Мы уже давно привыкли, что Одесса опутана трамвайными и тролейбусными линиями. Сложно себе представить одесские улицы без автобусов. Когда же на улицах города появились первые четырех колесные экипажи на машинной тяге? Ещё до привычных автобусов в Одессе была конка (вагон с пассажирами тянули по рельсам несколько коней — авт.) и омнибус (многоместная повозка, которая связывала город с теми пригородами, куда не ходил трамвай).

Первые автобусы, какими они были?

20 апреля Одесса празднует появление первого маршрута регулярного автобусного сообщения. Именно в этот день в 1926 году на маршрут вышли первые автобусы, которые серьезно отличались от тех, которые мы привыкли видеть на улицах.

В далеком 1925 году одесская газета «Известия» писала: «на одесском трамвае курсирует 120 вагонов, перевозящих 90 тысяч пассажиров в день. Первые три автобуса ожидаются из-за границы в начале будущего года».

Вскоре морским путем в город прибыли первые машинные комплекты, которые собирали на одесских предприятиях.

«Из главных мастерских трамвая прибыли рабочие. Началась сборка. Первый собран. Ещё два осталось…», — писал журналист иллюстрированного приложения «Шквал».

Какими были первые автобусы в Одессе? О том, какая это была марка сказать чрезвычайно сложно. Многие исследователи приводят самые различные названия: британские Leyland, итальянские SPA, германские Büssing, Mannesman-Mulag, VOMAG. В скором будущем начали производить уже свои автобусы. Точнее брали иностранное шасси и мотор и на месте делали кузов. Это выходило значительно дешевле, чем заказывать полноценный автобус.

Маршруты и цены

Первый автобус шел по маршруту «железнодорожный вокзал — ул. Пушкинская — Приморский бульвар (тогда он назывался бульваром Фельдмана — авт.)». Чуть позже открыли второй маршрут, который проходил по Садовой, Преображенской и Дерибасовской улицам. В том же году появился летний «пляжный» рейс на Австрийский пляж от Тираспольской площади.

«В сопровождении толпы мальчишек вышел из порта и в первый раз по улицам Одессы пошел автобус. Остановился у окрисполкома (здание старой биржи, сейчас Одесский городской совет — авт.)… В толпе мальчишки бились об заклад, кто первым [проедет] в автобусе зайцем», — читаем в заметке, приуроченной к выходу первого автобуса на маршрут.

В конце 1920-х гг. появилось регулярное автобусное сообщение между центром города и Куяльником, который в те годы был крупным рекреационным центром не только Одессы, но всего Союза.

Билеты поначалу стоили 15 копеек, до пляжа — 20 копеек, а на Куяльник — 25 копеек.

В одном из путеводителей по Одессе 1920-х гг. можно найти информацию, что автобусы работали и как транспорт для развоза посетителей театров.

«Вечером, по окончании спектаклей в театрах, автобусы развозят публику по окраинам: [улица] Пироговская, Большой Вокзал, Скотобойни», — читаем в издании «Вся Одесса» (1926).

В издании 1929 года можно увидеть только два постоянных маршрута одесского автобуса. Первый маршрут проходил от Тираспольской площади по улице 10-летия Красной армии (ул. Преображенская), Лассаля (ул. Дерибасовская), Маркса (ул. Екатерининская), бульвару Фельдмана (Приморский бульвар), Пушкинской и до железнодорожного вокзала. Второй маршрут также начинался на Тираспольской площади, но потом спускался по Гаванной и шел до Австрийского пляжа.

Политика

Мир

  • Совбез ООН проведет заседание к 1000 дней войны рф против Украины
    Совбез ООН проведет заседание к 1000 дней войны рф против Украины

    Великобритания, которая председательствует в Совете Безопасности ООН в ноябре, анонсировала заседание Совбеза, приуроченное к 1000 дням полномасштабной войны рф против Украины, на котором будет председательствовать министр иностранных дел страны Дэвид Лемми.

    Об этом сообщила журналистам постоянный представитель Великобритании при ООН Барбара Вудворд, информирует Цензор.НЕТ со ссылкой на Укринформ.

    Заседание состоится во второй половине дня 18 ноября.

    Вудворд, представляя график работы СБ на ноябрь, отметила, что приоритетными для британского председательства будут три вопроса, которые связаны с «тремя крупнейшими конфликтами в мире». Речь идет о «разрушительных последствиях и рисках войны на Ближнем Востоке, нарушении Россией территориальной целостности и суверенитета Украины, а также о конфликте в Судане».

    Поддержка Великобританией Украины в ее борьбе за свой суверенитет, территориальную целостность и принципы Устава ООН остается непоколебимой, сказала Вудворд. По ее словам, международное сообщество «не должно и не будет успокаиваться… потому что Путин не остановился бы на Украине».

    «Просто посмотрите на уровень хаоса и конфликтов по всему миру, которые могут быть связаны с россией. Россия не отрицает того факта, что заключает соглашения с Пхеньяном, чтобы использовать северокорейские войска как пушечное мясо для своей войны», — отметила она. Также россия закупает беспилотники и боеприпасы у Ирана, финансируя поддержку терроризма на Ближнем Востоке.

    «Можем быть уверены, что Иран и Северная Корея требуют от россии высокую цену за свою поддержку», — подчеркнула Вудворд. Она добавила, что у россии «осталось мало возможностей для предложений, кроме того, что, как мы знаем, хотят Северная Корея и Иран», — добавила она.

    По словам дипломата, к большинству конфликтов в мире имеет отношение Москва. «От того места, где царят смерть и хаос, рука президента Путина редко оказывается далеко», — отметила она.

    Великобритания воспользуется председательством в Совбезе ООН, «чтобы разоблачить российскую дезинформацию и их преступления», сказала Вудворд. Она рассказала, что российская делегация заблокировала одобрение графика работы Совбеза на месяц, поскольку в нем предусмотрено рассмотрение украинского вопроса. Однако это не будет препятствовать проведению заседания СБ по запросу стран-членов — вне графика.

    Источник: https://censor.net/ru/n3518032