С 1 сентября Украина ввела в действие новые правила пересечения границы для автомобилистов из Приднестровья. Теперь жители Приднестровского региона Молдовы смогут въехать на украинскую территорию только на автомобилях с нейтральными номерами и с наклейкой на заднем стекле. Россия поспешила обвинить Украину в блокаде, но на практике ситуация выглядит иначе.
Нейтральные номера — возможность легализации в международном движении
В апреле 2018 года Кишинев и Тирасполь завершили длительные переговоры и в Бендерах подписали протокол «Об участии транспортных средств из Приднестровья, не осуществляющих коммерческую деятельность, в международном движении». Подписание проходило в присутствии международных наблюдателей фоДокументом предусматривалось, что владельцы транспортных средств Приднестровского региона Молдовы для беспрепятственного выезда в Молдову, Украину и другие страны должны получить в специально созданных бюро в Тирасполе и Рыбнице номерные знаки без символики непризнанного Приднестровья и специальную наклейку на лобовое стекло. Бюро начали работу в сентябре 2018 года. В начале работы всего на оформление документов одного человека шло порядка 30 минут, но уже в начале 2021 году в Приднестровье заявили, что это время сократили до 10 минут.
В апреле 2018 года министр иностранных дел непризнанного Приднестровья Виталий Игнатьев положительно комментировал достигнутые договоренности.
«Нейтральный номерной знак – это определенный компромисс, который позволяет соблюдать международные правила и нормы, в том числе Венскую конвенцию 1968 года, и в то же время позволяет нам участвовать в международном движении без ограничений», — заявлял Виталий Игнатьев.
Фактически речь шла о выводе приднестровских автомобилистов из «серой зоны» непризнанной республики и их легитимация в международном правовом поле.
Время на переоформление было, но им не воспользовались
По данным приднестровских властей, в регионе зарегистрировано около 100 тысяч владельцев транспортных средств, среди которых также грузовые автомобили и автобусы для международных пассажирских перевозок. На последние действие «Протокола» не распространяется и им всё же придется переоформить транспортные средства в соответствии с молдавским законодательством.
С запуском бюро в Тирасполе и Рыбнице жители Приднестровского региона начали массово обращаться за переоформлением документов и получением нейтральных номерных знаков с наклейками. Всего на начало 2021 года водительские удостоверение молдавского образца получили 11 тысяч приднестровцев, а нейтральные номерные знаки – почти 5 тысяч владельцев автомобилей. Это при том, что ежемесячная пропускная способность двух регистрационных пунктов составляет полторы тысячи машин. Фактически за почти три года работы регистрационные пункты могли теоретически оформить около 50 тысяч владельцев автомобилей.
Переход на новые правила пересечения украинско-молдавской границы на приднестровском участке планировался с января 2021 года. Это с учетом всех предложений молдавской стороны и отведенного времени для жителей Приднестровья на замену номеров. В январе Кишинев попросил Украину дать ещё время и перенести сроки на 1 сентября, на что украинская сторона согласилась и выделила дополнительное время на переходной период.
Ещё в апреле экс-вице-премьер-министр Молдовы Александру Фленкя в интервью «Свободная Европа» заявил, что «для этого [перехода на нейтральные номера, — ред.] всё готово с политической, юридической и технической точек зрения. Автовладельцам на левом берегу Днестра, которые собираются пересекать границу Республики Молдова, было дано более чем достаточно времени для перерегистрации, а также для получения действительных водительских прав — несложно, процесс упрощен и не требует больших затрат».
Эксперт Национального института стратегических исследований Артём Филипенко также считает, что времени было достаточно и всё в руках самих приднестровцев. «Проблема в том, что нейтральные номера получили всего 5% автовладельцев Приднестровья из 110 тысяч. Хотя центры работают с сентября 2018 года. Понятно, что будут определенные проблемы у приднестровцев, в особенности, у малых предпринимателей, которые часто ездят в Украину, и в частности, в Одесскую область за товаром. Но, в принципе, всё в их руках», — заявил он, комментируя ситуацию Интернет-газете «Топор».
В Кишиневе связывают затягивание с переходом приднестровцев на нейтральные номера внутриполитическим саботажем со стороны непризнанных приднестровских властей. В январе 2021 года в Молдове признали, что приднестровские владельцы автомобилей были недостаточно информированными о грядущих изменениях из-за длительного отсутствия в публичном пространстве какой-либо информации на эту тему.
Речь о блокаде не идет
В России уже поспешно назвали введение Украиной новых правил для приднестровских автомобилей блокадой и грозят ухудшением ситуации на Днестре.
Но в Украине считают, что заявления об так званой блокаде преувеличены и используются отдельными политиками для дестабилизации ситуации в регионе и решения иных геополитических задач.
Как прокомментировали данный вопрос Интернет-газете «Топор» в Южном региональном управлении Государственной пограничной службе Украины, «ситуация не такая катастрофическая, как её обрисовывают некоторые политики и ни о какой блокаде речь не идёт. Мы изучали статистику по пересечению украинско-молдавской границы на приднестровском участке. Данные показывали, что всего лишь 10% транспортных средств жителей Приднестровского региона, въезжающих на украинскую территорию, продолжают использовать номерные знаки с приднестровской символикой. Значительная часть из приднестровских автовладельцев или перешла на молдавские номера, или используют нейтральные номера».
По словам украинских пограничников, с начала 1 сентября пограничники Приднестровья предупреждают автовладельцев о новых правилах и никакого ажиотажа на границе нет. Если говорить о пассажирских перевозках, то жители Приднестровья добираются до пункта пропуска на автобусах, переходят границу пешим порядком и уже на украинской границе садятся в маршрутные автобусы и продолжают движение по украинской территории без каких-либо препятствий.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.