципу. Как следствие, за 27 лет хронического недополучения средств на ремонт школ, детских садов, амбулаторий и домов культуры, вся социально значимая инфраструктура, когда-то работающая на развитие, нуждается в тотальном капитальном ремонте.
Бюджет развития области и особенности его распределения
Одним из немногих источников финансирования капитального строительства и ремонта является бюджет развития разных уровней, который формируется за счёт части налоговых поступлений и субсидий. Законодателем Украины предполагалось, что именно бюджет развития позволит снять значительную нагрузку по инвестиционным статьям расходов с государственного бюджета и обеспечит местные власти необходимыми финансовыми ресурсами для социально-экономического развития. Фактически же бюджет развития направляется на капитальные расходы по строительству и ремонту объектов социально-культурной сферы и систем жизнеобеспечения.
На практике, размеры бюджетов развития районов не позволяют решать упомянутые проблемы. В частности, бюджет развития Тарутинского района на 2018 год составил всего лишь 70 тысяч гривен, чего хватило на покупку электроплит для двух сельских детских садов и одного ноутбука для сельской библиотеки.
Если говорить о бюджете развития области, то в 2018 году он составил почти 445 миллионов гривен и может быть потрачен на капитальное строительство и ремонт в районах. На деле, распределение средств бюджета развития области является своеобразным способом политической коррупции и шантажа. Статьи расходов бюджета развития формируются подразделениями Одесской ОГА с учетом рекомендаций местных органов власти и депутатов. Если руководство района политически лояльно и преданно губернатору, а депутаты облсовета представляют провластную политическую силу, то деньги на их округа находятся. Ведь перед выборами надо что-то показать избирателю, а усиливать оппонентов партии власти никто никогда не хотел и не захочет. Если депутат облсовета менее напористый и плывет по течению, то никаких средств на развитие его округа не стоит ожидать.
Примером тому является Тарутинский район. Вплоть до 2015 года местные власти получали на объекты социально-культурной сферы незначительные суммы. В частности, в 2014 году из бюджета развития Одесской области на 50 округ Тарутинского района выделено всего 57 тыс. грн. После местных выборов и обновления депутатского корпуса в Одесском областном совете ситуация изменилась. С 2016 по т.г. депутату от Тарутинского района, члену бюджетной комиссии Ивану Кюссе удалось добиться выделения из бюджета развития области 18,5 миллионов гривен, которые пошли на капитальный ремонт в тринадцати школах, закупку мебели и оборудования в северной части Тарутинского района. Кроме того, проведен капитальный ремонт в домах культуры пяти сёл.
— Ситуация с не совсем справедливым распределением средств бюджета развития области и дальнейшим финансированием его статей расходов особенно усугубилась с приближением череды выборов. Губернатор Одесской области Максим Степанов и его окружение предпочитают направлять бюджетные средства, в т.ч. и из бюджета развития, в политически благоприятные районы – там, где надо показать результат и обеспечить победу для партии власти, — подчеркнул в беседе Иван Кюссе. – Всем остальным, в том числе и Тарутинскому району, приходится почти сражаться за бюджетные деньги для своих округов. Как только показываешь слабость, так сразу тебя начнут игнорировать.
Отметим, в 2018 году в бюджете развития Одесской области предусмотрено почти 6 миллионов гривен на разные программы на более 30 объектов социально-культурной инфраструктуры Тарутинского района. «Не смотря на утвержденные депутатами статьи расходов, финансирование проходит не по совсем прозрачному и справедливому принципу. Приходится использовать депутатские полномочия и прибегать к разным методам для того, чтоб губернатор и его окружение услышали людей Тарутинского района и обратили внимание на их проблемы. Например, за восемь месяцев 2018 года финансирование объектов на моем избирательном округе не проводится. Пришлось обратиться к губернатору с предложением рассказать мне, представляющему интересы жителей Тарутинского района в облсовете, о том, где деньги и почему нет финансирования», — подчеркнул Иван Кюссе.
Вместо эпилога
Административно-территориальная реформа и децентрализация власти набрала обороты. Органам местного самоуправления необходимо привыкать работать в новых условиях финансирования и с расширенными полномочиями, что возлагает на них ещё большую ответственность перед людьми. Очевидно, что представительская роль депутатского корпуса значительно возрастает и от активности народных избранников разных уровней зависит финансовая свобода регионов.
27 октября 2024 года Болгария провела седьмые за три года внеочередные парламентские выборы, пытаясь преодолеть продолжающийся политический кризис. Результаты последнего голосования демонстрируют отсутствие четких перспектив к формированию стабильного правительства большинства и появление определенной фрагментации политического ландшафта Болгарии на политические силы с малочисленным представлением в законодательном органе страны, проводит анализ эксперт «Лаборатория исследований и информационного анализа» Михаил Панайотов.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.
Министр внешней торговли и развития Финляндии Вилле Тавио объявил о 20 млн. евро в поддержку образовательной реформы в Украине, а также 500 тысяч евро на реформы школьного питания.