Перед началом Первой Балканской войны болгарский флот за счет мобилизации увеличился с 882 до 2185 человек. 100-мм пушки с канонерки-«крейсера» «Надежда» установили на берегу под Варной. От торгового флота и различных ведомств в состав ВМФ зачислили несколько небольших пароходов.
Миносец «Храбрый» и другие в походе, фото периода Балканских войн Фото: tsushima.su
В ходе войны все шесть болгарских миноносцев под командованием капитана 2-го ранга Добрева часто выходили в море на перехват турецких военных кораблей и транспортных судов, не удаляясь дальше 75 миль от Варны. Турки, зная о выходах болгарских миноносцев, не конвоировали свои транспорты на маршруте Босфор – Констанца, а при необходимости блокировали Варну крейсерами. 6 октября 1912 г. два миноносца попытались атаковать турецкую эскадру из двух броненосцев и 4 эсминцев, но под огнем вернулись в Варну. Столь же безрезультатной оказалась попытка атаковать двумя миноносцами два турецких крейсера. Все выходы в море за транспортными судами тоже оказались безуспешными.
Ночью 20 ноября 1912 г. во время очередного выхода в море на перехват двух турецких транспортов болгарские миноносцы «Летящий», «Смелый», «Строгий» и «Дерзкий» встретили крейсер «Гамидие». Два других миноносца стояли в ремонте после столкновения. В 0:35 с миноносца «Строгий» заметили военный корабль и уже в 0:43 миноносец «Летящий» с расстояния 500 м выпустил торпеду. Турки тоже заметили миноносцы, на которых горели ходовые огни. Вторую торпеду с 300 м выпустил «Смелый», который оказался под обстрелом крейсера. С дистанции 150-200 м третьим атаковал «Строгий». Со второй попытки, после осечки, всего со 100 метров, выпустил торпеду и шедший последним «Дерзкий». После этого раздался взрыв, турецкий корабль начал оседать носом. Болгарские миноносцы попытались атаковать еще раз, но безуспешно. Тем временем от берега подходили турецкие корабли – миноносцы и канонерка. Видя это, Добрев отдал приказ возвращаться – и к утру все четыре миноносца были в Варне. Слыша орудийный выстрелы, командир «крейсера» «Надежда» порывался выйти в море, несмотря на то, что главная артиллерия корабля стояла на берегу – но не получил разрешения.
Турецкая схема атаки крейсера «Гамидие» Фото: donanmatarihi.com
Крейсер «Гамидие» остался на плаву. Обширные затопления носовых отсеков частично компенсировали, приняв воду в корму. На помощь вышли броненосец «Хайреддин Барбаросса», крейсер «Меджидие», буксир и малые корабли. Тем не менее, когда поврежденный корабль ввели в Босфор, его нос уже полностью погрузился в воду. Если бы в «Гамидие» попало не одна, а больше торпед или же его пришлось тащить на буксире немного больше времени – он бы затонул.
Крейсер «Гамидие», торпедированный миноносцем «Дерзкий» Фото: tsushima.su
Итогом удачной атаки стало то, что турки перенесли маршрут следования своих судов из Румынии на большее расстояние в открытое море. Турецкие корабли, блокировавшие Варну, ночью также старались держаться дальше от берега. А командир «Гамидие» Хусейн Рауф-Бей в своем комментарии турецким газетам заявил, что «Если беспристрастно рассмотреть случай с «Гамидие» и сказать саму истину, надо признать, что эта крупная и успешная атака болгарского флота, у которого нет никакого прошлого, одно славное начало, каким он может гордиться».
Командир «Гамидие» Хусейн Рауф-Бей Фото: donanmatarihi.com
Тем временем, во время перемирия и после возобновления боевых действий болгарские миноносцы уже не были столь активными. В Варне элементарно закончился уголь – и миноносцы не могли выходить далеко в море. К тому же, всем им требовался серьезный ремонт.
После того, как болгарская армия вышла к Мраморному морю, турецкий флот начал обстрел фронта, особенно часто огонь вел броненосец «Торгут Рейс». Болгары никак не могли ответить – мощной дальнобойной артиллерии в этом районе у них не было. В такой обстановке Димитр Добрев предложил прорваться с боем на одном из миноносцев через Босфор и атаковать турок. Естественно, что такой самоубийственный план остался только планом. Зато идея создания импровизированного миноносца осуществилась. В небольшом порту Шаркёй под руководством капитан-лейтенанта Евстати (Евстафия) Винарова из двух рыбацких лодок соорудили катамаран, между корпусами которого подвесили торпеду. Уже было все готово к атаке, и в ночь с 31 марта на 1 апреля Винаров вышел в море. Но уже в 23 ч. его отозвали – с 1 апреля боевые действия закончились.
Во второй Балканской войне Болгария потерпела сокрушительное поражение от своих бывших союзников, к которым присоединилась Турция. Все корабли Дунайской флотилии были затоплены своими экипажами в реке Русенски Лом – чтобы их не захватили румыны. А миноносцы и «Надежда», на всякий случай, перешли в Севастополь – болгарский флот бежал.
Командир миноносца «Дерзкий» старший мичман Георгий Купов Фото: tsushima.su
От Первой до Второй
После Балканских войн часть кораблей Дунайской флотилии подняли, отремонтировали и ввели в строй. Часть – подняли и отправили в металлолом. Когда началась Первая мировая война, Болгария сначала сохраняла нейтралитет, но ее политика все больше склонялась в пользу блока Центральных держав.
14 октября 1915 г. Болгария вступила в Первую мировую войну на стороне Германии, Австро-Венгрии и Турции – против своего традиционного покровителя России и соперника на Балканах Сербии. Это стало ударом в спину для отчаянно сражающихся сербов. А Турция получила прямую сухопутную связь с Германией.
Обстановка на Черном море в это время складывалась в пользу России, которая уже вводила в строй дредноуты типа «Императрица Мария». В качестве своеобразного жеста помощи новому союзнику, в мае 1916 г. Болгарии передали небольшую немецкую подлодку UB-8 водоизмещением всего 140 тонн и вооруженную двумя торпедными аппаратами. Официально ее передали 25 мая, в болгарском флоте субмарину назвали «Подводник №18».
Подводная лодка «Подводник №18» Фото: tsushima.suПодводная лодка «Подводник №18» Фото: tsushima.su
С января 1916 г. в Болгарии появилась морская авиация – корабль-плавбаза «Царь Фердинанд», на котором имелось 4 гидросамолета.
Во время мировой войны роль болгарского флота свелась к обороне своего побережья – патрулированию и минным постановкам. 11 сентября 1916 г. возле Варны на русской мине погиб миноносец «Шумный». А перед самым концом войны, 28 ноября 1918 г. на камнях разбился «Летящий». 16 сентября 1918 г. в свой последний, как оказалось, поход отправился крейсер «Надежда» — на ремонт в оккупированный немцами Севастополь. Оттуда корабль так и не вернулся, и уже в 30-е гг. его разобрали на металл.
Миноносец «Шумный» Фото: tsushima.su
По итогам Первой мировой войны Болгарии как проигравшей стороне запретили иметь военно-морской флот, превышающий наличные силы. На море у Болгарии остались 4 полностью устаревших миноносца, минный заградитель «Камчия» и несколько катеров – тральщиков и охотников за подводными лодками. На Дунае также имелось несколько катеров для пограничной и полицейской службы. Часть катеров строилась в Русе, пару единиц закупили в Австрии, остальные – во Франции.
Миноносцы типа «Дерзкий» в Бургасе, 20-е гг. Фото: lostbulgaria.com
Несмотря на фактическую отмену в 1936 г. Нейского мирного договора, никаких существенных изменений с болгарским флотом не происходило. Хотя корабельный состав и пополнился торпедными катерами немецкой и английской постройки, качественно болгарские военно-морские силы оставались третьеразрядным флотом, неспособным причинить ущерба противнику.
Модернизированный миноносец «Дерзкий», 30-е гг. Фото: bnr.bgРазгрузка торпедного катера S-1 германской постройки для Болгарии Фото: журнал Warship International
С 1940 г. Болгария постепенно попадала под влияние Германии. В 1941 г. Болгария заняла часть Греции и Югославии, получив выход к Эгейскому морю. Там в 1942 г. сформировали небольшую флотилию из катеров – тральщиков и патрульных. 13 декабря 1941 г. Болгария официально объявила войну Великобритании и США, но так и осталась нейтральной в отношении СССР. Участие болгарского флота в войне было минимальным и фактически свелось к противовоздушной обороне от налетов англо-американской авиации и тралению мин. Но в Варне и Бургасе базировались немецкие военные корабли, авиационные и сухопутные части. Тем не менее, 15 октября 1942 г. от внутреннего взрыва затонул миноносец «Дерзкий», но был поднят и к 1944 г. отремонтирован.
Торпедный катер немецкого типа «Люрссен» под болгарским флагом во время Второй мировой войны Фото: tsushima.su
Власти Молдовы поддерживают равномерное развитие всех регионов страны и не рассматривают вопрос предоставления автономии по национальному признаку. Об этом в ходе Черноморского форума по вопросам безопасности заявила депутат парламента Молдовы от партии ПДС Инна Кошеру, комментируя попытки россии вмешиваться во внутренние дела Молдовы через подконтрольных политиков и провокационные заявления лидера пророссийской партии «Возрождения» Костадина Костадинова о необходимости предоставления автономии болгарам Бессарабии. Подробнее
Объем экспорта зерновых и зернобобовых культур из Украины в 2025/26 МГ по состоянию на 4 июля составил 60 тыс. т, что в 12 раз меньше показателя прошлого сезона (718 тыс. т).
Украина имеет договоренности по газу. Уже на следующей неделе чиновники смогут подписать соответствующие решения с европейскими партнерами.
Об этом заявил президент Украины Владимир Зеленский, сообщает РБК-Украина со ссылкой на его вечернее видеообращение.
Глава государства рассказал, что сегодня был доклад министра министра иностранных дел Украины Андрея Сибиги относительно его комбинации «с нашими европейскими партнерами».
«У нас есть перечень абсолютно четких целей в подготовке к следующему отопительному сезону. Есть вещи, о которых я говорил на самом высоком политическом уровне с лидерами Европы», — сказал Зеленский.
Он добавил, что сейчас на уровне МИД, Министерства энергетики и Нафтогаза договоренности Украины готовятся к реализации. Уже на следующей неделе могут быть подписаны соответствующие соглашения.
«Рассчитываем, что уже на следующей неделе в рамках конференции по восстановлению Украины, которая состоится в Италии, наши чиновники смогут подписать соответствующие соглашения с нашими партнерами, чтобы обеспечивать Украину энергопресурсами», — заявил президент.
Также Зеленский выразил благодарность всем партнерам Украины, кто действительно помогает нашей стране и кто готов масштабировать поддержку в области энергетики.
«Энергетическая устойчивость — это фундамент устойчивости всей страны», — резюмировал он.
Напомним, на днях Украина и Польша продлили временное увеличение мощности для импорта природного газа в Украину. В частности, с 1 августа 2025 года до сентября 2026 года.
Согласно заявлению Минэнерго, это важно для повышения безопасности поставок природного газа.
«К тому же это также доступ к новым источникам ресурса. Например, LNG терминалы в Польше и Литве, что существенно расширяет источники поставок и повышает энергетическую безопасность страны», — сообщил заместитель министра энергетики Украины Николай Колесник.