центральный рынок Бердянска

Российские войска оккупировали Бердянск буквально на третий день войны, развязанной россией против Украины. Не смотря на давление и преследования, в городе регулярно проходили митинги в поддержку Украины. Население продолжает сопротивляться оккупационным войскам, хотя город находится на грани искусственно создаваемой гуманитарной катастрофы. Интернет-газета «Топор» пообщалась со Светланой, которая находилась в Бердянске и была вынуждена бежать с несовершеннолетним сыном в Болгарию.

«Сегодня в Бердянске ситуация очень сложная. Если мы говорим о работе магазинов, где люди могли бы приобрести продукты, то почти все они закрыты. Сети крупных супермаркетов «Сильпо» и «АТБ», закрыты по причине того, что закончились все продукты и нет новых поступлений. Практически за несколько дней войны с прилавков пропали все крупы. Цены существенно выросли. Например, в субботу в Бердянске пакет соли стоил 42 гривны. При том, что в этот же день точно такая же соль в Днепре стояла 12 гривен. Килограмм сахара можно приобрести, и то из-под полы, за 150 гривен.

Оккупационные войска занялись репрессиями в отношении владельцев магазинов, принуждая их отказаться от гривны, начать принимать товары, которые доставят из Крыма, и продавать их за российские рубли. Всех несогласных закрывают и заставляют выехать из города. Но даже с такой постановкой вопроса предприниматели в Бердянске не идут на сотрудничество, считая это предательством».

 

Светлана подчеркнула, что в городе и соседних сёлах назревает гуманитарная катастрофа, искусственно создаваемая российскими войсками. На кольце перед въездом в Бердянск стоит колона с гуманитарной помощью, предоставленная Украиной, но её не пропускают в город. По её словам, российские войска разрешили провести медикаменты для онкобольных, а всё остальное завернули обратно.

«Часть продуктов и медикаментов из магазинов и аптек изъяли и раздают, как гуманитарную помощь, предоставленную россией. В сёлах Бердянского района, где продолжаются боевые действия, например, в Гуляйполе ситуация очень сложная. Вероятно, у них слабо налаженное снабжение и солдаты оккупационных войск ходят по домам и забирают у людей живность и консервацию. Ситуация напоминает времена голодомора, когда «чекисты» ходили по дворам и искали зерно. Так и сегодня в сёлах Бердянского района люди прячут продукты в огороде, чтоб хоть как-то прожить».

Светлана рассказывает, что с первых же дней оккупации российские войска взялись искоренять инакомыслие и запугивать всех тех, кто противится приходу «русского мира».

«Для того, чтоб никакая информация не поступала в оккупированный Бердянск и окрестности, оккупанты «заглушили» сети украинских мобильных операторов Киевстар, Life и Водафон. Выключили украинское телевидение и начали трансляцию пропагандистских каналов российского ТВ. В городе людей убеждают, что Украина их бросила и в скором времени в Бердянске начнут «ходить» российские рубли. Моя подруга работает в магазине в Гуляйполе. К ней зашли оккупанты и потребовали продать им продукты за российские рубли. На её замечание, что товары продаются только за гривны, они ответили: «Привыкайте к рублям. Теперь будет только так».

«Жители Бердянска регулярно выходили на митинги в поддержку Украины. Это были массовые акции, которые ещё смогли показать украинские СМИ. Мы выходили по зову сердца и демонстрировали оккупационным силам, что их никто не ждет в Украине. Но начались гонения наиболее активных граждан. Не хочу называть имена, многие из моих друзей ещё вынуждены находится в Бердянске. Сегодня российские солдаты, как мне кажется, преуспели в карательных акциях в духе «репрессивного КГБ». Людей арестовывают, как они это называют, за беспорядки. Моего очень хорошего друга выкрали оккупационные войска, за то, что он регулярно приходил на митинг и красиво пел гимн Украины. С его слов, над ним издевались и пытали. У него больные ноги, но их это не останавливало, и они били его именно по ногам. По сегодняшний день у моего друга температура после избиения. Вчера стало известно, что мэра Приморска Александра Кошелевича выкрали оккупанты и вывезли в неизвестном направлении. Отмечу, что в Приморске 90% населения – это представители болгарской диаспоры».

Светлана рассказывает, что за всеми жителями с украинской позицией устроили слежку и прослушивание телефонов. Всех, кто не может уехать из города, запугали.

«Бердянск живет на честном слове. Свет с перебоями пока есть, но людей просят не включать обогреватели. Газа нет, потому что магистральный газопровод в районе Мариуполя поврежден и его из-за боевых действий починить не могу. Местами возникают пожары, но их некому тушить. Практически весь состав пожарной части уволился и отказался сотрудничать с оккупантами. Коммунальщики также не хотят работать под началом оккупационных сил. В некоторых микрорайонах города люди вынуждены готовить на улице на кирпичах.

Но люди не теряют надежду и верят, что наши украинские войска смогут освободить город от оккупантов. Всё будет Украина».

Редакция Интернет-газеты «Топор» вынуждена изменить имя собеседницы по её просьбе, поскольку в Бердянске продолжают находится её родные и близкие, которые могут пострадать от рук оккупантов. Светлана выехала из Бердянская через Запорожье и Днепр, откуда с сыном добралась до границы, где на автобусе, предоставленном Болгарией смогла доехать до Варны.