10 лет назад в Болграде не стало 1 аэромобильной дивизии.
Первая аэромобильная (1 аэмд)
С развалом Союза 98 воздушно-десантная дивизия просуществовала в Болграде еще два года. В те времена Воздушно-десантные войска, как и ракетные войска стратегического назначения, оставались в подчинении единого командования стран СНГ. Но уже в мае 1993 года дивизия была разделена между Украиной и Россией.
Значительная часть офицеров и прапорщиков с вооружением и боевой техникой в составе частей и подразделений 98 гвардейской воздушно-десантной дивизии переехала из Болграда к новому месту дислокации – в г. Иваново (Россия).
В Россию ушел 299 парашютно-десантный полк и часть специальных частей. В Украине остался 217 парашютно-десантный полк и артиллерийский полк, который дислоцировался в посёлке Веселый Кут. Часть 300 парашютно-десантного полка, который базировался в Кишиневе, была передана Молдове, часть передислоцировалась в город Абакан (Россия).
На базе оставшихся частей и подразделений в Болграде началось формирование 98 аэромобильной дивизии, которая через некоторое время была переименована в 1 аэромобильную дивизию Вооруженных сил Украины.
Дивизия состояла из 18 воинских частей и подразделений, основу которых составляли 25-я воздушно-десантная бригада (бывший 217 пдп), 45-я аэромобильная бригада и артиллерийский полк (п. Весёлый Кут).
Командиром дивизии был назначен полковник Олег Бабич, который вскоре получил звание генерала.
Вновь сформированное соединение, которому в 1994 году боевое знамя вручил лично президент Леонид Кравчук, начало активную боевую учебу. Теперь главной боевой задачей дивизии стал не захват и удержание проливов, а укрепление и прикрытие государственной границы, довольно протяженный участок которой оказался в зоне ответственности 1 аэмд.
Если в первое время ощущался острый дефицит офицерских кадров, особенно специалистов воздушно-десантной службы, летчиков (в составе дивизии была авиационная эскадрилья самолетов Ан-2, с которых совершались учебно-тренировочные парашютные прыжки), то со временем вакансии заняли офицеры, вернувшиеся на Родину в Украину из других государств СНГ, а также выпускники аэромобильного факультета Одесского военного училища.
Личный состав соединения продолжали воспитывать на славных боевых традициях десанта, десантники 1 аэмд по праву считали себя продолжателями истории 98 гвардейской Свирской Краснознаменной ордена Кутузова 2 степени Воздушно-десантной дивизии, преумножая их в процессе обучения и выполнения поставленных задач.
Украинские десантники успешно выполняли специальные задачи как в Украине (болградские десантники быстро утихомирили горячие головы в Одессе, которые покушались на украинскую часть Черноморского флота), так и за рубежами нашей страны. Болградцы оказали себя с лучшей стороны, выполняя миротворческую миссию в Боснии, Косово, Ливане, Ираке, Сьерра-Лионе.
Но по непонятной извращенной логике нашего времени получилось так, что подобная воинская часть оказалась ненужной в системе украинской армии. Началось реформирование…
Путь к концу первой аэромобильной начинался с казалось бы благих намерений. Руководство Днепропетровской области, где родился прославленный десантник №1, легендарный командующий ВДВ генерал армии Василий Маргелов, в честь которого аббревиатуру ВДВ нередко расшифровывают как: «Войска дяди Васи», выступило с инициативой взять шефство над единственным в Украине десантной часть – 25 воздушно-десантной бригадой. А со временем днепропетровцы решили вопрос о переводе части под Днепропетровск, в поселок Гвардейское, где освободился военный городок после расформирования части.
В короткие сроки, с помощью того же руководства Днепропетровщины, в 2002 — 2003 годах бригада была передислоцирована. А после этого стал вопрос о целесообразности существования 1 аэмд. В Болград зачастили различные комиссии, встал вопрос о создании на базе дивизии тактической группы «Південь», в состав которой войдут оставшиеся части дивизии, а также 27 механизированная бригада, которая базировалась в городе Белгород-Днестровский. Эта бригада, кстати, стала продуктом реформирования механизированной дивизии, которая дислоцировалась в Белгород-Днестровском и окрестностях.
В течение 2002-2003 годов в Болград не раз приезжали не только представители минобороны, но и комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности В одной из болградских частей прошло его выездное заседание. Народные депутаты различных фракций обещали офицерам-десантникам, что ничего в их службе не изменится, что они все так же будут считаться десантниками, носить десантную форму. В результате все эти обещания оказались пустым звуком. Правда одно действительно осталось – в Болграде военные продолжали носить десантную формую. Что касается парашютных прыжков, то 2003 год стал крайним, когда немногие счастливчики из число офицеров, прапорщиков и контрактников смогли выполнить программу прыжков. Что касается личного состава, то путь в небо ему был закрыт. Правда, началась эта агония намного раньше, когда офицеры и прапорщики, чтобы выполнить программу прыжков, собирали деньги на авиационный керосин, потом на ремонт винта для единственного оставшегося «на крыле» АН-2, как манны небесной ждали прибытия в Болград вертолета МИ-8, оборудованного для десантирования.
Но если в 2003, с созданием тактической группы «Південь», 1 аэромобильная дивизия прекратила свое существование де-юре, то 2004 год поставил все точки над «i» под фактическим существованием аэромобильного соединения. Аэромобильными части остались только по форме, фактически вся подготовка, связана с десантной тематикой прекратилась.
И все бы ничего, может быть интересы обороноспособности страны действительно требовали усилить части, прикрывающие государственную границу — новое соединение получило на вооружение довольно большое количество танков, другой техники и вооружения за счет чего была существенно увеличена его огневая мощь. Наверное, нельзя было игнорировать и неоднократные упреки в адрес Украины за то, что в непосредственной близости от границы по сути находится соединение, предназначенное не для обороны, а для наступления. Но в дальнейшем события начали развиваться по присущему нашей стране сценарию. Постепенно части начали готовить документы для расформирования, 27 механизированная бригада была сокращена, многие ее офицеры прибыли в Болград для дальнейшего прохождения службы, сократили и артиллерийский полк, 45 аэромобильная бригада была реформирована в 16 механизированную бригаду. В течение 2004 были сокращены все специальные части, а в конце года – штаб соединения. В Болграде осталась одна воинская часть — 16 механизированная бригада. Ей было отведено на жизнь всего два года, в 2006 году не стало и ее. А оставшиеся после частей городки стали добычей местных мародеров.
Правда уже через 4 года, в 2010, после неоднократных обращений жителей города, руководства города и района в различные инстанции, в преддверии очередных выборов, военные в Болград вернулись. Вернулись на обломки былого величия. На самых высоких уровнях было проанонсированно, что в Болграде будет развернута мощная отдельная механизированная бригада. В городе и правда появилось несколько десятков военных. Но, как говорится, быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Не успев создать бригаду, наши «керівники» пошли на попятную. В 2012 году планы военных поменялись. 12 отдельная механизированная бригада, так и оставшаяся из-за отсутствия финансирования частью только на бумаге, была переформирована в 88 отдельный аэромобильный батальон. Правда, изменение названия и фактическое сокращение потенциальной части в 5 раз ничего кардинально не изменило. Часть так и не стала полноценным воинским организмом – она не укомплектована личным составом, не имеет вооружения, так что речь про какую-нибудь боевую учебу не идет. А это, согласитесь, даже не потешное войско, которое проводило занятия по боевой подготовке.
В очередной раз мы имеем наглядный пример того, что ломать – не строить, на обломках уничтоженных частей создать что-то путное никак не удается.
Правда, рядом существует и положительный пример – часть территории и зданий бывшей 16 механизированной бригады были переданы пограничной службе Украины. Здания были капитально отремонтированы и сегодня здесь функционирует отдел пограничной службы «Болград», в котором несут службу несколько сотен человек, обслуживая участок Государственной границы, протяженностью около 90 км и 4 международных пункта пропуска.
Десантный дух в Болграде жив
Сегодня можно сказать, что десантные подразделения из Болграда ушли, так как 88 отдельный аэромобильный батальон, про который уже шла речь, назвать воинской, а тем более десантной частью не поворачивается язык. Хотя, конечно же, вина здесь полностью лежит на государственных мужах. Командование батальона и личный состав делает все от них возможное, чтобы возродить часть, но, к сожалению, от них мало что зависит.
Но, несмотря ни на что, десантный дух в Болграде остался. Каждый год 2 августа город надевает тельняшки и береты, как будто и не уходил десант из своей столицы. В Болград, на встречу со своей молодостью, приезжают десантники со всех концов бывшего Союза. Да, им больно смотреть на то, что сделало время и бездарные руководители с теми прекрасными частями в которых им довелось в свое время служить. Но здесь они могут встретиться со своими сослуживцами, многие из которых остались в Болграде, а другие приезжают в город именно на День ВДВ, который по- прежнему остался праздником для всего города. Здесь они как и раньше могут пройтись по залам музея боевой славы 98 вдд, который сохранен усилиями ветеранов дивизии и городской власти, вдохнуть ставший им за время службы родным воздух Бессарабии, поклониться памяти боевых побратимов возле памятника 8 роте и памятного знака воинам-интернационалистам.
Жители города, ветераны, несмотря ни на что, продолжают верить и надеяться, что полноценная воинская часть в Болграде все же возродится.
Прочитать первую часть статьи «Былую славу не вернуть» можно тут.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.