10 лет назад в Болграде не стало 1 аэромобильной дивизии.
Первая аэромобильная (1 аэмд)
С развалом Союза 98 воздушно-десантная дивизия просуществовала в Болграде еще два года. В те времена Воздушно-десантные войска, как и ракетные войска стратегического назначения, оставались в подчинении единого командования стран СНГ. Но уже в мае 1993 года дивизия была разделена между Украиной и Россией.
Значительная часть офицеров и прапорщиков с вооружением и боевой техникой в составе частей и подразделений 98 гвардейской воздушно-десантной дивизии переехала из Болграда к новому месту дислокации – в г. Иваново (Россия).
В Россию ушел 299 парашютно-десантный полк и часть специальных частей. В Украине остался 217 парашютно-десантный полк и артиллерийский полк, который дислоцировался в посёлке Веселый Кут. Часть 300 парашютно-десантного полка, который базировался в Кишиневе, была передана Молдове, часть передислоцировалась в город Абакан (Россия).
На базе оставшихся частей и подразделений в Болграде началось формирование 98 аэромобильной дивизии, которая через некоторое время была переименована в 1 аэромобильную дивизию Вооруженных сил Украины.
Дивизия состояла из 18 воинских частей и подразделений, основу которых составляли 25-я воздушно-десантная бригада (бывший 217 пдп), 45-я аэромобильная бригада и артиллерийский полк (п. Весёлый Кут).
Командиром дивизии был назначен полковник Олег Бабич, который вскоре получил звание генерала.
Вновь сформированное соединение, которому в 1994 году боевое знамя вручил лично президент Леонид Кравчук, начало активную боевую учебу. Теперь главной боевой задачей дивизии стал не захват и удержание проливов, а укрепление и прикрытие государственной границы, довольно протяженный участок которой оказался в зоне ответственности 1 аэмд.
Если в первое время ощущался острый дефицит офицерских кадров, особенно специалистов воздушно-десантной службы, летчиков (в составе дивизии была авиационная эскадрилья самолетов Ан-2, с которых совершались учебно-тренировочные парашютные прыжки), то со временем вакансии заняли офицеры, вернувшиеся на Родину в Украину из других государств СНГ, а также выпускники аэромобильного факультета Одесского военного училища.
Личный состав соединения продолжали воспитывать на славных боевых традициях десанта, десантники 1 аэмд по праву считали себя продолжателями истории 98 гвардейской Свирской Краснознаменной ордена Кутузова 2 степени Воздушно-десантной дивизии, преумножая их в процессе обучения и выполнения поставленных задач.
Украинские десантники успешно выполняли специальные задачи как в Украине (болградские десантники быстро утихомирили горячие головы в Одессе, которые покушались на украинскую часть Черноморского флота), так и за рубежами нашей страны. Болградцы оказали себя с лучшей стороны, выполняя миротворческую миссию в Боснии, Косово, Ливане, Ираке, Сьерра-Лионе.
Но по непонятной извращенной логике нашего времени получилось так, что подобная воинская часть оказалась ненужной в системе украинской армии. Началось реформирование…
Путь к концу первой аэромобильной начинался с казалось бы благих намерений. Руководство Днепропетровской области, где родился прославленный десантник №1, легендарный командующий ВДВ генерал армии Василий Маргелов, в честь которого аббревиатуру ВДВ нередко расшифровывают как: «Войска дяди Васи», выступило с инициативой взять шефство над единственным в Украине десантной часть – 25 воздушно-десантной бригадой. А со временем днепропетровцы решили вопрос о переводе части под Днепропетровск, в поселок Гвардейское, где освободился военный городок после расформирования части.
В короткие сроки, с помощью того же руководства Днепропетровщины, в 2002 — 2003 годах бригада была передислоцирована. А после этого стал вопрос о целесообразности существования 1 аэмд. В Болград зачастили различные комиссии, встал вопрос о создании на базе дивизии тактической группы «Південь», в состав которой войдут оставшиеся части дивизии, а также 27 механизированная бригада, которая базировалась в городе Белгород-Днестровский. Эта бригада, кстати, стала продуктом реформирования механизированной дивизии, которая дислоцировалась в Белгород-Днестровском и окрестностях.
В течение 2002-2003 годов в Болград не раз приезжали не только представители минобороны, но и комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности В одной из болградских частей прошло его выездное заседание. Народные депутаты различных фракций обещали офицерам-десантникам, что ничего в их службе не изменится, что они все так же будут считаться десантниками, носить десантную форму. В результате все эти обещания оказались пустым звуком. Правда одно действительно осталось – в Болграде военные продолжали носить десантную формую. Что касается парашютных прыжков, то 2003 год стал крайним, когда немногие счастливчики из число офицеров, прапорщиков и контрактников смогли выполнить программу прыжков. Что касается личного состава, то путь в небо ему был закрыт. Правда, началась эта агония намного раньше, когда офицеры и прапорщики, чтобы выполнить программу прыжков, собирали деньги на авиационный керосин, потом на ремонт винта для единственного оставшегося «на крыле» АН-2, как манны небесной ждали прибытия в Болград вертолета МИ-8, оборудованного для десантирования.
Но если в 2003, с созданием тактической группы «Південь», 1 аэромобильная дивизия прекратила свое существование де-юре, то 2004 год поставил все точки над «i» под фактическим существованием аэромобильного соединения. Аэромобильными части остались только по форме, фактически вся подготовка, связана с десантной тематикой прекратилась.
И все бы ничего, может быть интересы обороноспособности страны действительно требовали усилить части, прикрывающие государственную границу — новое соединение получило на вооружение довольно большое количество танков, другой техники и вооружения за счет чего была существенно увеличена его огневая мощь. Наверное, нельзя было игнорировать и неоднократные упреки в адрес Украины за то, что в непосредственной близости от границы по сути находится соединение, предназначенное не для обороны, а для наступления. Но в дальнейшем события начали развиваться по присущему нашей стране сценарию. Постепенно части начали готовить документы для расформирования, 27 механизированная бригада была сокращена, многие ее офицеры прибыли в Болград для дальнейшего прохождения службы, сократили и артиллерийский полк, 45 аэромобильная бригада была реформирована в 16 механизированную бригаду. В течение 2004 были сокращены все специальные части, а в конце года – штаб соединения. В Болграде осталась одна воинская часть — 16 механизированная бригада. Ей было отведено на жизнь всего два года, в 2006 году не стало и ее. А оставшиеся после частей городки стали добычей местных мародеров.
Правда уже через 4 года, в 2010, после неоднократных обращений жителей города, руководства города и района в различные инстанции, в преддверии очередных выборов, военные в Болград вернулись. Вернулись на обломки былого величия. На самых высоких уровнях было проанонсированно, что в Болграде будет развернута мощная отдельная механизированная бригада. В городе и правда появилось несколько десятков военных. Но, как говорится, быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Не успев создать бригаду, наши «керівники» пошли на попятную. В 2012 году планы военных поменялись. 12 отдельная механизированная бригада, так и оставшаяся из-за отсутствия финансирования частью только на бумаге, была переформирована в 88 отдельный аэромобильный батальон. Правда, изменение названия и фактическое сокращение потенциальной части в 5 раз ничего кардинально не изменило. Часть так и не стала полноценным воинским организмом – она не укомплектована личным составом, не имеет вооружения, так что речь про какую-нибудь боевую учебу не идет. А это, согласитесь, даже не потешное войско, которое проводило занятия по боевой подготовке.
В очередной раз мы имеем наглядный пример того, что ломать – не строить, на обломках уничтоженных частей создать что-то путное никак не удается.
Правда, рядом существует и положительный пример – часть территории и зданий бывшей 16 механизированной бригады были переданы пограничной службе Украины. Здания были капитально отремонтированы и сегодня здесь функционирует отдел пограничной службы «Болград», в котором несут службу несколько сотен человек, обслуживая участок Государственной границы, протяженностью около 90 км и 4 международных пункта пропуска.
Десантный дух в Болграде жив
Сегодня можно сказать, что десантные подразделения из Болграда ушли, так как 88 отдельный аэромобильный батальон, про который уже шла речь, назвать воинской, а тем более десантной частью не поворачивается язык. Хотя, конечно же, вина здесь полностью лежит на государственных мужах. Командование батальона и личный состав делает все от них возможное, чтобы возродить часть, но, к сожалению, от них мало что зависит.
Но, несмотря ни на что, десантный дух в Болграде остался. Каждый год 2 августа город надевает тельняшки и береты, как будто и не уходил десант из своей столицы. В Болград, на встречу со своей молодостью, приезжают десантники со всех концов бывшего Союза. Да, им больно смотреть на то, что сделало время и бездарные руководители с теми прекрасными частями в которых им довелось в свое время служить. Но здесь они могут встретиться со своими сослуживцами, многие из которых остались в Болграде, а другие приезжают в город именно на День ВДВ, который по- прежнему остался праздником для всего города. Здесь они как и раньше могут пройтись по залам музея боевой славы 98 вдд, который сохранен усилиями ветеранов дивизии и городской власти, вдохнуть ставший им за время службы родным воздух Бессарабии, поклониться памяти боевых побратимов возле памятника 8 роте и памятного знака воинам-интернационалистам.
Жители города, ветераны, несмотря ни на что, продолжают верить и надеяться, что полноценная воинская часть в Болграде все же возродится.
Прочитать первую часть статьи «Былую славу не вернуть» можно тут.
За первые 10 месяцев этого года экспорт зерна из Украины через румынский порт Констанца снизился на 52% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Украина получила от Польши три вертолета. Об этом сообщил посол Украины в Польше Василий Боднар в Facebook в субботу, 21 декабря.
«Вертолеты уже в Украине. Еще раз спасибо за такую важную помощь», — написал он.
В свою очередь Государственное агентство стратегических резервов Польши уточнило, что в Украину доставили два вертолета Ми-8 и один Bell 412-HP. Их будут использоваться для учебы и занятий будущих пилотов, обучающихся в Харьковском национальном университете внутренних дел.
«В сотрудничестве с Министерством внутренних дел и администрации и Агентством военного имущества, во исполнение решения Министра внутренних дел и администрации, Государственное агентство стратегических резервов передало Украине как помощь три вертолета из имущества полиции», — говорится в сообщении.
Напомним, Польша закупила у США 96 ударных вертолетов Apache. Эти машины заменят Ми-24. А в октябре стало известно, что США предоставили Польше кредит на покупку Apache более чем в 3 млрд долларов.