Мы уже давно привыкли, что Одесса опутана трамвайными и тролейбусными линиями. Сложно себе представить одесские улицы без автобусов. Когда же на улицах города появились первые четырех колесные экипажи на машинной тяге? Ещё до привычных автобусов в Одессе была конка (вагон с пассажирами тянули по рельсам несколько коней — авт.) и омнибус (многоместная повозка, которая связывала город с теми пригородами, куда не ходил трамвай).
Первые автобусы, какими они были?
20 апреля Одесса празднует появление первого маршрута регулярного автобусного сообщения. Именно в этот день в 1926 году на маршрут вышли первые автобусы, которые серьезно отличались от тех, которые мы привыкли видеть на улицах.
В далеком 1925 году одесская газета «Известия» писала: «на одесском трамвае курсирует 120 вагонов, перевозящих 90 тысяч пассажиров в день. Первые три автобуса ожидаются из-за границы в начале будущего года».
Вскоре морским путем в город прибыли первые машинные комплекты, которые собирали на одесских предприятиях.
«Из главных мастерских трамвая прибыли рабочие. Началась сборка. Первый собран. Ещё два осталось…», — писал журналист иллюстрированного приложения «Шквал».
Какими были первые автобусы в Одессе? О том, какая это была марка сказать чрезвычайно сложно. Многие исследователи приводят самые различные названия: британские Leyland, итальянские SPA, германские Büssing, Mannesman-Mulag, VOMAG. В скором будущем начали производить уже свои автобусы. Точнее брали иностранное шасси и мотор и на месте делали кузов. Это выходило значительно дешевле, чем заказывать полноценный автобус.
Маршруты и цены
Первый автобус шел по маршруту «железнодорожный вокзал — ул. Пушкинская — Приморский бульвар (тогда он назывался бульваром Фельдмана — авт.)». Чуть позже открыли второй маршрут, который проходил по Садовой, Преображенской и Дерибасовской улицам. В том же году появился летний «пляжный» рейс на Австрийский пляж от Тираспольской площади.
«В сопровождении толпы мальчишек вышел из порта и в первый раз по улицам Одессы пошел автобус. Остановился у окрисполкома (здание старой биржи, сейчас Одесский городской совет — авт.)… В толпе мальчишки бились об заклад, кто первым [проедет] в автобусе зайцем», — читаем в заметке, приуроченной к выходу первого автобуса на маршрут.
В конце 1920-х гг. появилось регулярное автобусное сообщение между центром города и Куяльником, который в те годы был крупным рекреационным центром не только Одессы, но всего Союза.
Билеты поначалу стоили 15 копеек, до пляжа — 20 копеек, а на Куяльник — 25 копеек.
В одном из путеводителей по Одессе 1920-х гг. можно найти информацию, что автобусы работали и как транспорт для развоза посетителей театров.
«Вечером, по окончании спектаклей в театрах, автобусы развозят публику по окраинам: [улица] Пироговская, Большой Вокзал, Скотобойни», — читаем в издании «Вся Одесса» (1926).
В издании 1929 года можно увидеть только два постоянных маршрута одесского автобуса. Первый маршрут проходил от Тираспольской площади по улице 10-летия Красной армии (ул. Преображенская), Лассаля (ул. Дерибасовская), Маркса (ул. Екатерининская), бульвару Фельдмана (Приморский бульвар), Пушкинской и до железнодорожного вокзала. Второй маршрут также начинался на Тираспольской площади, но потом спускался по Гаванной и шел до Австрийского пляжа.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.