Осенью 1944 г. Болгария под влиянием общей военной ситуации и внутриполитического положения перешла на сторону СССР и объявила войну Германии. Несколько дней Болгария находилась в уникальном положении – формально она воевала с Германией, СССР, Англией и США.
Большая часть болгарских кораблей на Черном море были захвачены СССР в качестве трофеев и включены в состав Черноморского флота – как учебные и вспомогательные корабли. А вот судьба болгарской Дунайской флотилии сложилась куда драматичнее. Часть кораблей захватили немцы, часть вошла в состав советской Дунайской флотилии – под советскими и болгарскими флагами. Почти все корабли, попавшие в лапы немцев, погибли или были затоплены. Болгарские корабли занимались исключительно тралением мин на Дунае. Тральщик «Христо Ботев» (буксир, мобилизован в Дунайскую флотилию в ноябре 1944 г.) даже принял участие в параде победы, проведенном 5 июня 1945 г. в Вене.
Летом 1945 г. Болгарии вернули все ее старые корабли. А затем флот Болгарии начал пополняться уже советскими кораблями, некоторые из которых мы отметим.
Первым действительно крупным кораблем стал эсминец «Железняков», заслуженный представитель типа «Новик», прошедший две мировые войны. Переданный в 1947 г., он использовался как учебный корабль – болгарский флот рос количественно и качественно, ему требовались кадры. В апреле 1948 г. на эсминце произошел сильный пожар. После ремонта эсминец не мог развивать скорость более 15 узлов. В итоге было принято решение передать Болгарии взамен «Железнякова» более современный корабль – им стал достаточно новый эсминец проекта 30К «Озорной», переименованный в «Георгия Димитрова».
«Озорной» поднял флаг Болгарии 24 августа 1949 г. В марте 1950 г. он прибыл в Варну, где корабль переименовали. А старый «Железняков» отправился обратно в СССР доживать свой век в качестве плавучей казармы. До конца 1956 г. «Георгий Димитров» был флагманом болгарского флота. Затем, после ремонта в Севастополе, с 21 по 31 января 1957 г. эсминец под флагом контр-адмирала Бранимира Орманова совершил поход в Средиземное и Адриатическое моря, доставив в Албанию правительственную делегацию. После этого эсминец стал учебным кораблем, нанес визиты в Севастополь, Одессу и Констанцу. С августа 1958 г. «Георгий Димитров» стоял в резерве, был учебно-артиллерийским кораблем Военно-морского училища. Запланированная на 1960 г. модернизация так и не состоялась. В 1963 г. эсминец разоружили, и в том же году он затонул во время шторма.
Другими крупными кораблями стали переданные в 1957-58 гг. два сторожевых корабля проекта 50, получившие названия «Дерзкий» и «Смелый». Третий корабль этого типа передали Болгарии в 1985 г., он стал называться «Бодрый». «Дерзкий» и «Смелый» в 1967 г. нанесли визит в Александрию (Египет). Все три сторожевика списали в 1990 г.
В 70-80-е гг. ударную силу болгарского флота составляли шесть ракетных катеров проектов 205 и 205У, переданных из Черноморского флота в 1971 (3 единицы), 1977, 1982 и 1984 гг. После 1985 г. катера получили имена – «Светкавица», «Тайфун», «Ураган», «Смерч», «Буря», «Гром». Последний списан в 2002 г., «Тайфун» и «Смерч» — в 2008 г. В 1990 г. поступил катер «Молния», проекта 1241.1, который в 1992 г. переклассифицировали в ракетный корвет.
Также болгары в 1990 г. получили два советских малых противолодочных корабля проекта 1241.2Э, названных «Бодрый» и «Решительный». Сейчас они числятся в классе корветов.
В 1989 г. Болгария получила сторожевой корабль проекта 1159, получивший название «Смелый». Он заменил все три старых сторожевика проекта 50. С 1990 г. «Смелый» долгое время был флагманом флота.
С 2005 г. Болгария закупает подержанные фрегаты в Нидерландах – «Дерзкий», «Верный» и «Гордый», поступившие, соответственно, в 2005, 2008 и 2009 гг. Сейчас они – основа надводных сил флота.
Подводные силы Болгария восстановила в 1948 г. Болгарские экипажи с этого времени служили на трех подлодках типа «М» (Малютки) М-202, М-203, М-204, базировавшихся в Одессе. В 1954 г. все три лодки официально передали Болгарии, где они получили №41, №42 и №43. Подлодки №41 и 42 вернули СССР в 1958 г., а №43, которую предполагалось сделать кораблем-памятником, разобрали на металлолом в Болгарии в 1959 г.
Вместо «Малюток» Болгарии в 1958 г. передали две более новых и крупных подводных лодки проекта 613, ставших №41 «Слава» и №42 «Победа». Обе лодки служили до 1972 г., регулярно выходили на боевые дежурства к Босфору. В 1972 г. болгарам передали две подлодки проекта 633 – «Ленинский Комсомол» и «Димитровский комсомол». В середине 80-х их переименовали в «Победу» и «Викторию», списали их в 1990 г. А в 1983 и 1985 гг. Болгария получила еще две лодки этого же типа – «Надежда» и «Слава». С 1998 г. в боевом составе флота осталась только «Слава», на которой заменили аккумуляторы. «Надежда» длительное время стоит на приколе и используется как зарядная станция и учебный корабль. А с ноября 2011 г. выведена из строя и «Слава», ее возвращение в действующий флот – под вопросом. Одна из двух подводных лодок будет переоборудована в музей.
Кстати, о музеях. До начала 50-х в составе болгарского флота оставались четыре миноносца, ветераны Балканских и двух мировых войн. В 1955 г. все они были списаны. В 1957 г. решили сохранить «Дерзкого» как памятник, но к этому моменту от него осталась одна дымовая труба, одна пушка и различные мелкие детали. В результате музеем стал «Строгий», у которого лучше всего сохранился корпус, на который установили все уцелевшие элементы «Дерзкого» — и переименовали.
В 2010 г. на дне моря неподалеку от Варны обнаружили корпус подводной лодки, опознанной как «Подводник №18». Ранее считалось, что первая болгарская подлодка была разобрана французами в 1921 г. в Бизерте (нынешний Тунис).
Болгарская Дунайская флотилия существовала до 1960 г. В ее составе было 10 бронекатеров, вооруженных танковыми орудиями в башнях, тральщики и сторожевые катера. В 1960 г. флотилию расформировали за ненадобностью – Болгарии не было нужды иметь военные корабли на Дунае, так как вокруг везде были союзники.
Кроме крупных кораблей, СССР передавал Болгарии многочисленные торпедные катера, тральщики, охотники за подводными лодками, речные бронекатера и другие малые военные и вспомогательные корабли. По большому счету, весь болгарский флот после Второй мировой войны и по настоящее время – собрание подержанных советских и (с недавнего времени) голландских кораблей.
Во времена Варшавского договора у болгарского флота была конкретная задача – поддержка советского Черноморского флота на правом фланге и армии при наступлении на Турцию. Уступая турецкому флоту, ВМФ Болгарии всегда мог рассчитывать на всестороннюю поддержку СССР, поэтому такая задача была ему вполне по силам. В настоящее же время болгарский флот не имеет задач стратегического характера. А для защиты своих экономических интересов в мирное время, да еще и в рамках принадлежности страны к Евросоюзу, имеющихся незначительных сил вполне достаточно.
Сейчас флот Болгарии занимает важное место в системе вооруженных сил страны. Флот значительно уступает другим флотам на Черном море – российскому, турецкому и румынскому. С ВМС Украины флот Болгарии имеет примерно равные силы, превосходя их по количеству надводных кораблей (фрегатов, корветов, ракетных катеров), но уступая в качестве сил специального назначения и десантным возможностям.
В ближайших планах Болгарии – пополнение флота кораблями со сменными боевыми модулями. Такие корабли концепции OPV (Offshore patrol vessel) представляют собой максимально унифицированные корпуса, на которые устанавливаются различные модули – для патрульной службы, с артиллерийским, ракетным или противолодочным вооружением. Такое решение позволит сэкономить в мирное время и в кратчайшие сроки менять назначение одного корабля, меняя на нем те или иные модули. По словам командующего флотом адмирала Румена Николова, корпуса таких кораблей предполагается строить в Болгарии, а сами модули заказывать за границей.
За первые 10 месяцев этого года экспорт зерна из Украины через румынский порт Констанца снизился на 52% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Украина получила от Польши три вертолета. Об этом сообщил посол Украины в Польше Василий Боднар в Facebook в субботу, 21 декабря.
«Вертолеты уже в Украине. Еще раз спасибо за такую важную помощь», — написал он.
В свою очередь Государственное агентство стратегических резервов Польши уточнило, что в Украину доставили два вертолета Ми-8 и один Bell 412-HP. Их будут использоваться для учебы и занятий будущих пилотов, обучающихся в Харьковском национальном университете внутренних дел.
«В сотрудничестве с Министерством внутренних дел и администрации и Агентством военного имущества, во исполнение решения Министра внутренних дел и администрации, Государственное агентство стратегических резервов передало Украине как помощь три вертолета из имущества полиции», — говорится в сообщении.
Напомним, Польша закупила у США 96 ударных вертолетов Apache. Эти машины заменят Ми-24. А в октябре стало известно, что США предоставили Польше кредит на покупку Apache более чем в 3 млрд долларов.