Еще каких-то 25-30 лет назад Килия носила славу крупнейшего портового центра на реке Дунай, и в реестре стратегически важных транспортных узлов Советского Союза занимала не последнее место. Как говорят специалисты, здесь Дунай делится на шесть рукавов в направлении Европы, четыре рукава ведут к Черному морю.
Вот такое крайне выгодное географическое положение! И в то же время по направлению к Килие практически нет дорог, приблизительно 30 процентов пути от Одессы – это полное бездорожье, что еще больше усугубляет уже официальную депрессивность региона. Как жаль, что когда в перестроечные и постперестроечные годы достаточно перспективный район стремительно приходил в упадок, не нашлось своего Петра Первого, который бы оценил геополитическую привлекательность этого населенного пункта с древней историей. Зато ситуацию очень тщательно изучили правительственные и дипломатические круги соседней Молдовы, которые сумели с помощью средств Евросоюза построить порт Джурджулешты, создавший мощную конкуренцию не только Килийскому порту, но и остальным украинским портам на нижнем Дунае. В то время официальный Киев сделал поистине царский подарок молдавской и румынской сторонам, без боя отдав этот участок дунайского берега.
Стоит ли удивляться, что за последние годы грузооборот Килийского порта снизился в 14-15 раз? А ведь старожилы вспоминают те времена, когда на рейде одновременно стояло множество судов, переработка была настолько интенсивной, что под силу было обработать полтора миллиона тонн грузов.
На Килийском судоремонтно-судостроительном заводе был построен специальный лихтерный цех. А потом началась так называемая перестройка, независимость, наметилась странная тенденция – сокращать количество судопереработки, судоперегрузки, мощности портов, пароходств и подобных заводов с каждым годом только сокращались, суда и портовое оборудование чаще всего из-за чьей-то меркантильности резались на металлолом…
Сегодня мощный некогда Килийский судостроительно-судоремонтный завод переживает, пожалуй, один из самых сложных периодов в своей истории. Хотя официальная информация вроде как должна настроить на оптимистический лад.
Вот что сообщает первый заместитель председателя Килийской райгосадминистрации М.В.Дамаскин: «Завод является одним из крупнейших предприятий Нижнего Дуная, представляет собой современное высокомеханизированное предприятие по строительству и ремонту судов разного профиля технического и вспомогательного флота Дунайского и Черноморского бассейнов, обеспечен профессиональными кадрами, что позволяет заводу самостоятельно выполнять замкнутый цикл любой сложности. Объемы производства товарной продукции за 2012 год составили 24 млн.403 тыс.грн. В течение 2012 года заводом отремонтировано 65 единиц флота, в том числе 31 объект для флота «Украинского Дунайского Пароходства».
Получается, что завод все же работает, даже несмотря на потерю мощностей, количества заказов, отток квалифицированных кадров и ряд других объективных причин, о которых мы уже упоминали.
Но в то же время предприятие имеет значительную кредиторскую задолженность, которая по сверке двухмесячной давности составила более шести миллионов грн., в том числе по выплате заработной платы и в целевые фонды – более трех миллионов грн. Профсоюзный комитет завода даже поднял рабочих на акцию протеста, отчаявшись иным способом отстоять свои законные права на оплату труда. И людей не может успокоить тот факт, что заводу за выполненные работы другие предприятия-заказчики должны 14 млн. грн. И самую значительную сумму – почти 13 с половиной миллионов задолжало частное акционерное предприятие «Украинское Дунайское пароходство». Кстати, парадокс ситуации еще и в том, что завод с некоторых пор является структурным подразделением УДП. Так что пока неясно, когда «мама» рассчитается со своей «дочкой» за выполненные работы. Ведь само пароходство находится в тяжелом финансовом положении, у него самого есть значительная и дебиторская, и кредиторская задолженность, и даже часть долга пока вернуть проблематично.
«Многие наши высококвалифицированные кадры, опытные рабочие востребованы в России, прибалтийских странах, люди нашли себе работу, уехали. Это, можно сказать, лучшие из лучших. Есть среди нас такие, кто тоже уже в поисках работы за пределами Украины, кто-то не хочет уезжать, еще держится из последних сил. Но ведь надо кормить семьи, учить детей, надо как-то выживать, а как можно жить без денег, без зарплаты, тем более, что мы готовы работать, готовы показывать профессиональный результат», — такие слова звучали от участников инициативной группы, которая выезжала в областной центр, чтобы донести свою правду до высоких чиновников.
Еще люди считают, что опытный и активный менеджмент, имеющий заинтересованность в сохранении завода, мог бы попытаться его реанимировать. Для этого нужны живые заказы с гарантированной оплатой, а таковыми сегодня являются, в основном, государственные заказы. Но можно ли рассчитывать на государственный заказ, если по сути все 18 портов Украины поэтапно переходят в частные владения на условиях соглашения, предусматривающего передачу особых прав на руководство госимуществом за плату. Так что искать способы выживания и развития должны сами концессионеры. И у некоторых очень известных фамилий фактических новых владельцев портов есть очень серьезные связи…
Возможно, постепенно отладится и механизм единой цепи – Измаильский порт — Дунайское пароходство — Килийский судостроительный-судоремонтный завод. И тогда прогноз выживания предприятия станет более благоприятным. Тем более, что вопрос взял на контроль народный депутат Украины Антон Киссе, ознакомивший с этой проблемой Премьер-министра Н.Я. Азарова.
Сейчас вопрос находится на рассмотрении в Министерстве инфраструктуры. Ясно одно: права людей должны быть соблюдены. Только тогда государство может считать, что выполняет свои функции.
Арина Цветко
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.