В Одесской области с рабочим визитом побывала глава Госказначейства Украины Татьяна Слюз. Её сопровождала начальник Главного управления казначейской службы в Одесской области Вера Слаута. В районах Татьяна Ярославовна провела встречи с работниками местных подразделений казначейства, руководителями и сотрудниками финансовых служб райгосадминистраций и органов местного самоуправления, сельскими головами, работниками бюджетных организаций.
Татьяна Слюз подробно рассказала об особенностях бюджетного процесса и межбюджетных отношениях, которые существуют с 1 января 2015 года и являются результатом соответствующих изменений, внесённых в Бюджетный кодекс в качестве первого шага к децентрализации власти.
Испытав на себе «прелести» дорог Одесщины, глава Госказначейства напомнила, что с 1 июля т.г. вступила в силу законодательная норма, позволяющая местным бюджетам на условиях софинансирования выделять средства на содержание дорог государственного значения (разумеется, если есть деньги). Вместе с тем Татьяна Ярославовна отметила, что данная норма «заработает в полном объёме, если правительство утвердит порядок использования таких средств». «Казначейство технически к этому готово, но вы со своей стороны должны громче стучать в столичные двери», — сказала Т. Слюз, давая понять, что местные органы власти могли бы более активно добиваться от Киева соответствующего финансирования.
Глава казначейства особо акцентировала внимание аудитории на тех возможностях, которые открывает перед местными органами власти Государственный фонд регионального развития, выделяющий деньги на различные инфраструктурные проекты. В частности, за счёт этого фонда можно погашать кредиторскую задолженность, возникшую в предыдущие годы по тем или иным объектам, за строительство или реконструкцию которых государство своевременно не рассчиталось. Для этого необходимо выполнить три условия: такая «кредиторка» обязательно должна быть отражена в казначейском учёте; её необходимо подтвердить актами финансовой инспекции; она должна быть зафиксирована распоряжением или постановлением Кабмина. Если названные условия соблюдены, то можно подавать платёжки в казначейство.
Т. Слюз сообщила, что правительство своим постановлением № 766 уже распределило 2,5 миллиарда гривен в рамках Фонда регионального развития (по конкретным объектам). Кроме того, постановлением Кабмина № 543 были профинансированы капитальные расходы в регионах по другим инфраструктурным объектам. К сожалению, как выяснилось в ходе встречи, Ренийский район вообще не получил упомянутые средства. Это при том, что для каждого района было обеспечено финансирование хотя бы одного объекта. Местные чиновники так и не смогли внятно объяснить, почему был допущен такой «пробел»…
По словам руководителя казначейской службы, с 2016 года местным бюджетам предоставляется возможность держать средства и в других государственных банках, но только по решению сессии органа местного самоуправления. Есть ещё одно ограничение: в этих банках могут находиться лишь собственные доходы местного бюджета и деньги бюджета развития. К тому же, бюджетные средства (а именно свободный остаток) можно держать в госбанках на депозитных счетах в рамках бюджетного года, и проценты от этих вкладов будут зачисляться в доход территориальной громады.
Татьяна Ярославовна призвала коллег-финансистов добросовестно соблюдать Закон «Об открытости использования публичных средств», вступивший в силу 11 сентября т.г. Данный нормативно-правовой акт определяет порядок доступа к информации об использовании таких средств распорядителями и получателями денег государственного и местных бюджетов, субъектами хозяйствования государственной и коммунальной собственности, фондами государственного социального страхования. Эти сведения должны подаваться для публикации на Едином веб-портале использования публичных средств. Доступ к порталу является свободным и бесплатным. Ответственность за недостоверность и неполноту обнародованной информации несут руководители распределителей и получателей бюджетных денег.
Глава Госказначейской службы уточнила, что отчёты о бюджетах, в том числе о закупках на бюджетные средства, должны публиковаться каждый квартал года. Информация должна быть подробной, в том числе по оплаченным платёжным поручениям. Таким образом, любой гражданин Украины получит возможность узнать, как и куда тратит казённые деньги не только горсовет или сельсовет, но и местный коммунальный «Водоканал» или какой-нибудь «Жилсервис».
По словам Т. Слюз, в контексте данного закона секретными остаются только расходы на военные нужды и персональные данные физических лиц. Однако уже фиксируются случаи злоупотребления этим исключением. Например, прикрываясь «военной тайной», правоохранительные и другие силовые органы прячут даже свои затраты на канцелярские товары! Татьяна Ярославовна назвала подобную практику недопустимой.
Значительную часть своего выступления Т. Слюз посвятила разъяснению возможностей дистанционного казначейского обслуживания (ДКО), которое введено с 1 января нынешнего года. ДКО представляет собой электронный оборот документов, и с 2016 или 2017 года оно позволит охватить почти все финансовые процедуры, осуществляемые через казначейство. Соответствующее программное обеспечение предоставляется на места бесплатно, кроме необходимого оборудования – особой флэшки и картридера. Как заверила Татьяна Ярославовна, широкое внедрение ДКО позволит не только повысить эффективность всей бюджетной системы страны, но и сэкономить огромные средства, которые сегодня расходуются на бумагу, командировки, горючее и т.д.
И, наконец, самым приятным фактом в работе Госказначейства за последний год можно назвать то, что оно уже не блокирует платежи местных бюджетов, как это было на протяжении нескольких лет.