Не так давно появилась информация, что один из самых новых мостов (Ивановский путепровод) находится в аварийном состоянии и нуждается в капитальном ремонте. Мы решили узнать, какие мосты были, и какие существуют в Одессе.
Деревянные мосты старой Одессы
Представим Одессу начала XIX века: одноэтажные домики, не замощенная проезжая часть улиц, отсутствие тротуаров как таковых и… много деревянных мостов. В те годы узкие и длинные балки (нынешние Военный, Польский и Деволановский спуски) глубоко вдавались в тело города, доходя до Греческой площади, и едва ли не до Базарной улицы. Чтобы сделать проезд удобным и вообще возможным, начали строить деревянные мосты. Сколько их было точно сказать крайне сложно, о некоторых строительствах сохранились документы, сметы, о многих — нет никакой информации.
«Инженер, полковник Потье, употреблявший тогда все усилия к отысканию живых ключей для обогащения города пресной водою, хотя бы проведением ее из фонтанов, за городом находящихся, предлагал также устроить 50 деревянных мостов для соединения между собой кварталов во время сильной грязи», — читаем у Аполлона Скальковского в его труде «Первое тридцатилетие Одесса» (1837).
Проект с 50 мостами принят не был. Возможно, что в степной Одессе попросту не было столько дерева, чтобы строить деревянные мосты. Однако, в Уголке старой Одессы, у Тёщиного моста можно увидеть стилизацию, реплику мостов, которые существовали в Одессе в начале XIX века.
О не существующих мостах и их расположении можно узнать из их названий: Еврейский, Успенский, Базарный, Дальницкий, Разумовский, Прохоровский, Черепановский и другие.
Крупным деревянным мостом старой Одессы был «мост для сообщения города с крепостью». О нем упоминал знаменитый одесский краевед Владимир Чарнецкий. По его мнению, к строительству этого моста был причастен архитектор ранней Одессы Франц Фраполли.
Довольно крупный деревянный мост существовал в районе современной ул. Ланжероновской. Он пересекал балку (ул. Гаванная) и вел в городской сад. Другой пересекал Гаванную на уровне Дерибасовской.
Это были крупные объекты по меркам тогдашней Одессы. Мост по Ланжероновской был длиной в 15 метров и шириной более шести метров. Деревянный мост по ул. Дерибасовской был также немал, его стоимость оценили почти в девять тысяч рублей, а под мостом был устроен коллектор для сбора воды, которая текла со стороны Александровской площади, как тогда называли Греческую площадь.
Несуществующие мосты: где их искать
Мы уже упоминали целый ряд мостов, которые были названы по имени улиц. Но были и более интересные, даже загадочные названия.
В 1831 году впервые упоминается мост Всех святых. Он довольно часто встречается в различных источниках и его локализуют в границах нынешних улиц Пантелеймоновской / Мечникова / Богдана Хмельницкого. Он был перекинут через ров Внешнего бульвара. Название было дано в честь церкви Всех святых, которая располагалась на территории Первого христианского кладбища.
Возле Джутовой фабрики в конце XIX века был мост Дзерковского. Его назвали по имени владельца соседнего хутора. Он находился в районе нынешней Заставы-2. Рядом встречались названия мостов Спорити и Новослободской.
В Одессе был и мост императрицы. Его также построили для того, чтобы возможно было преодолеть ров Внешнего бульвара, но уже ближе к морю, в районе нынешнего Итальянского бульвара и улицы Леонтовича. Тогда Внешним бульваром называли извилистую улицу, совпадающую сейчас с целым рядом современных улиц от начала ул. Мечникова до начала Французского бульвара. А название произошло от Императорского ботанического сада, устроенного в 1820 году неподалеку от моста.
В парке Шевченко тоже был свой мост. Его помещают в район Обсерватории. Необходимо напомнить, что привычного парка там не было до последней трети XIX в. На территории нынешней зоны отдыха были развалины крепости, построенной после штурма Ени-Дуньи, чумной квартал и карантин. Так вот, Ланжероновский мост также был перекинут через Внешний бульвар, и вел к даче Ланжерона, от которой осталась только старинная арка.
Мосты центра города
Одним из самых старых существующих, безусловно, будет Сабанеев мост. Он возник для соединения Военного и Греческого форштадтов старого города. Возможно, до каменного моста существовал и деревянный прообраз. Строили его довольно долго, по разным данным с 1828 или 1831 года до 1836 года.
Есть целый ряд документов, которые проливают свет на строительные работы. В них фигурируют разные инженеры и архитекторы. В числе тех, кто делал первый проект названы: архитектор Франц Боффо и инженер Джон Аптон, завершал строительство архитектор Георгий Торичелли и инженер А. Казаринов.
Проезжую часть замостили «лавовыми плитами». Но далеко не все было радужно. Уже через несколько месяцев после открытия под мостом стали замечать трещины. Его несколько раз реконструировали. В честь одного из таких событий на нем даже поместили мраморную закладную плиту с датой «возобновления».
Название моста связано с генералом, участником Отечественной войны против Наполеона, а по совместительству и одного из первых библиофилов Одессы Ивана Сабанеева.
Строгановский мост. Его строительство началось ровно 170 лет тому назад. Довольно долго (почти 12 лет) шли работы и окончены они были только в 1863 году при участии архитектора Феликса Гонсиоровского. Это был самый длинный мост в XIX веке, его длина определялась в 120 метров, и он был перекинут через два спуска: Польский и Левашевский (нынешний Деволановский).
Мост частенько использовали для сведения счетов с жизнью. Поэтому там соорудили высокую ограду, которая осталась до сих пор. По сути это единственное, что осталось от первоначальной конструкции. Мост был полностью перестроен в 1980-е гг.
В честь кого он назван? Александр Строганов был генерал-губернатором края (1854-1863) в годы строительства. Он был похоронен в Одессе на Первом христианском кладбище, а ещё известен тем, что целых 59 лет состоял в генеральских чинах.
Следующий мост перекинут через Деволановский спуск по улице Бунина. Часто его называли Полицейский мост, по названию улицы. Но более известен он под наименованием мост Коцебу. Ирония состоит в том, что последний генерал-губернатор края выступал как раз против моста в этом месте. Проект моста принадлежит архитектору Семену Ландесману. Его строили три года, с 1889 по 1892 гг.
Конструктивно мост был гораздо более современным и элегантным, в сравнении со своими предшественниками. Металлический каркас моста изготовили во Франции. Детали отливали на том самом заводе, который готовил конструкции для Эйфелевой башни.
В 2016-2017 гг. шли работы по его реконструкции. Сейчас он выглядит неплохо, если не считать совершенно ужасного состояния самого спуска, который резко контрастирует с окружающей застройкой.
Мост Новикова делит с Сабанеевым пальму самого старого из сохранившихся мостов Одессы. В 1822-1824 гг. этот одноарочный каменный мост был построен для купца первой гильдии Ильи Новикова, чтобы связать его канатное производство с остальной частью города. Кроме этого, по нему шли подводы с зерном, которые собирались по правой стороне Карантинной балки.
Проект разработал и воплотил французский инженер Жюст Гаюи, который известен и своими изысканиями в сфере обустройства колодцев в Одессе.
Есть ещё один мост, который уже больше не функционирует как мост. На ул. Еврейской до сих пор можно увидеть некоторые очертания былого сооружения. Уходящая вниз балка и в этом месте была засыпана, как на Дерибасовской или Ланжероновской. Название Сикардов полумост получил по фамилии успешного негоцианта и мореплавателя Шарля Сикара. В гостинице, которая принадлежала ему, останавливался Александр Пушкин.
Одесские мосты XX века
Кто не проезжал Горбатый мост? Это сооружение было построено уже в годы Первой мировой войны. Другое название — Бароновский мост, по имени барона Унгерн-Штернберга, которому принадлежали вагонные мастерские в районе станции «Товарная». Большинство зданий уже разрушены или руинированы, а вот мост стоит до сих пор. Его можно отчетливо увидеть в художественном фильме «Два дня» (1926).
Ивановский мост (путепровод). Сейчас эта транспортная артерия находится в плачевном состоянии. А вот в момент открытия (1967) этот мост стал настоящим спасением. До этого приходилось стаять в долгих пробках перед переездом. А сейчас 360 метров железобетона помогают быстро добраться до аэропорта или выехать из Одессы в Овидиополь.
Усадьба Ивановского переезда известна ещё с 1939 года. До строительства моста на переездах выстраивались целые вереницы из автомашин, несмотря на значительно меньший трафик, этот путепровод был насущной необходимостью для растущего города.
В 1967 году планировали открыть мост пешеходный, связывающий бульвары Приморский и Жванецкого (тогда он назывался Комсомольский бульвар). Но пешеходы смогли воспользоваться этим удобным способом коммуникации только в следующем году. Теперь мы знаем этот безымянный пешеходный мост как Тёщин.
Проект подготовили архитектор Р. Владимирская и инженер В. Кириенко.
За несколько лет до одесского пешеходного моста похожее сооружение было открыто в Люксембурге. Там он называется мост княгини Шарлотты. Его строительство продолжалось с 1962 по 1965 гг. Автором проекта выступил ученик Ле Корбюзье Эгон Юкс. В отличие от одесского, люксембургский мост предполагает его использование не только пешеходами, но и трамваями и автотранспортом.
За первые 10 месяцев этого года экспорт зерна из Украины через румынский порт Констанца снизился на 52% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Россия стремится к дестабилизации Приднестровского региона Молдовы и хочет использовать беспорядки для шантажа Молдовы и Украины. Премьер-министр Молдовы Дорин Речан увязывает газовый шантаж с такой стратегией.