Наша публикация о том, что создание ландшафтных заказников общегосударственного значения «Озеро Картал» и «Озеро Кагул» (Ренийский район) из юридической плоскости перешло в практическую, вызвала достаточно громкий общественный резонанс.
Вкратце напомним, что в июне т.г. Ренийский райсовет выступил против существования заказников на озёрах Картал и Кагул. Соответствующее обращение было направлено в адрес Президента Украины, премьер-министра, исполняющего обязанности министра энергетики и защиты окружающей среды, главы Государственной экологической инспекции и председателя Одесской облгосадминистрации. Депутаты райсовета просили признать неправомерным и отозвать согласование Ренийской райгосадминистрации, которая одобрила создание ландшафтных заказников.
Этому обращению предшествовало письмо, направленное в Ренийский райсовет Ренийской районной организацией «Украинского общества охотников и рыболовов» (УООР). В письме говорилось, что при создании объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ) законодательство предусматривает наличие ряда согласительных документов, в которых местные органы государственной власти, учитывая интересы территориальных общин, должны констатировать законность оснований для отчуждения тех или иных территорий с целью включить их в ПЗФ. Однако, как утверждает Ренийская организация УООР, документы о создании заказников «Озеро Картал» и «Озеро Кагул» были подготовлены не только с грубыми нарушениями законодательства, но и скрыты от общественности Ренийского района.
Тем не менее, как мы уже сообщали, в окрестностях озера Картал появились информационно-охранные межевые знаки. Таким образом, заказники уже стали реальностью. А это означает, что центральные органы власти не стали учитывать позицию Ренийского райсовета и УООР. В то же время объективности ради отметим, что среди местного населения по-прежнему нет единого мнения относительно целесообразности объектов природно-заповедного фонда на территории района.
О том, что люди пока плохо понимают последствия создания заказников, свидетельствует обсуждение данного вопроса в социальной сети Facebook. Например, житель Рени Юрий Джабинский недоумевает: мол, что плохого в создании заповедника? (то есть, иногда граждане даже не видят разницы между заказником и заповедником). Любопытный комментарий опубликовал глава Ренийской райгосадминистрации Вадим Юдов: «Не следует путать мнение жителей и мнение браконьеров и заинтересованных лиц!» То бишь руководитель районной исполнительной власти одним махом записал всех членов УООР в браконьеры, а заодно дал понять, что, видимо, инициаторы создания заказников совершенно не являются «заинтересованными лицами» — они сплошь «божьи одуванчики» и бескорыстные любители природы. Что ж, пусть подобные заявления останутся на совести господина Юдова, а мы попробуем хотя бы «по верхам» разобраться, почему вроде бы благие природоохранные меры вызывают столь неоднозначную и противоречивую реакцию. Тем более что гиперактивная деятельность тех самых «бескорыстных любителей природы» в нашем регионе не ограничивается озёрами Картал и Кагул.
Совсем недавно, в начале октября, Измаильская районная организация УООР направила официальное обращение в адрес Президента Украины, Министерства экологии и природных ресурсов, главы Одесской облгосадминистрации и председателя Одесского облсовета. Это обращение поддержали сельский голова Матроски и ряд организаций, имеющих отношение к охотничьему и рыбному хозяйству Придунайского края.
Поводом для петиции послужила идея создания национального природного парка (НПП) «Придунайская Бессарабия». В конце апреля 2019 года по инициативе экс-губернатора Одесчины, а ныне известного винодела Ивана Плачкова состоялось совещание с участием руководителей районных органов власти, глав сельсоветов, чиновников областного департамента экологии и природных ресурсов, представителей общественности и научных сотрудников НПП «Тузловские лиманы» (примечательно, что совещание прошло на винзаводе, который принадлежит И. Плачкову).
В ходе встречи сотрудники НПП «Тузловские лиманы» представили научное обоснование необходимости создания национального парка «Придунайская Бессарабия». Его площадь, согласно проекту, должна занимать почти 45 тысяч гектаров, включая 30 тыс. га водного зеркала озёр Ялпуг, Кугурлуй и Картал, а также прибрежные защитные зоны.
Идея как таковая не вызвала особых возражений, однако сельские головы в первую очередь поинтересовались, каким образом НПП повлияет на хозяйственную и прочую деятельность местного населения. Директор «Тузловских лиманов» Ирина Выхристюк вполне ожидаемо ответила, что заповедная зона предполагает улучшение жизни местного населения, и прежде всего повышение уровня его экономического благополучия.
Тут, как сказал классик, «свежо предание, а верится с трудом». Разумеется, члены УООР усомнились в сладкоречивых заявлениях Ирины Вихристюк и её коллег. Сразу же стало понятно, что множество бессарабских предприятий и организаций, осуществляющих сегодня хозяйственную деятельность на территории предполагаемого национального парка, потеряют такую возможность и понесут значительные убытки. В частности, в НПП будут запрещены охота и промышленное рыболовство. Ведь, согласно Закону «О природно-заповедном фонде», на землях ПЗФ существенно ограничивается или полностью запрещается любая деятельность, способная отрицательно воздействовать на охраняемые природные объекты. Данная норма распространяется и на использование земельных участков всех форм собственности. И хотя этот же закон предусматривает, что убытки, причинённые ограничениями землепользования, компенсируются государством, опыт показывает: в нашей стране правовая теория очень часто не совпадает с практикой.
Между тем законодатель предусмотрел активную роль общественности в природоохранных процессах. В частности, граждане имеют право участвовать в обсуждении проектов нормативных актов по вопросам формирования ПЗФ, в разработке и реализации мероприятий, направленных на охрану и эффективное использование природоохранных объектов и т.д. Но это, опять же, в теории. А на практике права граждан либо игнорируются, либо (в «лучшем» случае) учитываются «для галочки».
Резюмируя свои опасения в связи с инициативой создания НПП «Придунайская Бессарабия», Измаильская районная организация УООР отмечает, что многие бессарабские населённые пункты расположены на берегах озёр, а местные жители традиционно занимаются здесь сельским хозяйством, животноводством, рыбным промыслом, охотой, заготовкой тростника и т.д. То есть люди не просто используют природные ресурсы, — это важная часть хозяйственной жизни и бытовой культуры. Как сказано в обращении, сегодня «местное население и так выживает, кто как может»; вот почему создание национального парка с его запретами и ограничениями может вызвать массовое недовольство жителей Бессарабии. Более того, разрушение традиционного уклада жизни неминуемо приведёт к обострению социальных проблем и к ускорению трудовой миграции граждан, в том числе за границу.
Любопытно, что ответные аргументы защитников природы нередко выглядят просто смешно. К примеру, по словам директора НПП «Тузловские лиманы», сельскохозяйственная продукция, произведённая на примыкающих к заповедникам землях, в Европе ценится намного дороже, чем обычная. Тем самым Ирина Выхристюк пыталась убедить скептиков в том, что у нас тоже будет «как в Европе». «Она, вероятно, подразумевала, что в случае создания национального парка вино, которое производит Иван Плачков, будет продаваться значительно дороже», — с иронией замечают измаильские охотники и рыболовы.
Авторы обращения в качестве негативного примера «сосуществования» местных жителей и объектов ПЗФ привели длительную конфликтную ситуацию между руководством НПП «Тузловские лиманы» и рыбодобывающими предприятиями Татарбунарского района. Последние в марте 2019 года обратились к депутату Одесского облсовета Ирине Ковалиш по поводу того, что руководство нацпарка необоснованно тормозит получение лимитов на вылов рыбы в некоторых лиманах. Ирина Ковалиш в свою очередь обратилась с этим вопросом к губернатору Одесской области. И лишь после того, как в ситуацию лично вмешался губернатор, Министерство экологии и природных ресурсов одобрило лимиты на использование природных ресурсов в пределах НПП «Тузловские лиманы».
Такое вот «улучшение жизни местного населения и повышение уровня его экономического благополучия». Очевидно, нечто подобное нам «подарят» и заказники на озёрах Кагул и Картал…
Как бы то ни было, мы будем следить за развитием событий в рамках этой темы.
27 октября 2024 года Болгария провела седьмые за три года внеочередные парламентские выборы, пытаясь преодолеть продолжающийся политический кризис. Результаты последнего голосования демонстрируют отсутствие четких перспектив к формированию стабильного правительства большинства и появление определенной фрагментации политического ландшафта Болгарии на политические силы с малочисленным представлением в законодательном органе страны, проводит анализ эксперт «Лаборатория исследований и информационного анализа» Михаил Панайотов.
Минагрополитики начинает политику реального импортозамещения в сфере продовольствия и вместе с Кабмином начинает формирование дорожной карты для переориентации госзакупок.
Министр внешней торговли и развития Финляндии Вилле Тавио объявил о 20 млн. евро в поддержку образовательной реформы в Украине, а также 500 тысяч евро на реформы школьного питания.