Месяц назад в размышлениях на тему, что будет, если Украина не подпишет ассоциацию с Евросоюзом, вполне закономерно напрашивался вывод о «братской помощи» со стороны России. Ну вот, евроассоциация провалена, Украина бурлит праведным гневом, правительство резко прикинулось слепым и глухонемым, а Москва устроила аукцион невиданной щедрости, предложив Киеву скидку на газ и 15-миллиардный кредит.
Цена на газ была снижена с $400 за тысячу кубометров до $268,5. Звучит просто отлично. Промышленники ликуют. И это понятно, потому что затраты на энергоносители составляют 15-17% себестоимости, например, в машиностроении. Также воспряли духом предприятия химической отрасли, многие из которых просто простаивали последние месяцы. Акции компаний соответствующих отраслей заметно выросли на фондовом рынке. В общем, вроде получили, что хотели. Непонятно только, почему среднеевропейская цена на голубое топливо стала доступна для Украины только сейчас и при таких обстоятельствах.
При ближайшем рассмотрении становится понятно, что об альтруизме речь не идет вообще. Уже в четверг Владимир Путин четко дал понять, что он хочет взамен за такой широкий жест. Путин заявил, что «это прагматичное решение, действительно, оно носит временный характер. Мы рассчитываем на то, что нам удастся найти какие-то решения долгосрочного характера, которые позволят сохранить эту цену и позволят нам совместно работать». Иными словами, это очередной заход на украинскую газотранспортную систему. На этом фоне умиляют слова о том, что Россия построила «Северный поток» и начала «Южный», а наша ГТС по ценности своей стремится к нулю. О том, что у Южного потока есть проблемы в ЕС, российский президент предпочел не упоминать. Напомним, что «Южный поток» не сможет работать в Евросоюзе, если он не будет эксплуатироваться в соответствии европейским законодательством. Еврокомиссия предложила членам ЕС пересмотреть свои соглашения с российской компанией.
Кстати, параллельно со всеми этими заявлениями Путина в прессе появились сообщения, что условием скидки на газ для Украины стала гарантия возобновления переговоров по вхождению «Газпрома» в состав собственников ГТС Украины. Событие, прямо скажем, более чем прогнозируемое.
Кредит хорош, но истина дороже
Вторым пунктом «братского» участия, как уже говорилось, стало предоставления кредита в размере $15 млрд. Деньги эти будут переданы путем покупки суверенных еврооблигаций Украины за счет средств Фонда национального благосостояния России. К слову, кредит Украине составляет 17% средств фонда, а всего сейчас в ФНБ находится $90 млрд. Средства эти призваны пополнять пенсионные резервы в случае снижения цен на нефть. Нефть сейчас в мире переживает не лучшие времена, и в ближайшее время ожидать ее значительного подорожания не приходится. Привет российским пенсионерам.
Собственно, сами суверенные еврооблигации отреагировали на данное сообщение бурным падением доходности. По данным агентства Bloomberg, доходность украинских суверенных евробондов с погашением в 2014 году в течение часа после заявлений президента РФ обвалилась в 1,8 раза и к концу дня составила 7,93% годовых, тогда как еще по состоянию на 17:00 она составляла 14,33% годовых.
Доходность «длинных» выпусков, с погашением в 2022 и 2023 гг. реагировала менее решительно и снизилась приблизительно на 1 процентный пункт. Доходности квазисуверенных и корпоративных выпусков пока остаются на прежних уровнях.
Размещение средств ФНБ в еврооблигации украинского правительства будет проходить, согласно английскому праву на Ирландской бирже, купон составит 5% годовых. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, срок обращения еврооблигаций Украины составит 2 года — до конца 2015-го. Первое размещение составит $3 млрд.
В связи с этим возникает вопрос, чем кредит на $15 млрд на 2 года под 5% от России лучше, чем $15,15 млрд под 4% на 2,5 года от МВФ? Потрясающий ответ прозвучал в пятницу из уст вице-премьера Украины Юрия Бойко. Цитирую: «Условия кредита (российского) достаточно комфортные. Там 5% годовых. Он отличается от кредита, который предлагался МВФ: там 4% годовых, но есть очень важная вещь — условия, которые нам предлагал Международный валютный фонд: чтобы выполнить и получить кредит, нам надо было поднять тарифы для населения и допустить глубокую девальвацию гривни. В предложениях российских партнеров таких жестких условий к нашей экономике, к нашему обществу не было. Поэтому мы считаем, что этот кредит для нас более выгодный».
Да, Международный валютный фонд требовал поднять тарифы для населения на 40%. При этом, одним из условий программы МВФ было усовершенствование адресности программ социальной помощи в соответствии с рекомендациями МВФ. То есть для частичной компенсации повышения тарифов предусматривается выделение субсидий для самых бедных домохозяйств на 2,3 млрд грн. А вот прямые субсидии из бюджета для коммунэнерго (на 4,4 млрд грн) должны быть ликвидированы.
И кстати, если кто наивно полагал, что будет платить за газ меньше, потому что цена российского голубого топлива наконец-то стала адекватной, то его ждет некоторое разочарование. Для населения цена не изменится, поскольку, собственно, к населению поступает газ отечественного производства, и изменения в цене на газ российский к нему не относятся.
Электоральные фобии власти
Что касается девальвации гривни, то она была бы спасением для отечественного экспорта. Но зачем об этом думать, если проще держать ее намертво в районе 8 гривень за доллар путем сливания золотовалютных резервов и декларирования призрачной стабильности. О какой стабильности может идти речь в условиях падения ВВП в целом и почти всех отраслей в частности?
Еще одно требование МВФ касалось замораживания минимальной зарплаты. С каким пафосом говорили представители правительства о недопущении такого безобразия (хотя в июле сего года они также истово клялись в вечной верности МВФ и обещали все заморозить). Более того, в декабре этого года минимальную зарплату таки повысили до 1218 гривень. И собираются повышать в течение всего 2014 года. При этом автоматически увеличиваются все выплаты, привязанные к минимальной заработной плате. Иными словами, социальные выплаты вырастут в геометрической прогрессии, чего нельзя сказать о том же производстве. Откуда брать эти деньги? Видимо, из кредита, предоставленном Россией. А чем тогда погашать старые обязательства и держать ту же гривню? На эти вопросы правительство пока ответа не дает. Видимо, подумает об этом позже. Сейчас главное показать степень заботы о народе.
Особенно это актуально на фоне предстоящих выборов в 2015 году. Это прозвучит смешно, но пенсионеры в большинстве своем воспринимают замораживание зарплат и минимальных пенсий буквально – как прекращение выплат вообще. И очень удивляются, когда узнают, что им просто не дадут очередные 7-10 гривень, которые абсолютно не делают никакой погоды. В то же время, пенсионеров у нас сейчас почти 14 млн, или более 30% населения. Вот и готовый электорат. Если учесть, что экономически не мыслит гораздо большее количество людей, то цифра, соответственно, тоже вырастет. Вот такая вот незатейливая арифметика получается.
По некоторым подсчетам привлеченных от России средств должно хватить на полтора-два года. Хотя это очень сомнительно, учитывая масштаб уже существующих в экономике проблем и непреодолимую тягу чиновников к распилу. Похоже, хватит как раз до пресловутых выборов, а там, глядишь, еще что-нибудь наколядуется.
Есть еще один важный момент. И цена на газ, и дальнейшие покупки отечественных еврооблигаций будут зависеть от выполнения Украиной условий договоренностей между Путиным и Януковичем. Пересмотр и того, и другого будет проводиться ежеквартально. То есть, если что не так – отключат газ. Точнее, вернут все, как было. А со стороны денег нам теперь никто не даст: рассчитывать на помощь МВФ или Евросоюза после таких заносов на поворотах уже не приходится. Так что для Украины это уже не только короткий поводок, а самый настоящий строгий ошейник.
На украинские счета поступил шестой транш от Международного валютного фонда (МВФ) в размере $1,1 млрд. по программе расширенного финансирования Extended Fund Facility.