Состоялось расширенное заседание профсозного комитета госпредприятия «Ренийский морской торговый порт», на котором рассматривался вопрос о кризисном экономическом положении ГП. Это заседание обещало стать «боевым»: накануне прозвучала информация о том, что предприятие – на грани банкротства, и портовики готовы выразить недоверие директору ГП «РМТП» Алексею Кузьменко.
Поскольку прессу на профком не пустили, мы попросили профсоюзного лидера портовиков Михаила Григоренко прокомментировать итоги заседания постфактум. В первую очередь Михаил Михайлович опроверг опасения, что в трудовом коллективе назревает социальный взрыв. «Действительно, перед заседанием профкома многие работники очень резко высказывались по поводу ситуации в порту. Однако обсуждение прошло совершенно спокойно, никаких радикальных предложений или шагов не последовало, каких-либо гневных петиций от рабочих не поступало, — сказал М. Григоренко. – Мы заслушали информацию директора порта о причинах тяжёлого экономического положения предприятия и о возможных путях выхода из кризиса. К сожалению, ничего нового Алексей Кузьменко не сообщил. Он по-прежнему ссылается на объективные факторы нынешних трудностей – в частности, на транспортную зависимость порта Рени от железной дороги Молдовы, из-за чего наше предприятие остаётся неконкурентоспособным по сравнению с другими украинскими портами».
Председатель профкома добавил, что пока администрация ГП «РМТП» выполняет свои обязательства перед коллективом, но, возможно, скоро возникнут задержки с выплатой зарплаты. Это при том, что подразделения порта уже работают на 80 и 50% (в зависимости от производственной необходимости). Тем не менее, по словам М. Григоренко, профком воздержался от резких движений, ограничившись тем, что принял к сведению информацию директора ГП, а также решил обратиться в ITF– Международную федерацию транспортников. На вопрос о том, чем может помочь ITF Ренийскому порту, Михаил Михайлович ответил: «Думаю, они могут как-то повлиять на железнодорожников Молдовы, чтобы те предоставили нам более выгодные условия перевозки грузов на ренийском направлении».
М. Григоренко заявил также, что не связывает кризисное положение ГП «РМТП» с возможной приватизацией предприятия. «Сегодня наш порт не интересен для потенциальных покупателей и инвесторов, — отметил профсоюзный лидер. – Ведь на территории порта уже давно работает СЭЗ, есть определённые возможности для бизнеса, но пока оживления деловой активности не наблюдается».
Директор ГП «РМТП» Алексей Кузьменко прокомментировал сложившуюся ситуацию очень лаконично, но оптимистично. «Могу повторить ещё раз: основная причина экономических проблем Ренийского порта – это его географическое положение, которое создаёт зависимость от железной дороги Молдовы. Других вопросов между руководством и коллективом порта нет, — сказал Алексей Николаевич. – Если ЖДМ понизит свои тарифы для нас – грузы в порт Рени пойдут. Не понизит – не пойдут. Других вариантов не существует. Я уже говорил в одном из своих интервью, что переговоры с молдавской стороной ведутся, но реальных сдвигов на сегодняшний день нет – тарифные скидки нам не предоставлены. Когда мы их получим, затрудняюсь сказать, — всё-таки речь идёт о другом государстве. Со своей стороны Министерство инфраструктуры Украины и руководство Ренийского порта сделали всё, что было необходимо: создана соответствующая рабочая группа по решению данного вопроса. Будем пробиваться дальше и подключать международные каналы, будем выходить с инициативой на Мининфраструктуры, чтобы оно задействовало Министерство иностранных дел. Будем озвучивать результаты, но пока что…»
Отвечая на вопрос о том, как сегодня обстоят дела с перевалкой основного груза в Ренийском порту – молдавского зерна – руководитель предприятия сказал: «Ждём урожая зерновых в Молдове, уже есть заявки на транспортировку зерна через наш порт. Да, не в таких объёмах, как планировалось, но груз будет. Традиционно сезон перевалки зерна начинается в конце июля – начале августа».
Завершая свой комментарий, А. Кузьменко подчеркнул: «Ситуация в порту стабильная, зарплата и налоги выплачиваются. Что касается расширенного заседания профкома, то коллектив, естественно, хотел услышать о наших планах на будущее, и я всё объяснил. А слухи, которые ходят по Рени о снятии Кузьменко с должности, не соответствуют действительности».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Как известно, у Ренийского порта нет прямого железнодорожного сообщения с сетью железных дорог Украины – все перевозки идут транзитом через железную дорогу Молдовы, что значительно увеличивает стоимость доставки грузов в Рени. Несмотря на это, руководство порта постоянно проводит работу по привлечению новых грузопотоков… Увеличение… грузопотоков будет зависеть от результатов инициированных портом многосторонних переговоров с участием Министерства инфраструктуры Украины, ГП «Железная дорога Молдовы», операторов подвижного состава, потенциальных грузовладельцев… Цель переговоров – внедрение «сквозных» железнодорожных тарифов, которые бы сделали порт Рени более привлекательным для грузовладельцев».
(Из интервью директора ГП «РМТП» А. Кузьменко газете «Курьер недели», 5 марта 2015 г.)
НАША СПРАВКА
Ренийский порт вот уже полтора года переживает существенное производственное падение. По итогам прошлого года ГП и действующие на его территории субъекты специальной экономической зоны (СЭЗ) «Рени» снизили объём грузоперевалки почти в два раза – с 2 млн 794 тыс. тонн в 2013 году до 1 млн 464 тыс. тонн в 2014 году. В первом квартале текущего года грузооборот порта Рени по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился более чем на 49 процентов: за первые три месяца т.г. было переработано лишь около 241 тыс. тонн грузов, тогда как в первом квартале 2014 года – 475 тыс. тонн.
Следует напомнить также, что в феврале т.г. первый заместитель начальника Ренийского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» Игорь Антимонов заявил, что львиную долю грузооборота в порту обеспечивают субъекты СЭЗ, а у ГП «РМТП» собственных грузов практически нет.
За первые 10 месяцев этого года экспорт зерна из Украины через румынский порт Констанца снизился на 52% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.