В ходе очередной сессии Ренийского райсовета возник незапланированный в повестке дня вопрос, связанный с возможными осложнениями в работе районного управления социальной защиты населения (УСЗН).
Проблема заключается в том, что один из жителей Ренийского района выиграл суд против УСЗН, однако служба соцзащиты не выполнила судебное решение. Государственная исполнительная служба оштрафовала управление на 5100 гривен. Если этот штраф не будет выплачен, то его сумма может увеличиться в пять раз, а счета УСЗН будут арестованы. Последствия такого ареста (если, конечно, до этого дойдёт) окажутся катастрофическими – тысячи людей останутся без социальных выплат.
На первый взгляд, тут нечего обсуждать: разве местные органы власти не могут найти 5 тысяч гривен, чтобы спасти ситуацию на миллионы? Но в том-то и дело, что не могут! Во всяком случае, об этом заявили районные чиновники. Как сообщила начальник финансового управления Ренийской райгосадминистрации Прасковья Бондаренко, районная казна фактически не имеет отношения к средствам УСЗН – деньги, которые проходят через управление соцзащиты, поступают в виде субвенций из вышестоящих бюджетов. Соответственно, из этого источника нельзя уплатить судебный штраф. Невозможно его уплатить и за счёт районного бюджета, так как все деньги уже распределены. Таким образом, ни в одном бюджетном источнике попросту не предусмотрены средства на подобные расходы!
И что интересно: депутаты на сессии не стали особо «париться» по этому поводу. Правда, заместитель председателя райсовета Юрий Циомик возмутился, но его возмущение ограничилось, по сути, риторическими вопросами: почему управление соцзащиты затянуло решение проблемы до такой степени, что теперь приходится рассматривать вопрос в пожарном порядке? Почему УСЗН не подало апелляцию на решение суда? Почему, в конце концов, райсовет должен «разгребать» вопросы, которые относятся к компетенции райгосадминистрации?
На самом же деле в ходе пленарного заседания райсовета никто ничего не стал «разгребать»: поговорили – и разошлись. Присутствовавшая на сессии заместитель начальника управления соцзащиты Тамара Петренко даже не соизволила прокомментировать проблему…
Уже после сессии нам удалось связаться по телефону с начальником УСЗН Маргаритой Ивановой, которая дала внятное разъяснение.
«В 2016 году, к празднику 9 Мая, мы выплатили участникам боевых действий не ту сумму разовой денежной помощи, которая была предусмотрена законом – наше управление осуществило выплаты в соответствии с постановлением правительства, — сказала Маргарита Ивановна. – Согласно этому постановлению, сумма была значительно меньше, чем гласил закон. По закону, сумма этой помощи – пять минимальных пенсий, а Кабмин определил её в размере более 900 гривен.
Участники боевых действий подали на УСЗН в суд и выиграли дело. Суд обязал нас выплатить то, что положено, однако в решении суда был указан неприемлемый для нас способ выплаты. Госисполнительная служба обратилась в суд, чтобы нам изменили способ выплаты. Но суд решил его не менять. В результате вопрос зашёл в тупик: мы не могли выплатить эти деньги, а казначейство не имело права их взыскать. Тем не менее исполнительная служба обязана была отреагировать на тот факт, что УСЗН не выполняет решение суда. И она отреагировала, оштрафовав нас на 5100 гривен.
Наше управление направило письмо в областной департамент социальной защиты с просьбой перераспределить средства таким образом, чтобы мы могли выполнить решение суда. Дело в том, что подобные судебные издержки просто не предусмотрены в системе органов соцзащиты населения. Как только областной департамент перераспределит средства, УСЗН выполнит своё обязательство. Мы сделаем это за счёт денег, выделенных на разовую помощь участникам боевых действий ко Дню Победы. Но это не значит, что кто-то будет лишён этой выплаты. Так что всё будет нормально.
Что касается возможности ареста счетов управления соцзащиты, то я могу заверить: основные счета не будут заблокированы. В худшем случае такая мера воздействия коснётся второстепенных счетов».
Если посмотреть на ситуацию глазами рядового гражданина, не вникая в «хитрые» юридические тонкости и сложные механизмы бюджетных отношений (а рядовой гражданин, собственно, и не должен в это вникать), то в очередной раз становится понятно, что мы живём в государстве абсурда.
Во-первых, адекватному здравомыслящему человеку очень трудно понять тот факт, что постановление правительства о выплате денежной помощи не соответствует законодательству. Любой студент первого курса юрфака знает о том, что задача Кабмина – издавать подзаконные нормативные акты, а они в принципе не могут противоречить закону. Однако в Украине сплошь и рядом происходит наоборот. В результате центральная власть заведомо создаёт узаконенное беззаконие, заложниками которого становятся как граждане, так и нижестоящие государственные структуры.
Вот и в данном случае мы имеем «классический» пример искусственно созданной правовой дилеммы: будучи органом в системе исполнительной власти, УСЗН вынуждено руководствоваться нормативными актами Кабмина, возглавляющего эту ветвь власти. Но одновременно управлению соцзащиты приходится нарушать закон, имеющий высшую юридическую силу по отношению к постановлениям правительства, не говоря уже о решениях нижестоящих ведомств.
Неудивительно, что в подобных ситуациях люди подают в суды и выигрывают дела. Но и здесь нас ждут сюрпризы, характерные для государства абсурда. Если в нормальных странах судебная власть – это «священная корова» верховенства права, и судебные решения обладают непререкаемым авторитетом, то в Украине – как в королевстве кривых зеркал. Можно сколько угодно выигрывать суды против государственных органов, но нет никаких гарантий, что судебные решения будут выполнены. И ситуация вокруг невыплаты судебного штрафа в размере 5100 гривен – яркий тому пример. Всё просто до безобразия: в бюджетном процессе просто не предусмотрены средства на судебные издержки или выплаты компенсаций по решениям судов.
И никого не волнует, что тем самым узаконенное беззаконие превращается в бесконечный порочный круг. Наверное, это и есть европейские ценности по-украински…
За первые 10 месяцев этого года экспорт зерна из Украины через румынский порт Констанца снизился на 52% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Украина получила от Польши три вертолета. Об этом сообщил посол Украины в Польше Василий Боднар в Facebook в субботу, 21 декабря.
«Вертолеты уже в Украине. Еще раз спасибо за такую важную помощь», — написал он.
В свою очередь Государственное агентство стратегических резервов Польши уточнило, что в Украину доставили два вертолета Ми-8 и один Bell 412-HP. Их будут использоваться для учебы и занятий будущих пилотов, обучающихся в Харьковском национальном университете внутренних дел.
«В сотрудничестве с Министерством внутренних дел и администрации и Агентством военного имущества, во исполнение решения Министра внутренних дел и администрации, Государственное агентство стратегических резервов передало Украине как помощь три вертолета из имущества полиции», — говорится в сообщении.
Напомним, Польша закупила у США 96 ударных вертолетов Apache. Эти машины заменят Ми-24. А в октябре стало известно, что США предоставили Польше кредит на покупку Apache более чем в 3 млрд долларов.