Что же это за круг такой заколдованный – дороги? – что за века и годы никак невозможно привести их в порядок?
Тема ремонта дорог стала «притчей во языцех», предметом разговоров и обсуждений. Но, как печально известно, от одних разговоров ситуация не меняется и не изменится. Если и начинается какое-то движение в этом вопросе, то, обычно, перед началом очередной предвыборной кампании, когда обещания по ремонту дорог становятся значимой «разменной монетой» для кандидатов в депутаты любых уровней. Заканчивается кампания выборов – уходят в забвение обещания.
К примеру, в год выборов 2010-й Арцизский район Одесской области получил около 30 млн. грн. из областного бюджета развития на ремонт дорог. Во время выборов в местные советы, которые проводились в этом году, кому-то такой «транш» сыграл как раз на руку. Проведенный на эти средства ремонт дорог в районе Одесской дорожной организацией, по мнению и сельских и городских жителей, был не качественный и немного странный. Странный, потому что выбирались дороги для ремонта не понятно по каким критериям. Да, они все требуют ремонта, но так как денег на все не хватит, то надо было выбирать хотя бы наиболее значимые, нужные для людей, а не те, которые проще и удобнее.
В 2012-м, тоже году отмеченном выборами, прозвучало, что проведен тендер и выделены средства на ремонт дороги по направлению Болград, Арциз, Сарата (отмечаю именно это направление, потому что дорога Арциз-Сарата уже не выдерживает не то, что никакой критики, но и упоминание о передвижении по ней вызывает нервную дрожь у водителей). Выборы с обещаниями прошли, деньги, выделенные на ремонт дороги, не поступили, почему никто не объяснял – видно после выборов эта потребность отпала сама собою.
Как говорится: спасение утопающего – дело самого утопающего. А еще здесь применимо: голь на выдумку хитра. Все это к тому, что выход из критического положения с дорогами стали искать сами жители районных центров, сел и поселков, к которым добраться стало трудно, или даже невозможно.
В минувшем году распоряжением главы Арцизской РГА была создана рабочая группа, которая была уполномочена заниматься вопросами ремонта дорог общего пользования между населенными пунктами района. Обслуживающий эти дороги райавтодор не имеет средств даже на ямочный ремонт. В эту рабочую группу вошли представители органов местного самоуправления, предприниматели, фермеры. Планировалось создать районный фонд, в котором будут аккумулироваться средства, необходимые на ремонт дорог, проводить ремонт в первую очередь в тех населенных пунктах и между теми населенными пунктами, громады и хозяйства которых вносят больше средств на эти цели. Хозяйственниками района была собрана сумма в 720 тыс. грн. внебюджетных средств для проведения работ на дорогах, были выполнены некоторые работы в населенных пунктах, но средств этих, конечно, было далеко недостаточно.
На недавней сессии Арцизского райсовета снова был поднят вопрос об одной из главных сегодняшних проблем – дорогах. От депутатов поступило предложение создать благотворительный фонд поддержки района. Если в состоянии помочь и поддержать – покажи это личным примером. Поддержку это предложение получило, депутаты передали народному депутату Украины А.И. Киссе, избраннику округа, просьбу о поддержке на законодательном уровне необходимости прямых отчислений налогов в местные бюджеты, которые бы направлялись, в частности, на ремонт дорог.
В начале февраля этого года из уст Премьер-министра Украины Николая Азарова прозвучало, что 97% украинских дорог отремонтировано. Сказанная фраза, мягко говоря, показалась странной, не серьезной. Ну, вылетела…
Украинцы, глядя с болью на свои дороги, вероятно, сделали вывод, что они вошли в те 3%, которые остались до сотни. На поверку- все украинские дороги вместились в эти 3%.
Больше не упоминал об этом Премьер-министр, видимо подсказали: не теми цифрами пользуетесь, не то в реальности…
И в этом же феврале Николай Азаров поручил «сконцентрировать все ресурсы и усилия на ремонте дорог». По подсчетам премьера, на строительство, содержание и восстановление дорог в Украине необходимо 2 млрд. грн. Сегодня из бюджета выделено только 417 млн. грн. Недостающие суммы необходимо, по мнению премьера, искать в местных бюджетах и у коммунальных предприятий, у «Укравтодора» есть потенциальные возможности для разворачивания работ на дорогах.
Как уже известно, «Укравтодор» привлек 4 млрд. грн. от размещения облигаций в украинских банках, средства « могут быть использованы в 2013 году на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог согласно перечню объектов, который будет утвержден правительством».
То есть, деньги уже изысканы? И в нужных суммах? Дороги в Украине будут отремонтированы, восстановлены и построены?
Но, сомнение гложет, а хватит ли и таких денег? Опыт подсказывает, что их почему-то достаточно никогда не бывает.
А теперь о том, что ближе к сердцу каждому. Дороги в Украине ремонтируются, прежде всего, за счет уплаты акцизного сбора, который входит в стоимость горючего на АЗС. Николай Азаров озвучил, что по его подсчетам каждый украинский автовладелец выплачивает приблизительно 992 грн. На эти деньги «можно осуществить ямочный ремонт примерно 5 кв. метров дороги, капитальный ремонт – приблизительно на 1.5 кв. метрах, а построить новых – 2.5 см. На дорожное строительство идут также средства сборов за первую регистрацию транспортного средства, ввозные пошлины на транспортные средства, шины, нефтепродукты. На содержание дорог выделяются и средства из местных бюджетов и госбюджета. Сумма, в общем, собирается не малая. А вот куда уходят все эти средства – большой вопрос!
Вопрос дорог волнует всех без исключения – мы все либо водители, либо пассажиры. Потому, услышав математические выкладки относительно украинских дорог, озвученные Премьер-министром, естественно многие потянулись к калькуляторам: подсчитать, прикинуть – дотошный народ. Что получилось? Расчеты, конечно, грубые, но все равно «появились смутные сомнения» насчет себестоимости и ремонта дорог и их строительства. Ну, к примеру, почти 1000 грн. за 2.5 см новой дороги…Это, если сверху насыпать алмазной крошки, тогда, да, — говорят практики.– А так бред полный, нужно всего (по нашим родным технологиям) пол-лопаты песка со щебнем и жменю асфальта.
И возникает у народа закономерное: « а-ф-игеть! где же мои деньги! в какие дороги, покажите, вы их закатали!!!
«После зимы мы сумели сохранить дороги, — заявил в интервью Вадим Гордиевский, начальник Службы автомобильных дорог в Одесской области. – И они совсем не в таком плачевном состоянии, как все вокруг говорят. В этом году мы проведем новый тендер и, как только позволит погода, начнем работы…»
Чиновнику, как всегда, виднее. А насчет плачевного состояния? – так не надо и искать, ткните наугад пальцем в карту Одесской области и сразу, как говорится «в дамки».
Когда-то площадь 10 Апреля в Одессе называли и одесситы и приезжие «площадью героев» — кто проехал, тот и герой, потому что не была она с удобной разметкой, сложно было водителям сориентироваться. Все проезжающие по трассе Сарата-Арциз (как один из примеров состояния и многих других дорог области) вместе с другими «яркими» эпитетами», называют эту дорогу «дорогой героев» — кто проехал, тот безусловный герой.
И опять же о «деле утопающих», водители, здесь проезжающие, все больше задумываются не только о приобретении авто с высоким клиренсом, а о БТР, к примеру…
Республика Молдова выбирает президента страны. Различные социологические исследования показывают высокие шансы действующего главы государства Майи Санду сохранить за собой президентское кресло, однако без второго тура голосование на этот раз не обойдется. Одновременно с президентскими выборами, население Молдовы будет определяться с геополитическим вектором на референдуме о присоединении к Европейскому Союзу. На первый взгляд, Молдова пройдет через очередной этап, который еще больше закрепит европейский выбор молдавского народа, однако Кремль не отказывается от попыток вернуть страну в свою зону геополитического влияния. Эксперты Лаборатории исследований и информационного анализа разбирали возможные варианты развития событий.
В Украине собрано более 66,7 млн. тонн нового урожая зерновых и масличных культур на площади 18,6 млн. га. По информации аграриев, намолочено 47,9 млн тонн зерновых и 18,8 млн тонн масличных.