В первую очередь Оксана Ефименко подчеркнула, что Стратегия развития принципиально отличается от Программы социально-экономического развития Ренийской общины, принятой на сессии горсовета.
«Программа разрабатывается каждый год исполкомом горсовета и принимается депутатами вместе с годовым бюджетом. План социально-экономического развития – это документ, в котором указывается, на что именно будет выделяться финансирование в текущем году (образование, медицина, культура, социальная защита, строительство водопровода и т.д.). Стратегия же – это иной документ, который разрабатывается на несколько лет вперёд, и разрабатывается не чиновниками, а жителями громады. А они, возможно, по-другому видят будущее своей общины. В стратегии не указываются конкретные суммы на конкретные объекты. Стратегия – это видение перспектив развития», — отметила секретарь Ренийского горсовета.
«Громада должна развиваться по написанному плану. Если его нет, то это всё равно, что мы едем на машине, но не знаем, куда. И карты у нас нет, и координат у нас нет. Стратегия – это план деятельности громады на несколько лет, это ориентиры, куда нам двигаться. Нельзя рассматривать стратегию, как сиюминутный инструмент, который сам по себе принесёт прибыль», — сказал Виктор Бондарук.
Отвечая на вопрос о том, почему к анкетированию в рамках работы над стратегией привлекают школьников, то есть детей, Оксана Ефименко пояснила: «Анкетирование проводится для того, чтобы узнать, что именно хотят сами жители громады, какими видят её перспективы. Но, согласитесь, у молодёжи – одно видение, а у старшего поколения – другое… Именно поэтому, для полноты картины, анкетирование проводится отдельно и в молодёжной среде» (позволим себе напомнить, что люди в возрасте до 18 лет – это не молодёжь, а несовершеннолетние, не имеющие полной гражданской дееспособности; соответственно, их участие в каких-либо общественных процессах возможно только с разрешения родителей – Ред.).
По словам секретаря горсовета, важным направлением анкетирования является опрос среди местного предпринимательского сообщества: экспертам важно знать, как представители малого бизнеса видят приоритеты развития общины. Однако, как призналась Оксана Ефименко, если старшее поколение довольно активно участвует в анкетировании, то по состоянию на начало февраля анкету заполнил лишь один предприниматель. «К сожалению, такая активность», — посетовала секретарь горсовета.
Она добавила, что особой активности респондентов не наблюдается и в ходе усилий Ренийской мэрии, которая намерена войти в грантовую программу «Громадський простiр». Участие в ней позволит горсовету завершить ремонт бывшего книжного магазина на центральной площади города.
«Есть идея оборудовать это здание под просветительский центр, где можно будет проводить семинары, тренинги, встречи молодёжи со специалистами в области IT-технологий, рекламы, масс-медиа и т.д. Но что интересно нашей молодёжи? Чем именно они хотят заполнить своё свободное время? Нам дали домашнее задание провести анкетирование жителей города от 10 до 35 лет. За две недели пока поступило только 38 анкет. С такой активностью нам трудно рассчитывать на получение гранта. А ведь бюджет проекта – 25 тысяч евро. На эти деньги можно отремонтировать здание и закупить необходимое оборудование, мебель», — сообщила Оксана Ефименко.
Возвращаясь к теме стратегии развития, она отметила, что на протяжении последних четырёх лет лично писала грантовые проекты с целью привлечь в Рени дополнительные финансы.
«Но, увы, наши проекты всегда отсеивались в первую очередь. Потому что у нас нет стратегии. Без стратегии вы не можете претендовать ни на европейские гранты, ни на гранты, которые выделяет наша власть. Многие громады пытаются участвовать в тех или иных грантовых программах, потому что это даёт возможность привлечь инвесторов, получить извне финансы. Бюджетных средств на всё не хватает.
Во-первых, стратегию пишет сама громада, а, во-вторых, громада же её и реализовывает. Это общественные организации, представители бизнеса. Кстати, есть программы, в которых могут участвовать просто граждане, небольшие группы людей», — заявила секретарь горсовета.
«Для написания стратегии городской голова Рени создал рабочую группу. Это консультативно-совещательный орган, который разработает проект стратегии. А дальше начнётся его обсуждение жителями громады, рассмотрение на депутатских комиссиях горсовета. Все поступившие предложения будут рассмотрены и при необходимости внесены в стратегию дополнительно. Стратегия даёт возможность все пожелания громады, скажем так, положить на бумагу, обосновать, зафиксировать в документе. Располагая стратегией, оценив свои возможности, ресурсы и финансы, уже можно двигаться дальше», — подытожил Виктор Бондарук.
Итак, эти комментарии дают нам дополнительную информацию к размышлению. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что ренийские предприниматели демонстрируют очень низкую активность в процессе анкетирования населения для разработки Стратегии развития общины. И это неудивительно: каждый бизнесмен – это в первую очередь реалист, человек дела, хорошо чувствующий и понимающий все социально-экономические процессы, а тем более те, которые непосредственно влияют на его бизнес. Таким образом, любой предприниматель способен прогнозировать обозримое будущее и здраво оценивать свои перспективы. И ему невозможно, простите за выражение, навешать лапшу на уши. Вот почему нежелание местного бизнеса участвовать в опросе говорит только одно: предприниматели (а они – самые активные граждане) не верят в «грантоедскую» стратегию.
Очень странно выглядит и сама философия авторов данного документа. Из этой философии следует, что, будучи представителями грантовых организаций, они пишут грантовые проекты ради… участия в других грантовых проектах, направленных на получение новых грантов. Напомним, что ранее секретарь Ренийского горсовета заявила следующее: «Этот проект (подразумевается стратегия – Ред.) даст нам возможность принимать участие в грантовых конкурсах. Разнообразные фонды, ассоциации предлагают финансовую поддержку в реализации лучших общественно полезных идей».
Возникает вопрос: а что, территориальные громады собираются развиваться только на гранты? Конечно, Оксана Ефименко совершенно права, когда говорит, что «бюджетных средств на всё не хватает». Однако в любом случае именно бюджет был и остаётся главным источником существования и развития любой общины. Так не лучше ли направить усилия экспертов и специалистов на выявление дополнительных экономических возможностей громады, её финансовых резервов? На одних грантах далеко не уедешь: не откроешь сотни рабочих мест, не построишь новые линии водопровода, не отремонтируешь дороги, не профинансируешь содержание социальной сферы… Но, видимо, «грантоедов» подобные вопросы интересуют меньше всего.
Не иначе, как откровенным лукавством можно назвать высказывание о том, что «стратегию пишет сама громада, громада же её и реализовывает». В данном случае авторы комментария сами себе противоречат. Стратегию пишет не громада, а рабочая группа, состав которой утверждён городским головой. Громада лишь выражает свои пожелания и предложения в ходе многократно упомянутого анкетирования. Окончательный проект документа составят эксперты – те самые, которые получили для этого соответствующий грант. И, несомненно, их мнение будет решающим. Иначе их просто не нанимали бы для этой работы.
И, наконец, просто смешно выглядит тезис о том, что стратегию будет осуществлять «сама громада». Любопытно, каким образом? Посредством организации субботников? Или в процессе общественных работ? Разумеется, нет: реализацией таких проектов занимаются местные органы власти, и тут всё на 99% будет зависеть от активности Ренийского горсовета. То есть, от конкретных чиновников. Общественность может даже не обольщаться.
За первые 10 месяцев этого года экспорт зерна из Украины через румынский порт Констанца снизился на 52% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Россия стремится к дестабилизации Приднестровского региона Молдовы и хочет использовать беспорядки для шантажа Молдовы и Украины. Премьер-министр Молдовы Дорин Речан увязывает газовый шантаж с такой стратегией.