Мэрия румынского города Исакча, расположенного на правом берегу Дуная, представила проект «Реставрация исторического памятника «Крепость Новиодунум». Речь идёт об остатках древней крепости, которая в эпоху расцвета Римской империи была частью пограничных укреплений на реке Дунай. По мнению румынских специалистов, район крепости Новиодунум имеет культурно-историческое значение для всей Румынии, а также является перспективным для развития туризма в регионе. Поэтому было принято решение провести реставрацию остатков античного сооружения и превратить его в полноценный объект национального культурного наследия.

Эта информация заставила лишний раз задуматься о культурно-историческом и туристическом потенциале украинского Придунавья. Достаточно вспомнить о том, что на противоположном берегу Дуная, на территории Ренийской громады, древнеримское наследие представлено не менее ярко. Оно связано с тем, что в период максимального расширения Римской империи этот регион входил в состав провинции Нижняя Мёзия.

Захватив в первом веке н.э. дунайское левобережье, римляне эффективно воспользовались стратегическим положением Каменной горы и переправы через реку (о Каменной горе и переправе мы подробнее поговорим чуть позже). На месте современного румынского города Исакча была создана крепость Новиодунум, которая играла роль базы римского военного флота на Дунае. С севера переправу защищало римское пограничное укрепление на Каменной горе (многие историки отождествляют его с крепостью Алиобрикс). Сегодня тут расположено село Орловка Ренийской громады. Таким образом, Новиодунум и Алиобрикс представляли собой единый укреплённый комплекс для защиты нижнедунайских границ Римской империи. И это – далеко не единственный факт, характеризующий богатое античное прошлое Придунайского края.

Летом 2014 года в тогдашнем Ренийском районе была сделана удивительная археологическая находка. На территории рыбопитомника, расположенного между Орловкой и Дунаем, случайно обнаружились остатки древней римской дороги. Это произошло благодаря тому, что здесь была осушена часть чеков для разведения мальков рыбы. Когда чеки высохли, на их дне обнажились камни, из которых состоит древнее сооружение.

Ценность этого открытия очевидна: оно расширяет наши знания об истории Придунавья, а также лишний раз подчёркивает огромное значение региона на протяжении многих веков. Значение, которое не только «смотрит» в прошлое, но и способно существенно повлиять на день сегодняшний.

Чтобы прояснить контекст темы, необходимо совершить краткий экскурс в историю. Надо начать с того, что в окрестностях Орловки (старое название – Картал) расположен один из древнейших и интереснейших археологических памятников нашей страны – так называемая Каменная гора. Она уникальна прежде всего тем, что является чуть ли не единственным местом на территории современной Украины, где люди непрерывно жили с эпохи энеолита (медно-каменного века) до позднего средневековья, то есть целых пять тысячелетий! Тут сменяли друг друга практически все племена и народы, обитавшие в долине Дуная в разные исторические периоды. Такая популярность Каменной горы объяснялась её выгодным стратегическим положением: отсюда, с господствующей возвышенности, можно было контролировать большую территорию на левом берегу Дуная, включая удобную переправу через реку.

О том, где конкретно находилась древняя дунайская переправа, до сих пор нет единого мнения. Однако большинство исследователей пришли к убеждению, что она могла существовать только между современными населёнными пунктами Орловка и Исакча. Неслучайно именно здесь в августе 2020 года открылась украинско-румынская паромная переправа, которую можно назвать одним из самых амбициозных транспортных проектов на нижнем Дунае за последние десятилетия.

Древняя переправа впервые прославилась после того, как здесь в 514 году до н.э. перешло Истр (античное название Дуная) огромное войско персидского царя Дария I, который отправился в свой знаменитый, но неудачный поход на причерноморских скифов. Этой же переправой почти через 200 лет после Дария воспользовался молодой Александр Македонский во время покорения придунайских варваров. Кстати, преодолев реку, великий полководец разрушил город племени гетов, находившийся как раз близ нынешней Орловки.

Однако вышеупомянутая древнеримская дорога, найденная в 2014 году в Ренийском районе, вызывает у историков и археологов важный вопрос: как она соотносится с уже известной аналогичной дорогой, остатки которой в своё время были открыты между современным селом Новосельское и Дунаем (именно в этой точке левого берега находится известный монумент в честь переправы русских войск через Дунай в 1828 году, когда в походе участвовал император Николай I; далее по тексту – «монумент» – Прим. авт.). Ведь если древняя переправа находилась в районе Орловки, то зачем римлянам была нужна дорога близ Новосельского – на несколько километров ниже по течению? Как оказалось, ответ на этот вопрос может стать ключом к возможности появления в Ренийской громаде исторического памятника под эгидой ЮНЕСКО!

Автор этих строк, заинтересовавшийся данной темой после археологической находки на территории орловского рыбопитомника, ещё несколько лет назад обратился за комментарием к кандидату исторических наук, доценту Одесского национального университета им. Мечникова Владимиру Полтораку, который 18 октября 2014 года лично осмотрел найденный объект.

«Римская дорога между Новосельским и Дунаем известна археологам более полувека. В местных плавнях было обнаружено несколько участков мощёных гатей (гать – настил из брёвен для проезда через топкое место – Прим. авт.), которые использовались в системе дунайской переправы. Более двадцати лет назад следы римской дороги зафиксировал местный археолог и краевед Валерий Кожокару, — рассказал Владимир Полторак. – Летом 2014 года западнее этой трассы выявился ещё один участок древней дороги. Здесь несколько слоёв каменных насыпей сверху перекрыты диким камнем, доставленным, несомненно, с правого берега Дуная. Мне удалось осмотреть отрезок длиной около сотни метров. Датировать дорогу без раскопок трудно, поскольку переправа использовалась несколько тысячелетий. Геты, скифы, персы, македонцы, римляне, гунны, кочевые болгары, турки-османы, российские войска, задунайские казаки и многие другие пересекали здесь Дунай и, безусловно, укрепляли подъездной путь к переправе».

Как отметил Владимир Полторак, научное исследование этого уникального объекта, а затем его реконструкция для демонстрации могут сделать Ренийскую громаду очень интересной для туристов. Способствовать этому может паромная переправа Орловка – Исакча, благодаря которой местные археологические памятники станут доступными для большого количества посетителей.

Что касается перспективы включения этого исторического памятника в список объектов всемирного наследия под эгидой ЮНЕСКО, то доцент ОНУ сказал следующее: «Теоретически такая возможность существует, но, разумеется, для этого нужна целая организационная кампания, которая может растянуться лет на десять. Для начала необходимо провести полноценные археологические раскопки и подтвердить историческую ценность данного объекта. Если будет доказано, что древняя дорога близ Орловки – многослойный памятник, имеющий отношение к разным историческим эпохам и событиям, то его культурная ценность, несомненно, повысится. И в этом случае мы вправе говорить о новом уникальном объекте – исторической переправе через Дунай. Она вполне может претендовать на включение в список ЮНЕСКО в качестве отдельного памятника. Это открывает прекрасные туристические перспективы как для региона, так и для Украины в целом. В то же время необходимо понимать, что начинать надо с пропаганды нашего культурно-исторического наследия».

Своё мнение на сей счёт высказала и руководитель зарегистрированной в Рени общественной организации «Агрикола» Наталья Гориап. Она давно добивается того, чтобы древняя дунайская переправа и сопутствующие исторические объекты стали туристическим центром украинского Придунавья. Изучая проблему локализации древней дунайской переправы, Наталья Гориап убедилась, что в пользу «орловской версии» свидетельствуют не только исторические и археологические факты, но и аргументы географической логики, если так можно выразиться.

«Меня заинтересовал вопрос: почему в таком случае монумент установлен не в Орловке, а в окрестностях Новосельского? – рассуждала Наталья Гориап в беседе с автором этих строк в 2014 году. – Что это? Ошибка? Нет, ошибки быть не может. Просто монумент стоит не там, где царь Николай I переправился через Дунай, а там, где русские войска возвращались. И доказательством тому может служить одно обстоятельство: идеальная переправа – это не две, а три точки».

Доказательство «трёх точек» действительно является безупречно логичным. По словам Н. Гориап, на всём протяжении дунайской поймы от устья Прута до Чёрного моря очень много болотистых мест. Следовательно, переправу можно осуществить только там, где река имеет одно русло с минимальной шириной, а оба берега одинаково пригодны для высадки войск. На левом (высоком) берегу Дуная такая точка находится близ Орловки, на правом (низком) берегу – в районе Исакчи.

«Если вы будете переправляться через реку из Орловки, то, учитывая скорость течения, вас снесёт как раз к Исакче. Если же вам необходимо попасть из Исакчи на левый берег, то течение доставит вас в окрестности Новосельского. Это и есть третья точка переправы. Вот почему монумент установлен именно здесь. Этим же объясняется тот факт, что древние римские дороги найдены как возле Новосельского, так и возле Орловки. Лично я убеждена, что древняя дунайская переправа – это памятник национального и международного значения, достойный того, чтобы его включили в список ЮНЕСКО. И наша общая задача – превратить своё историческое наследие в качественный и популярный туристический продукт, который будет способствовать социально-экономическому возрождению Придунавья», — заявила Н. Гориап.

… На тот момент, когда состоялась наша беседа, до открытия паромной переправы Орловка – Исакча оставалось ещё 6 лет. Но теперь, когда этот проект стал реальностью, ничто не мешает Украине последовать примеру Румынии и начать активное развитие своего туристического потенциала в Придунайском регионе.

Как уже было сказано выше, более двух тысяч лет назад римские крепости Новиодунум (Исакча) и Алиобрикс (Орловка) были единым пограничным комплексом. И сегодня у двух соседних стран, разделённых лишь течением Дуная, есть возможность вновь объединить свои усилия и интересы. На сей раз – для осуществления общего туристического проекта. Будем дружить крепостями?

Андрей ПОТЫЛИКО

НА ФОТО: Современные остатки римской крепости Новиодунум в окрестностях Исакчи (Румыния). На противоположном берегу Дуная – Ренийская громада

Политика