Команда одесского историка Игоря Мельника завершает работу над своим очередным проектом – репликой древнерусской ладьи «Анна Ярославна», которая в начале июля поедет на трейлере во французский Брест, чтобы принять участие в международном морском фестивале.
Строить судно начали в мае прошлого года в Рени. Основные работы выполнял местный лодочный мастер Андрей Соболенко, на его счету это уже 93-я лодка. Три недели назад корпус будущей ладьи доставили в Одессу, сообщает Думская.net.
Сейчас деревянный красавец-корабль стоит на задворках одного из промышленных предприятий города. Любители истории конопатят швы между сосновыми досками (киль и шпангоут сделаны из дуба и акации), шпаклюют и красят борта. Когда это будет сделано, они займутся подготовкой днища, для чего довольно большую лодку, рассчитанную на экипаж из 12 человек (десять гребцов, рулевой и капитан), придется перевернуть. Переворачивать ее реконструкторы собираются без всякого крана.
«Парус шила в Раздельной тамошняя мастерица Мария Васильевна, — рассказывает участник проекта Юрий Фраценюк. – Немолодая уже женщина, она совершила настоящий трудовой подвиг. Попробуйте потягать это тяжеленное полотнище площадью 24 квадратных метра!»
А скульптор Игорь Ивченко — кстати, автор композиции «Тетя Соня», что стоит уже пять лет на Привозе — доводит до ума носовую и кормовую фигуры ладьи. С ювелирной точностью орудуя резцом, ваятель снимает последние стружки с деревянного изваяния королевы Анны, которая будет украшать нос. Дочка Ярослава Мудрого изображена в виде Алконоста – мифологической девы-птицы. Одной рукой венценосная славянка совершает крестное знамение, другой прижимает к сердцу знаменитое Реймсское Евангелие, ту самую кириллическую Библию, которую она, по легенде, взяла с собой в Западную Европу и на которой с XVI века до самой революции присягали все французские короли. Причем, что любопытно, клялись они на ней, не разбирая написанного и даже не ведая, что это за язык. Первым после Ярославны прочитать священную книгу смог гостивший во Франции Петр Великий. Семь веков спустя! Очень удивились, говорят, французы тому, что главное их Евангелие, оказывается, родом из далекой Скифии.
«Изваяние полностью соответствует характеру лодки – она будет такой же воздушной и целеустремленной, как деревянная королева, — говорит участник проекта Сергей Замбриборщ. — Хотя еще до создания носовой фигуры, просто по обводам корабля, было видно, что он будет только таким и никаким другим».
«Анна Ярославна» — именно реплика, то есть не точная копия средневековой ладьи, а скорее, фантазия на тему. Древние судостроители, увы, точных чертежей одесским реконструкторам не оставили, и воссоздавать лодку пришлось, собирая информацию буквально по крупицам. Использовали все, что могло хоть как-то пролить свет на конструкцию подобных транспортных средств: отрывочные упоминания в летописях, археологические артефакты и даже упрощенные изображения лодий на средневековых миниатюрах.
«Мы смотрели и пытались представить себе, каким это все было, как держалось на воде, как маневрировало, — рассказывает капитан «Анны» Сергей Рябоконь. — Потом думали над тем, как это все реализовать на практике. И все равно – наши домыслы и предположения никогда бы не воплотились в дереве, не будь в Рени такого мастера, как Андрей Федорович Соболенко. Он потомственный лодочник, из старообрядцев-липован, а липоване много чего сохранили в своей культуре и быту аутентично-старославянского. Лодки, которые используют жители Вилково, конструктивно практически ничем не отличаются от кораблей, которые бороздили Днепр и Черное море во времена Киевской Руси. Разве что размерами».
«Анна» копирует не военное, а древнее торговое судно. Правда, она раза в полтора-два меньше настоящих купеческих лодий, которые могли взять на борт до 10-15 тонн груза и 50 человек команды вместе с пассажирами.
Длина одесской ладьи — 12,5 метров, ширина по миделю (в самой широкой части) – 2,4 м, высота борта – 1,8 м. Планируется, что лодка выдержит 2 тонны полезной нагрузки и сможет развивать при попутном ветре до 5 узлов (9 км/час).
«Мы в принципе могли сделать ладью и больших размеров, но, увы, это нам не позволяют международные правила транспортных перевозок. Габариты лодки таковы, что ее можно перевозить в обычном грузовике-длинномере, не привлекая полицейское сопровождение и не уплачивая дополнительные пошлины при пересечении границ», — отмечает Рябоконь.
Второе важное отличие одесской ладьи от прототипов – при ее создании использовались металлические гвозди, хотя это характерно, скорее, для варяжских драккаров, нежели для славянских судов: наши предки предпочитали деревянные чопики. Ну и, наконец, у творения одесситов, кроме парусов и весел, имеется, как это ни удивительно, мотор. Надежно замаскированный, он, как и габариты лодки, является данью международному праву: без двигателя «Анну Ярославну» просто не выпустит в свободное плавание ни один морской порт планеты.
«Мы уже раз набили в связи с этим шишку, — вспоминает капитан «Анны». — Лет десять назад мы на копии финикийского судна «Мелькарт» участвовали в испанской королевской регате. Лодка была без мотора, и ее отказался выпускать из гавани капитан одного из испанских портов. Отобрал документы. Понадобилось вмешательство организаторов регаты, чтобы «Мелькарт» смог выйти в море».
Вообще, реконструкторский энтузиазм участников Центра исследования истории мореплавания (так называется организация Игоря Мельника) распространяется только на судно. Путешественники не переоблачаются, как наземные реконструкторы, в древние костюмы, не воспроизводят древние обряды («Не стоит призывать чужих богов — вдруг придут», — шутят они). Пищу готовят на современной газовой плитке, а ладьи и диеры ведут с помощью GPS.
Самому старшему участнику готовящейся экспедиции — 62 года, самому младшему — 14. Покорять Европу будут люди разных профессий. Есть среди них профессиональные историки, вроде Игоря Мельника и Юрия Фраценюка, есть биологи, физики, литераторы, журналисты. А Сергей Рябоконь — портовый сюрвейер.
В Бресте «Анна Ярославна» проведет шесть дней, после чего вместе с другими парусниками совершит 35-мильный переход в другую бретонскую гавань Дуарнене, где и останется на зимовку.
В 2013-2015-м годах одесситы планируют совершить беспрецедентное путешествие из Франции в Украину по рекам и каналам Европы — через Германию, Польшу и, возможно, Белоруссию. Путешествие предстоит не из легких, причем больше всего беспокоят реконструкторов речные шлюзы – их преодоление должно отнять немало времени и сил. А ведь в одной Польше «Анну» ждет свыше 70 шлюзов!
«Анна Ярославна» — это уже девятое историческое судно, созданное Центром истории мореплавания. Первым их проектом была древнегреческая диера «Ивлия», спущенная на воду в 1988-м году и совершившая шесть походов. К сожалению, большинство реплик Центра не дожили до наших дней. «В Ренийском районе мы храним копию челна бронзового века «Одиссей», в Белгороде находится греческая галера «Персей». Еще есть информация, что наш средневековый двухмачтовый полиакр «Одесса» был выкуплен каким-то европейским бизнесменом и сейчас используется в качестве плавучего ресторана. Вот, пожалуй, и все, что осталось от нашего творчества. Больше всего жаль «Ивлию». Мы подарили ее морскому музею в Ла-Рошели, но музей закрыли, а диера пошла на… опилки для мебели. Увы, и такое бывает», — говорит Сергей Рябоконь.
На украинские счета поступил шестой транш от Международного валютного фонда (МВФ) в размере $1,1 млрд. по программе расширенного финансирования Extended Fund Facility.