Изначально Сарата была одной из многих немецких колоний на юге Бессарабии. Сейчас это районный центр, всего лишь в статусе поселка городского типа. Примечательно, что это одна из очень немногих немецких колоний, которая ни разу не меняла своего имени. Дело в том, что название «местное» — в честь речки Сараты, на берегах которой расположилась колония. Ранее на этом месте было поселение буджакских татар Гура-Курудер. А археологи уже в наше время нашли на окраинах Сараты остатки поселений эпохи меди и черняховской культуры.
Основали ее в 1822 году 80 семей – переселенцев из Вюртемберга. Каждой из них тогда совершенно бесплатно передали по 60 десятин земли в вечное пользование. Кроме того, их на 50 лет освободили от налогов, а затем – и от земских повинностей, от рекрутского набора и постоя солдат, не говоря уже о свободе вероисповедания. Глядя на такие условия становится понятно, почему немецкие колонисты быстро обжились на новых местах и заняли господствующее экономическое положение в регионе.
Сами весьма трудолюбивые, немцы сполна использовали льготы. Владея землей, они брали на работу бежавших от крепостничества крестьян из Молдавии, Подолии и даже центральной России. Здесь, в Бессарабии, те брались за любую работу с самой низкой оплатой – лишь бы не умереть с голоду. Также колонисты сдавали в аренду земли – как правило, под пастбища, и брали на сезонную работу местных малоземельных крестьян-бедняков. К середине XIX века пятая часть крестьян Сараты не имели своей земли и работали батраками, промышляли ремеслом. С другой стороны, зажиточные колонисты в своих хозяйствах использовали новейшую сельхозтехнику и методы агротехники. Колонисты специализировались на выращивании озимой пшеницы, хороших сортов винограда и скота.
К началу ХХ века Сарата стала волостным центром Аккерманского уезда и приобрела статус местечка. Здесь расположилась почтовая станция, несколько магазинов. Еще в 1874 году в Сарате построили паровую мельницу, а с 1886 года работал механический завод, выпускавший сельскохозяйственные машины на всю Бессарабию. Также был небольшой чугунолитейный завод и красильные мастерские. В 1912-1915 гг. построили железную дорогу Бессарабская – Аккерман, Сарата стала станцией с тремя путями.
До 1917 года какие-либо медицинские учреждения в Сарате отсутствовали. Кто побогаче – лечились в Аккермане, кто победнее – лечились дедовскими методами. Ведь стоимость дневного пребывания в аккерманской городской больнице составляла 20 копеек, для бедняков это было непосильно.
С 1829 года в Сарате работала церковно-приходская школа, в которой преподавали на немецком языке. В первый же год в ней училось 68 детей. С 1844 года также открылось немецкое одноклассное училище для мальчиков – на средства, завещанные одним колонистом Вернером. С 1879 года оно стало двухклассным, а с 1904 – четырехклассным. Училище отличалось от других подобных учебных заведений в регионе высоким уровнем преподавания и широким спектром предметов – здесь обучали алгебре, геометрии, землемерному делу, статистике и даже основам архитектуры. Выпускники училища устраивались учителями в местных начальных и церковно-приходских школах, писарями, землемерами. Стоило обучение 30-35 рублей в год, и было доступно только немецким колонистам и зажиточным крестьянам. Также в конце XIX в Сарате появилась еврейская начальная школа, а в 1912 г. – и русская церковно-приходская.
Во время Первой мировой войны Сарата стала одним из центров снабжения армий Румынского фронта продовольствием – благодаря налаженному сельскому хозяйству и железнодорожной станции. Многие молодые люди были призваны в армию.
В конце декабря 1917 г. в Сарате, вслед за Аккерманом, ненадолго установилась советская власть. Но уже в марте 1918 г., после незначительных боев местечко заняли румыны. В Сарате расквартировали военный и жандармский гарнизоны, объявили военное положение. Местному населению вменили в обязанность снабжать румынские части продовольствием, фуражом и вином.
После аграрной реформы 1918-1924 гг. в Сарате осталось 49 крупных частных хозяйств, имевших от 30 до 100 гектар земли. Остальные или имели жалкие клочки земли, или работали батраками и рабочими. К 1928 году промышленность Сараты пополнилась кирпичным и кожевенным заводами, суконной фабрикой, двумя маслобойками, несколькими мельницами.
Но не все было так хорошо. Начало 20-х стало для Сараты и окрестностей суровым временем. Все знают о Татарбунарском восстании. Но не все знают, что зажиточные хозяева Сараты образовали (то ли добровольно, то ли не совсем добровольно) «отряд самообороны», содействовавший жандармам и помогавший громить то самое восстание. В 1921 году на железной дороге около Сараты трижды взрывали полотно и мосты. А в августе 1921 г. небольшой отряд то ли партизан, то ли просто бандитов напал на местный жандармский пост – но не осилил.
В 1940 году в Сарату вместе с советской властью пришли два типичных для нее явления. Всех, кто был побогаче – раскулачили, причем кое-кто отправился в места весьма отдаленные. Всего из Сараты выехала 651 семья немецких колонистов. А на раскулаченной земле устроили колхоз «Червоний Жовтень». Вся промышленность, естественно, подверглась национализации, причем литейный и механические мастерские преобразовали в Саратский завод сельхозмашин. Кроме того, Сарату сделали районным центром и открыли больницу на 50 коек.
В Великой отечественной войне через Сарату дважды прошел фронт. Сначала село захватили румыны – 22 июля 1941 г. Перед этим в Сарате некоторое время был истребительный отряд, в который записали 450 человек – чуть ли не все мужское население. Во время оккупации румыны попытались вернуть старые порядки, но не особо успешно. А затем в конце августа 1944 г. советские войска перешли в наступление. 23 августа Сарата была освобождена. В этих боях отличился расчет противотанковой пушки из старшего сержанта И.Халикова, сержантов И. Семкина и И. Массалитина. Вступив в бой с прорывающимся из окружения отрядом из 400 немцев, они уничтожили 120 захватчиков, 2 пушки, несколько автомашин и подвод с боеприпасами. В бою все трое погибли, вызвав в последний момент на себя огонь своих же. Всего в войне участвовали 298 жителей Сараты, 87 из них погибли, а 167 человек – получили награды.
В послевоенное время статус райцентра сыграл на руку – Сарату активно развивали. В 60-е годы построили современный винзавод, комбинат хлебопродуктов с огромным элеватором, хлебозавод, расширили станцию, создали строительную организацию «Межколхозстрой». Продолжалось, в разных статусах, производство сельскохозяйственных машин и запчастей в литейно-механическом цеху. Строились, по типовым проектам, здания вокзала, школы, дома быта, клуб, гостиница, больница, двухэтажные многоквартирные жилые дома.
В 50-е годы в Сарате и окрестностях начали разводить тутового шелкопряда. А в 1954 году образовали лесничество. Сельское хозяйство развивалось с упором на виноделие.
От старых времен в Сарате осталось несколько старых зданий. Но наиболее значительное, видное буквально каждому – это старая лютеранская кирха. Построенная в 1840 году, она сейчас считается старейшей из сохранившихся протестантских храмов Бессарабии. Расположена она прямо посреди центральной улицы Ленина – настолько, что дорога вынуждена огибать храм сбоку. С 1940 по 1995 годы кирха не работала. И только в последнее время, благодаря пожертвованиям из Германии, храм возрожден.
К 80-м годам население Сараты достигло максимума – 5600 человек. По переписи 2012 г. тут живет чуть больше 5000 человек. Сейчас Сарата и Саратский район – депрессивные, дотационные. Местная промышленность умерла. Из пищевого комплекса остался работать комбинат хлебопродуктов. Как и во многих других местах Бессарабии, в Сарате есть проблемы с трудоустройством – в самом поселке устроиться на работу можно разве что в сфере торговли и услуг. При этом для большинства молодежи единственно возможным выходом стала вынужденная трудовая миграция в Одессу. А из достижений последнего времени можно отметить разве что строительство нового стадиона в 2012 году. А по мнению посетителей местного интернет-форума, деловая активность в Сарате «теряется» на фоне более динамичных соседних Белгород-Днестровского и Татарбунар.
2 комментария для “Сарата – многонациональная немецкая колония с оригинальным названием и самой старой кирхой”
Сарата и Саратов… И то и другое по-чувашски «Сара Ту» — Красивая (жёлтая) гора. Есть в Сарате гора? Публикация очень интересная и подробная. Свою историю мы должны писать сами.
Уважаемый, Александр , спасибо вам за публикацию. Хотелось бы внести поправку : «Здание немецкого училища, 1965 г.
Фото: oldchisinau.com» находится в посёлке Тарутино. Благодарю за внимание, Эвелина.
На украинские счета поступил шестой транш от Международного валютного фонда (МВФ) в размере $1,1 млрд. по программе расширенного финансирования Extended Fund Facility.
Украина получила от Польши три вертолета. Об этом сообщил посол Украины в Польше Василий Боднар в Facebook в субботу, 21 декабря.
«Вертолеты уже в Украине. Еще раз спасибо за такую важную помощь», — написал он.
В свою очередь Государственное агентство стратегических резервов Польши уточнило, что в Украину доставили два вертолета Ми-8 и один Bell 412-HP. Их будут использоваться для учебы и занятий будущих пилотов, обучающихся в Харьковском национальном университете внутренних дел.
«В сотрудничестве с Министерством внутренних дел и администрации и Агентством военного имущества, во исполнение решения Министра внутренних дел и администрации, Государственное агентство стратегических резервов передало Украине как помощь три вертолета из имущества полиции», — говорится в сообщении.
Напомним, Польша закупила у США 96 ударных вертолетов Apache. Эти машины заменят Ми-24. А в октябре стало известно, что США предоставили Польше кредит на покупку Apache более чем в 3 млрд долларов.
Сарата и Саратов… И то и другое по-чувашски «Сара Ту» — Красивая (жёлтая) гора. Есть в Сарате гора? Публикация очень интересная и подробная. Свою историю мы должны писать сами.
Уважаемый, Александр , спасибо вам за публикацию. Хотелось бы внести поправку : «Здание немецкого училища, 1965 г.
Фото: oldchisinau.com» находится в посёлке Тарутино. Благодарю за внимание, Эвелина.