Как уже сообщал «Топор», в Ренийском горсовете состоялось расширенное совещание с участием и.о. директора госпредприятия «Ренийский морской торговый порт» (ГП «РМТП») Максима Игнатенко, начальника Ренийского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) Юрия Кононенко и субъектов специальной экономической зоны (СЭЗ) «Рени», которые действуют на территории порта.

Поводом для этой встречи послужило решение руководства ГП существенно повысить для частных портовых операторов расценки на услуги порта и использование портовой инфраструктуры. Это в свою очередь вызвало возмущение субъектов СЭЗ. Они утверждают, что находятся в трудном экономическом положении, и для них повышение внутренних портовых тарифов является лишней финансовой нагрузкой.

Комментируя свою инициативу, Максим Игнатенко заявил, что тарифы на услуги порта увеличились в результате переоценки основных фондов ГП «РМТП», которая произошла ещё в 2000 году.

«С каждым из частных портовых операторов у нас есть несколько договоров. Они регулируют доступ к инфраструктуре, компенсацию земельного налога, использование складов и т.д. Повышение наших тарифов касается лишь открытых складских помещений, поскольку после переоценки их стоимость значительно выросла. И мы привели наши взаимоотношения с субъектами СЭЗ в соответствие с экономически обоснованными расценками. При этом процент повышения тарифов полностью отвечает уровню увеличения стоимости основных фондов. Отмечу, что этому предшествовали две аудиторские проверки деятельности порта, в том числе аудит, проведённый Министерством инфраструктуры. Таким образом, порт сделал сейчас то, что должен был сделать в начале 2020 года. Прежнее руководство порта этого не делало, что привело к убыткам госпредприятия. Когда я возглавил ГП, то, естественно, изучил итоги аудитов и принял решение поднять портовые тарифы до необходимого уровня. Но и этот уровень – небольшие деньги, особенно если учесть суммы ежемесячных платежей. Порт не пытается выжить за счёт частных компаний, но у нас тоже есть свои экономические интересы и потребности. В конечном итоге мы работаем в рамках законодательства. Что касается интересов частных портовых операторов, то мы их тоже учитываем и всегда готовы к диалогу», — заявил руководитель ГП «РМТП».

По словам Максима Игнатенко, ренийские портовые тарифы, по сравнению с аналогичными расценками в других портах, являются очень умеренными. Один из примеров – Измаильский порт, где нет СЭЗ, но тоже работают частные фирмы, использующие инфраструктуру госпредприятия. Они платят порту по более высоким тарифам.

И.о. директора ГП «РМТП» отметил также, что если раньше главной проблемой порта было отсутствие грузопотоков, то теперь порт столкнулся с другой трудностью: предприятие не успевает выполнять заявки на грузоперевалку, которые поступили лишь за последний месяц. То есть среди грузовладельцев есть желающие работать с Ренийским портом. Однако, как признался Максим Игнатенко, за последние годы и даже десятилетия «у госпредприятия не было никакой маркетинговой политики – она практически отсутствовала».

«Мы сейчас активно работаем в этом направлении. Есть обратная связь, есть контакты, есть запросы. Мы даём свои коммерческие предложения, отрабатываем азиатское направление грузопотоков и европейский рынок. Порт пытается привлечь те грузы, которые были у него 10-20 лет назад, и даже те, которые порт ещё не видел. Разумеется, за два месяца сложно ожидать реальных результатов. Но через полгода они будут – я уверен», — сказал и.о. директора ГП «РМТП».

Аргументы руководителя госпредприятия не убедили представителей субъектов СЭЗ. В частности, директор ООО «Агро-Рени» Николай Кулиш заявил, что расценки порта трудно назвать умеренными: тариф на перевалку грузов увеличился на 60%, тариф за использование складов – в два раза. Значительно поднялась и плата за аренду земли. Вместе с этим порт сократил для частных операторов сроки накопления грузовых партий. В свою очередь фирма «Агро-Рени» будет вынуждена также увеличить расценки для своих клиентов, а это снижает конкурентоспособность компании по сравнению с другими дунайскими портами. Таким образом, СЭЗ рискует потерять даже тот небольшой грузопоток, который ещё есть на ренийском направлении.

«Я – гражданин Молдовы и представляю здесь интересы молдавской компании. Но мы заинтересованы в том, чтобы работать в порту Рени. Более того, все субъекты СЭЗ считают себя единым портом. Однако у нас под боком – молдавский порт Джурджулешты и румынский порт Галац. Мы можем просто проиграть им конкуренцию, если тарифная политика ГП станет неблагоприятной для нас. А тарифная политика – очень странная: стоимость использования причала для транзитных грузов – в три раза дешевле, чем подъехать к этому причалу», — подчеркнул Николай Кулиш.

Директор ООО «Рени-Лайн» Пётр Бушняк также не согласился с тем, что внутренние портовые расценки являются приемлемыми для частных портовых операторов. К примеру, арендная плата за использование площадок с твёрдым покрытием повысилась почти в 7 раз!

«Фирма «Рени-Лайн» была создана на заре существования СЭЗ. С того момента мы вложили в развитие производства пять миллионов долларов. Но теперь мои учредители очень обеспокоены повышением портовых тарифов. Как известно, прошлый год был неурожайным, и грузопоток зерна почти иссяк. За минувший сезон наша компания переработала в 12 раз меньше зерновых грузов, чем планировала: вместо ожидаемых 200 тысяч тонн – 16 тысяч. То есть наши доходы упали в таком же объёме, а расходы, напротив, увеличиваются. В том числе из-за позиции госпредприятия. Я едва удерживаю работников, чтобы они не разбежались. Хочу призвать руководство порта: не надо нас давить – мы всё равно отсюда никуда не уйдём!» — заявил Пётр Бушняк.

Директор ЧП «Рени-Лес» Юрий Петку прежде всего возмутился тем, что ГП «РМТП» установило цену за использование портовой инфраструктуры в размере 40 центов с каждой переработанной тонны груза. При этом частные операторы платят и за инфраструктуру АМПУ. Такая финансовая нагрузка вынуждает субъектов СЭЗ либо увеличивать тарифы для клиентов, либо сокращать собственную прибыль – и без того минимальную. Но любой из этих вариантов «убивает» частный бизнес в порту.

«Расценки нам подняли посреди маркетингового года. Что нам теперь делать? И вопрос не только в повышении тарифов. Меня, например, интересует экономическое обоснование этих тарифов. Почему порт решил брать именно 40 центов за тонну? Куда пойдут эти деньги? Создаётся впечатление, что ГП просто решает свои финансовые проблемы за счёт частников, не думая о последствиях», — сказал Юрий Петку.

Директор ООО «Укрчем» Василий Михайличенко снова напомнил коллегам о том, что жёсткая тарифная политика порта снижает конкурентоспособность субъектов СЭЗ «Рени» по сравнению с соседними зарубежными портами.

«Из Ренийского порта уже ушли наливные грузы. Наша фирма потеряла грузопоток каменноугольной смолы. Объёмы грузоперевалки постоянно снижаются – клиенты уходят в Измаил и в порты Румынии. А между тем наш ближайший сосед – румынская Тулча – развивается и проводит модернизацию своих портовых мощностей. И со временем наши грузы перехватит ещё и Тулча», — отметил Василий Михайличенко.

Директор ЧП «Транс-Экспо» Юрий Онос акцентировал внимание собравшихся на том, что сегодня порт Рени фактически существует только благодаря зерну из Молдовы – за счёт этого грузопотока живут почти все портовые операторы, включая ГП «РМТП».

«Поэтому партнёров надо уважать! Нужно понимать, что порт полностью от них зависит! Я считаю, что в настоящее время привлечение грузов в украинские порты – это вопрос национальной безопасности всей нашей страны. К примеру, наша компания за короткий период вложила в своё развитие 2,5 миллиона долларов. Учитывая такие инвестиции, перед нами стоит задача сохранить хотя бы тот грузопоток, который есть. Но ситуация очень нестабильна. Если в предыдущие годы фирма «Транс-Экспо» перерабатывала до 400 тысяч тонн грузов, то начиная с 2020 года – лишь 147 тысяч тонн. Тут звучали сравнения ренийских портовых тарифов с расценками в Одесском порту. Как вообще можно сравнивать Рени с Одессой? Это абсолютно разные «весовые категории»! Мы даже с Измаилом рядом не стоим! Хуже того, мы продолжаем катиться вниз. Почему? ГП «РМТП» — такой же портовый оператор, как и все остальные. И он должен научиться работать, а не только ценники нам выставлять. Кроме того, должна быть элементарная справедливость. Сегодня все портовые операторы находятся в одинаковых условиях. Однако горсовет на целый год освободил ГП от налога на землю, тогда как частные компании продолжают его платить. Здесь «пахнет» коррупцией», — заявил Юрий Онос.

Ответить на упрёки субъектов СЭЗ попытался начальник Ренийского филиала АМПУ Юрий Кононенко. По его словам, за последние два года филиал многое сделал для поддержания портовой инфраструктуры в нормальном состоянии – отремонтированы дороги, подъездные железнодорожные пути и т.д. То есть в этом смысле у портовых операторов не должно быть претензий к работе АМПУ.

«К сожалению, мы пока не можем решить более глобальные проблемы. Главная из них – отсутствие украинской железной дороги в Ренийский порт. Без неё очень тяжело привлекать экспортные и импортные грузопотоки, поэтому мы довольствуемся только транзитом. Меня тоже пугает катастрофически низкий уровень грузоперевалки. Я посмотрел статистику и обнаружил, что сейчас объёмы переработки грузов в нашем порту – на уровне 1947-1948 годов. Однако вопрос железной дороги – это не наш уровень. Тут нужна политическая воля на уровне государства. Что касается тарифов на портовые услуги, то они действительно – самые низкие по сравнению с большинством портов Украины. Да, расценки увеличиваются. Но попробуйте прийти в магазин и купить товары по цене трёхгодичной давности. Нельзя просто кричать: «Это дорого!» Давайте проанализируем все экономические и прочие параметры нашей деятельности. Возможно, мы найдём возможности для сокращения расходов и снижения себестоимости грузоперевалки. Один из вариантов – урезать территорию порта и арендуемых субъектами СЭЗ земельных участков. Это позволит портовым операторам снизить платежи за землю», — прокомментировал Юрий Кононенко.

В свою очередь Максим Игнатенко ответил на претензию относительно того, что от налога на землю было освобождено только ГП «РМТП», тогда как частные компании продолжают платить за свои участки. По словам руководителя порта, госпредприятие консультировалось по данному вопросу с налоговой службой, и та ответила, что налоговая льгота распространяется только на ГП.

Как уже отмечалось в предыдущей публикации на эту тему, стороны конфликта не смогли в полной мере убедить друг друга, и переговоры фактически зашли в тупик. В этой ситуации городской голова Игорь Плехов взял на себя роль посредника.

«Я переживаю, что мы полностью убьём наш порт. Чтобы этого не случилось, надо продолжать диалог между ГП и частными фирмами. По моему мнению, тарифы на услуги порта должны быть взаимовыгодными и учитывать интересы всех портовых операторов», — резюмировал мэр Ренийской громады.

В итоге участники совещания согласились продолжить переговоры и поиск оптимального решения вопроса.

Андрей ПОТЫЛИКО

Мир

You missed

Министерство иностранных дел Украины разочаровано решением Правления Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОККП) в отношении Российского Красного Креста (РКК). Об этом говорится в комментарии, опубликованном на сайте МИД, передает Цензор.НЕТ. «Вынуждены констатировать, что в тексте решения отсутствует надлежащая оценка противоправного присутствия и деятельности Российского Красного Креста на временно оккупированной Российской Федерацией части территории Украины в пределах Донецкой, Луганской, Херсонской, Запорожской областей, а также в Автономной Республике Крым. Читайте также: Международная Федерация Красного Креста не исключила из своего состава российский КК, — Лубинец Как неоднократно подчеркивала украинская сторона, присутствие и деятельность РКК на временно оккупированной Российской Федерацией части территории нашего государства является грубым нарушением Конституции, законов Украины и международного права. Упомянутые действия РКК являются также серьезным нарушением Уставов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и Конституции МФКК, в частности принципа единства, согласно которому в каждой стране может быть только одно общество Красного Креста или Красного Полумесяца, а также обязательства национальных обществ уважать территориальную целостность и независимость. Решение Правления МФОККП идет вопреки положениям резолюций Генеральной Ассамблеи ООН 68/262 от 27 марта 2014 года «Территориальная целостность Украины» и ES-11/4 от 12 октября 2022 года «Территориальная целостность Украины: защита принципов Устава ООН», в которых содержится призыв ко всем государствам, международным организациям и специализированным учреждениям системы ООН не признавать попытки аннексии Россией частей территории Украины и воздерживаться от любых действий и шагов, которые могут толковаться как признание изменения статуса этих территорий. Привлекает особое внимание тот факт, что в решении Правления отсутствует реакция на деятельность так называемых «Донецкого Красного Креста» и «Луганского Красного Креста», которые выполняют вспомогательные функции для оккупационных властей Российской Федерации на временно оккупированной ею части территории Украины, и роли РКК в создании и поддержке упомянутых незаконных марионеточных образований. Читайте также: Представители Красного Креста в очередной раз проигнорировали встречу с семьями военнопленных и пропавших без вести, — Лубинец Украинская сторона неоднократно предоставляла документальные свидетельства причастности государства-агрессора к поддержке и финансированию противоправной деятельности РКК по созданию его структурных подразделений на временно оккупированной территории Украины, а также факты незаконного захвата движимого и недвижимого имущества Общества Красного Креста Украины (ОККУ). Подчеркиваем, что Общество Красного Креста Украины является единственным признанным обществом Красного Креста, которое осуществляет гуманитарную деятельность на всей территории Украины в пределах ее международно признанных границ и уполномочено создавать местные ячейки Красного Креста. Донецкий и Луганский региональные филиалы ОККУ являются его неотъемлемыми составляющими и продолжают функционирование, хотя и были вынуждены временно покинуть временно оккупированную территорию Украины, спасаясь от преследований оккупационной администрации РФ. Украина с неизменным уважением относится к Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца как независимой гуманитарной организации неправительственного и неполитического характера. В этой связи подчеркиваем, что Статья 4 Уставов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца четко устанавливает, что национальные общества должны уважать фундаментальные принципы Международного движения и руководствоваться принципами международного гуманитарного права. Никакие императивы не могут служить оправданием грубых нарушений фундаментальных принципов и международного гуманитарного права, которое четко регулирует правовой режим оккупированных территорий, в частности соответствующие обязанности государства-оккупанта и национальных обществ. Подчеркиваем, что своими грубыми нарушениями международного права и Уставов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца РКК наносит серьезный и долговременный репутационный ущерб всей Федерации. Для деятельности Красного Креста нет ничего важнее доверия. Удар по доверию ко всей Федерации — худшее последствие противоправных действий РКК. Читайте также: В ООН ответили на приглашение МИД Украины присоединиться к гуманитарным мероприятиям на Курщине: Требуется разрешение России Украинская сторона ожидает продолжения мониторинга и предоставления объективных и беспристрастных оценок со стороны МФОККП продолжающейся противоправной деятельности РКК на временно оккупированной территории Украины», — говорится в заявлении МИД Украины