Улица Шабская – одна из самых старых улиц Белгорода-Днестровского, которая, к тому же, не меняла своё название с момента основания. Названа она так по простой причине – именно по ней, в течение пары столетий, горожане поддерживали связь с посадом Шабо. Там, в своё время, с Высочайшего позволения императрицы была основана колония швейцарских фермеров. Начинается Шабская от средневековой крепости, и примерно со своей середины витиевато следует прихотливой береговой линии Днестровского лимана.
Если не ошибаюсь, в 1934 году прошлого столетия Аккерман посетил румынский король Кароль Второй. Он присутствовал на открытии еврейской больницы в городе. Посетил король-оккупант и городскую тюрьму по улице Шабской. Сейчас на её месте много лет располагается психбольница областного подчинения.
***
Шабскую, как и прочие центральные улицы в своё время вымостили булыжником. Уже задолго после войны, после прокладки по проезжей части коммуникационных магистралей воды и канализации, улицу заасфальтировали. Было это примерно в начале 70-х годов от прошлого века.
Надо сказать, закатали в асфальт улицу со знанием дела и с усердием. После мощного слоя гравия дорогу залили почти 30-сантиметровым слоем асфальта. Позже не один год по ней спокойно ездили танки, прочая военная техника, абсолютно не нарушая крепость сказочно прочного асфальта.
Шабская была важной транспортной артерией города. По ней круглосуточно шли большегрузы в порт, в завод ЭЗЯБиИ. Здесь проходили маршруты большей части городских линий общественного транспорта. Ещё сохранились жалкие останки автобусных остановок той эпохи.
«Мы строили-строили и, наконец, построили»
Эта фраза Чебурашки из известного мультика печально коснулась злосчастной нашей улицы.
Начало конца Шабской как ни странно началось с … благой вести. В начале 2003 года, когда городом управлял мэр Николай Чербаджи, Белгород-Днестровскому дали «добро» на прокладку газопровода. Этому предшествовала долгая рутинная работа городской управы, хлопоты и бесчисленные согласования. Помнится, город посетил сам президент Украины Леонид Кучма. Его тут же приняли в Почётные граждане города, тем самым надеясь на особое расположение в вопросах финансирования. Но история пошла по иному пути…
После прокладки газопровода через Днестровский лиман до микрорайона Южный, магистраль потянули в сторону Шабской. Попутно было решено поменять и канализационный коллектор. Не один экскаватор «порвал» здесь свою гидравлику, вгрызаясь в мощный слой асфальта! Двоякие чувства обуревали местный люд. С одной стороны им было жаль разрушаемую родную улицу, с другой – теплилась надежда, что в жилищах скоро появится долгожданный голубой огонёк.
Осенью 2004 года работы прекратились. В стране началась «цветная» революция – не до дорог. А после неё финансирование городских программ Белгорода-Днестровского почти прекратилось. Как говорят, по скрытой причине «неправильного» голосования электората во время тех президентских выборов.
***
Ноябрь 2004-го и есть начало конца улицы Шабской. Менялись мэры города, нардепы и избранники в городской парламент. Но великий срач (читай разруха), установившийся по Шабской, оставалcя неизменным, хотя обещано было много.
Когда власти задавали нетерпеливые вопросы на предмет того, когда же начнётся ремонт проезжей части Шабской, то «вдруг оказалось», что коллектор, дескать, проложен неправильно, из плохих труб. Мол, надо по новой, а денег нет. Но, позвольте, возмущались горожане, как такое возможно, чтобы проложили «неправильные» трубы? Все пожимали плечами. В том числе и сам подрядчик. Мол, как-то так само получилось, до сих пор диву даюсь.
Года три назад действующему мэру задали вопрос по состоянию улицы Шабской. Его ответ не отличался оригинальностью. Нет денег. А раз нет денег, стало быть, пока «маємо те, що маємо». По словам специалистов на ремонт этой дороги необходимо не менее 6 миллионов гривен. Боюсь, что и эта сумма в свете настоящих «реформ» несколько занижена.
Что делать?
Говорят, что это наш любимый вопрос. Ибо, всё держится на «авось», «небось», и «как-нибудь потом».
Все водители, неважно каких транспортных средств, в один голос говорят, нет – кричат о том, что Шабскую улицу немедленно надо восстанавливать, так как вслед за ней уничтожаются другие дороги по причине большой нагрузки на них. Опять же, эти немыслимые пируэты автобусов в обход Шабской, по некогда тихим прогулочным улочкам Аккермана… Заметьте, об этом говорят простые, неискушённые в инженерно-строительном деле люди.
Недавно к дому меня подвозил пожилой таксист. Матерясь на глубоких рытвинах многострадальной Шабской, он высказал замечательную мысль. Скорее, мечту. «А знаете, говорил он, выворачивая руль перед очередной колдобиной, — вот закатать Шабскую в асфальт и сама собой станет другая проблема – дорожный переезд через железную дорогу в микрорайоне Солнечный. Ведь какое большое дело будет сделано, а!? Проехал по Шабской, потом по трассе вдоль Южной и – раз, через переезд. Одна минута, и ты уже на совхозе 28 июня. Сказка!».
Действительно, сказка. Пока. А вот об упомянутом переезде поговорим в следующий раз. Закончить этот невесёлый материал хочется логичным и простым вопросом: когда, наконец, в городе появится Хозяин? Не хозяин горбюджета и всяких «вкусностей» коммунальной собственности, а Хозяин. Вопрос…
На украинские счета поступил шестой транш от Международного валютного фонда (МВФ) в размере $1,1 млрд. по программе расширенного финансирования Extended Fund Facility.
После недавнего повреждения электрокабеля Estlink 2, проходящего через Балтийское море между Эстонией и Финляндией, Еврокомиссия заявила об усилении защиты подводных коммуникаций. Подробнее