В последнее время в Украине продолжается интенсивная дискуссия, связанная с будущим сборов, собираемых в морских портах. По решению Кабинета Министров Украины (постановление от 6 декабря 2017 № 990) и Мининфраструктуры (приказ от 27.12.2017 № 474) ко всем портовых сборов, кроме маячного, применяется скидка в размере 20%.
Европейская бизнес ассоциация (ЕБА) на всех этапах обсуждения этого вопроса занимала активную позицию в поддержку снижения портовых сборов. Основная аргументация ассоциации — уровень портовых сборов в Украине не соответствует необходимости, обусловленной расходами на поддержку портовой инфраструктуры. На сайте ЕБА от 5.02.2018 Комитет по логистике (профессиональный орган ЕБА, которой активно участвует в сотрудничестве с Кабмином и Минифраструктуры, регулярно проводит совместные мероприятия, участвует в обсуждении всех ключевых вопросов развития транспорта) даже выразил благодарность Мининфраструктуры за это: «Данное решения для бизнес-сообщества является чрезвычайно важным, поскольку снижение размера ставок портовых сборов на 20% позволит значительно повысить экономическую привлекательность экспортно-импортных операций, укрепит положение портов Украины и предоставит конкурентные пере аги по сравнению с другими портами Черноморского бассейна».
Но проходит 2 месяца, и позиция ЕБА круто меняется. Опираясь на мнение якобы экспертов … Комитета по логистике исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко просит не любого, а Премьер-министра Украины рассмотреть предложение непонятно каких компаний-членов Комитета по логистике, которые среди прочего утверждают, что финансирование по безопасности судоходства приводит к постепенному упадку портовой инфраструктуры и «ухудшение конкурентоспособности отечественных портов». Не больше, не меньше!
При этом в письме ЕБА приводятся ссылки на статью 26 Конвенции ООН по морскому праву, которая, как утверждается, регулирует вопросы портовых сборов и запрещает собирать эти сборы без предоставления конкретных услуг судну. Автор даже не проверил тот простой факт, что эта Конвенция не регулирует портовую деятельность как таковую, а статья 26 вообще относится к праву мирного прохода судов через территориальное море прибрежного государства! Исходя из такой логики, отмене подлежат практически все портовые сборы — от корабельного санитарному.
Точно так рассыпается вся остальная аргументацияписьма ЕВА.
Очевидно, авторы странного письма ЕБА давно не открывали Закон Украины «О морских портах Украины», в котором в статье 13 «Основы государственного регулирования деятельности в морском порту» первой целью государственного регулирования установил «… обеспечение:«1) безопасности мореплавания, жизни и здоровья граждан».
Почему так случилось, что письмо уважаемой в Украине организации оказалось некомпетентным? Дело в том, что обращение ЕБА не содержит конкретных ссылок на рассмотрение этого вопроса Комитетом по логистике, перечень лиц, которые приняли участие в обсуждении, даже даты такого рассмотрения. Авторы анализа- обоснования остались анонимными «компаниями-членами Комитета по логистике ЕБА». Никаких приглашений к диалогу Мининфраструктуры, субъекты его подведомственных структур в системе управления безопасностью судоходства от ЕБА не получили.
Похоже, в Украине, в отличие от англосаксонской и континентальной моделей лоббизма, появляется третья модель от ЕБА — анонимно-хуторская.
Автор Андрей Портной
Редакция сайта может не разделять мнение авторов материалов
Украина продолжает сотрудничество с Литвой и Великобританией в борьбе с торговлей украденным украинским зерном. Меморандум был подписан в рамках Берлинской конференции министров сельского хозяйства.