В прошлом году в Великобритании прошел референдум по вопросу выхода из ЕС. С небольшим преимуществом победили сторонники выхода из ЕС (за выход высказалось 51,9% проголосовавших, соответственно за продолжение членства в ЕС выступило 48,1% избирателей). Причем большая часть населения Северной Ирландии и Шотландии высказалась против выхода из состава ЕС.
Прошло более полугода и теперь процесс «развода» переходит в фазу конкретных переговоров. Однако пресловутый «брексит» это не едино моментный шаг, а долгий процесс, который сопряжен с большим количеством переговоров и согласований на разных уровнях.
Два года: время пошло
29 марта 2017 г. Тереза Май, премьер-министр Великобритании инициировала Ст. 50 Лиссабонского договора. Это означает, что крайний срок выхода Англии из ЕС составляет два года.
Напомним, что до 2007 года по факту не было законного механизма стране-члену ЕС покинуть Евросоюз. После принятия Лиссабонского договора в декабре 2009 года такая возможность появилась. Принятие подобного положения было обставлено как переход к «более демократическому, более прозрачному, более эффективному» Европейскому Союзу. В настоящее время
Процедура выхода предусматривает одобрение квалифицированным большинством стран-членов ЕС, так же может быть наложено вето со стороны Европарламента. Временные рамки «развода» Великобритании с ЕС могут быть расширены, но только в случае поддержки этого решения всеми членами ЕС. Кроме того принятое ЕС решение должно быть ратифицировано каждым из национальных парламентов. Как подчеркивает политический обозреватель «Телеграф» Майкл Вилкинсон проблемным может стать парламент Бельгии.
Начало переговорного процесса
После нескольких месяцев относительно незаметных консультаций переговоры будут возобновлены в новом формате, но только после того как ЕС определит стратегию для переговорного процесса.
27 членов ЕС проведут в ближайшие недели встречи, обсуждая свои приоритеты для переговоров, прежде чем провести 29 апреля саммит и предоставить Европейской комиссии мандат на ведение переговоров с Лондоном от их имени.
Главными темами для переговоров, вероятно, станут финансовые обязательства Британии перед Европейским союзом («законопроект ЕС», который по некоторым оценкам может составлять до 60 млрд. евро, или 65 млрд. долл. США), а также права живущих в ЕС граждан Соединенного Королевства и британских граждан, проживающих на континенте, в странах ЕС.
В фокусе внимания торговля
Авторы аналитической записки «Stratfor» считают, что обе стороны захотят достичь взаимовыгодной сделки, но их противоречивые интересы по многим вопросам не будут так легко решаться.
«Лондон хотел бы провести параллельные переговоры об уходе и будущих двусторонних отношениях с ЕС. Британское правительство будет добиваться широкого соглашения о свободной торговле для защиты своих коммерческих связей с ЕС. Он также хотел бы внедрить любые соглашения Брексита поэтапно («этап внедрения»), чтобы свести к минимуму сбои в британской экономике», — уверены американские эксперты.
Вместе с тем ЕС хочет применять последовательный подход, прежде всего сосредоточив внимание на условиях выхода из него и оставив дискуссии о торговле на будущее. Различные члены ЕС также имеют разные приоритеты, когда речь заходит о Брексите. Такие страны, как Франция и Германия, заинтересованы в том, чтобы Великобритания не получала концессий, которые ослабляют целостность единого рынка, но те, кто имеет тесные политические, экономические или военные связи с Соединенным Королевством, такие как Ирландия или Кипр, будут вынуждены приспосабливать к британским запросам в максимально возможной степени.
Создание прецедента: влияние внутренней политики на ход переговоров
Для обеих сторон внутренняя политика будет играть важную роль в переговорах.
«Британское правительство пообещало избирателям, что Брексит будет успешным, а правительства стран-членов ЕС хотят продемонстрировать своим гражданам, что уход из блока –это не безболезненный процесс», — считают эксперты «Stratfor».
В ближайшее время будет идти поиск обоюдно приемлемого формата для оформления сделки по выходу Великобритании из состава ЕС. С одной стороны внутриполитическая ситуация будет подталкивать всех участников процесса продемонстрировать как можно более быстрый результат, с другой стороны необходимость квалифицированного большинства для одобрения решений исключит возможность выдвижения явно невозможных пунктов.
Кроме того, есть неразрешенный спор о роли британского парламента в этом процессе: многие законодатели хотят, чтобы правительство представило какие-либо предложения для их одобрения, прежде чем они будут отправлены для ратификации в Европейский Союз, но британское правительство говорит, что парламент должен получить только «принять или оставить» голосовать по окончательному решению.
Обострение внутренних проблем в Великобритании и сложности внутри ЕС
Выход Соединенного Королевства из Европейского союза поднял сложные политические вопросы для всех участвующих сторон. Этот процесс угрожает территориальной целостности Соединенного Королевства, поскольку решение покинуть единый рынок ЕС возродило требования со стороны шотландского правительства и создало обеспокоенность по поводу возобновления пограничного контроля между Северной Ирландией и Ирландской Республикой.
Эксперты также отмечают, что проблема Брексита побудила многие компании рассмотреть возможность переноса некоторых сотрудников и операций на континент.
Очевидно, что в ближайшие годы ЕС столкнется со все возрастающими проблемами. Это связано и с финансовым аспектом и необходимостью формировать бюджет будет учитывать отсутствие Соединенного Королевства. Несмотря на то, что Великобритания не была интегрирована в еврозону 18% бюджета ЕС формировалось именно за счет Великобритании.
Некоторые государства уже высказались против увеличения своих национальных взносов. Страны ЕС также должны будут учитывать будущее своих структур безопасности и обороны, минуя участие одного из своих ключевых военных партнеров. Что более важно, расстановка сил среди членов ЕС может быть дестабилизирована – Северная Европа опасается, что уход Соединенного Королевства увеличит влияние средиземноморской Европы. Эти соображения могут увеличить фрагментацию блока в то время, когда популистские, националистические и евроскептические политические силы находятся на подъеме.
Украинская перспектива Брексита
Что касается Украины, то волне возможно сокращение некоторого количества программ, которые финансировались Британией в рамках участия Европейского Союза. В остальном Британия по-прежнему останется важным экономическим и политическим партнером Украины. Украинские эксперты в 2015 году оценили стратегическое видение двухсторонних отношении всего в два балла, хотя общий результат в четыре.
«Активная поддержка Украины Великобританией на международных форумах имела важный, но лишь вспомогательный характер, поскольку эта страна не привлечена к основному механизму решения конфликта и в общем играет пассивную роль во внешней политике ЕС», — отмечает Надежда Коваль в сборнике аналитических статей «Українська призма: зовнішня політка 2015».
27 октября 2024 года Болгария провела седьмые за три года внеочередные парламентские выборы, пытаясь преодолеть продолжающийся политический кризис. Результаты последнего голосования демонстрируют отсутствие четких перспектив к формированию стабильного правительства большинства и появление определенной фрагментации политического ландшафта Болгарии на политические силы с малочисленным представлением в законодательном органе страны, проводит анализ эксперт «Лаборатория исследований и информационного анализа» Михаил Панайотов.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.
Министр внешней торговли и развития Финляндии Вилле Тавио объявил о 20 млн. евро в поддержку образовательной реформы в Украине, а также 500 тысяч евро на реформы школьного питания.