Мы уже давно привыкли, что Одесса опутана трамвайными и тролейбусными линиями. Сложно себе представить одесские улицы без автобусов. Когда же на улицах города появились первые четырех колесные экипажи на машинной тяге? Ещё до привычных автобусов в Одессе была конка (вагон с пассажирами тянули по рельсам несколько коней — авт.) и омнибус (многоместная повозка, которая связывала город с теми пригородами, куда не ходил трамвай).

Первые автобусы, какими они были?

20 апреля Одесса празднует появление первого маршрута регулярного автобусного сообщения. Именно в этот день в 1926 году на маршрут вышли первые автобусы, которые серьезно отличались от тех, которые мы привыкли видеть на улицах.

В далеком 1925 году одесская газета «Известия» писала: «на одесском трамвае курсирует 120 вагонов, перевозящих 90 тысяч пассажиров в день. Первые три автобуса ожидаются из-за границы в начале будущего года».

Вскоре морским путем в город прибыли первые машинные комплекты, которые собирали на одесских предприятиях.

«Из главных мастерских трамвая прибыли рабочие. Началась сборка. Первый собран. Ещё два осталось…», — писал журналист иллюстрированного приложения «Шквал».

Какими были первые автобусы в Одессе? О том, какая это была марка сказать чрезвычайно сложно. Многие исследователи приводят самые различные названия: британские Leyland, итальянские SPA, германские Büssing, Mannesman-Mulag, VOMAG. В скором будущем начали производить уже свои автобусы. Точнее брали иностранное шасси и мотор и на месте делали кузов. Это выходило значительно дешевле, чем заказывать полноценный автобус.

Маршруты и цены

Первый автобус шел по маршруту «железнодорожный вокзал — ул. Пушкинская — Приморский бульвар (тогда он назывался бульваром Фельдмана — авт.)». Чуть позже открыли второй маршрут, который проходил по Садовой, Преображенской и Дерибасовской улицам. В том же году появился летний «пляжный» рейс на Австрийский пляж от Тираспольской площади.

«В сопровождении толпы мальчишек вышел из порта и в первый раз по улицам Одессы пошел автобус. Остановился у окрисполкома (здание старой биржи, сейчас Одесский городской совет — авт.)… В толпе мальчишки бились об заклад, кто первым [проедет] в автобусе зайцем», — читаем в заметке, приуроченной к выходу первого автобуса на маршрут.

В конце 1920-х гг. появилось регулярное автобусное сообщение между центром города и Куяльником, который в те годы был крупным рекреационным центром не только Одессы, но всего Союза.

Билеты поначалу стоили 15 копеек, до пляжа — 20 копеек, а на Куяльник — 25 копеек.

В одном из путеводителей по Одессе 1920-х гг. можно найти информацию, что автобусы работали и как транспорт для развоза посетителей театров.

«Вечером, по окончании спектаклей в театрах, автобусы развозят публику по окраинам: [улица] Пироговская, Большой Вокзал, Скотобойни», — читаем в издании «Вся Одесса» (1926).

В издании 1929 года можно увидеть только два постоянных маршрута одесского автобуса. Первый маршрут проходил от Тираспольской площади по улице 10-летия Красной армии (ул. Преображенская), Лассаля (ул. Дерибасовская), Маркса (ул. Екатерининская), бульвару Фельдмана (Приморский бульвар), Пушкинской и до железнодорожного вокзала. Второй маршрут также начинался на Тираспольской площади, но потом спускался по Гаванной и шел до Австрийского пляжа.

Мир

  • Украина получила вертолеты от Польши
    Украина получила вертолеты от Польши

    Украина получила от Польши три вертолета. Об этом сообщил посол Украины в Польше Василий Боднар в Facebook в субботу, 21 декабря.

    «Вертолеты уже в Украине. Еще раз спасибо за такую ​​важную помощь», — написал он.

    В свою очередь Государственное агентство стратегических резервов Польши уточнило, что в Украину доставили два вертолета Ми-8 и один Bell 412-HP. Их будут использоваться для учебы и занятий будущих пилотов, обучающихся в Харьковском национальном университете внутренних дел.

    «В сотрудничестве с Министерством внутренних дел и администрации и Агентством военного имущества, во исполнение решения Министра внутренних дел и администрации, Государственное агентство стратегических резервов передало Украине как помощь три вертолета из имущества полиции», — говорится в сообщении.

    Напомним, Польша закупила у США 96 ударных вертолетов Apache. Эти машины заменят Ми-24. А в октябре стало известно, что США предоставили Польше кредит на покупку Apache более чем в 3 млрд долларов.

    По материалам: Корреспондент.net.