пересохшая земля

На сегодняшний день Кабинет министров Украины не имеет возможности компенсировать убытки аграриям Одесской области, пострадавшим от засухи. Проблема заключается в том, что у Кабмина нет механизма предоставления финансовой помощи частным хозяйствам. Об этом заявил министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Игорь Петрашко, выступая в Верховной Раде во время часа вопросов к правительству.

По словам министра, Кабмин изучает данный вопрос, но для появления реального механизма компенсации потерь фермерам, необходимо внести изменения в законодательство.

Такое заявление высокопоставленного чиновника, отвечающего за агропромышленную политику в стране, прозвучало как гром среди ясного неба. Более того, Игорь Петрашко в сущности одним ударом разбил все надежды бессарабских сельхозпроизводителей, которые ждали хоть какой-то финансовой помощи от государства.

В данном случае вызывает откровенное недоумение и возмущение тот факт, что слова Игоря Петрашко полностью противоречат ранее звучавшим заявлениям его же подчинённого – заместителя министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тараса Высоцкого. Напомним, что в середине мая т.г. Тарас Высоцкий посетил Одесскую область, изучил последствия засухи и обсудил положение дел с представителями местного аграрного сектора.

По итогам этой поездки замминистра предложил ряд шагов для государственной поддержки сельхозпредприятий и фермеров. В частности, Тарас Высоцкий пообещал, что Минэкономики будет добиваться от профильного комитета Верховной Рады принятия решения о выделении аграриям дотаций в виде компенсации за погибшие посевы. Чиновник даже назвал предварительную сумму такой компенсации – до 5 тысяч гривен на каждый гектар. Как заверил замминистра, для получения финансовой помощи сельхозпроизводителям надо будет собрать минимальный пакет документов, подтверждающих факт стихийного бедствия и объём потерь урожая.

Как же теперь понимать майское заявление Тараса Высоцкого? Что это было – сознательная ложь или вопиющая некомпетентность? Неужели на тот момент замминистра не знал, что у правительства нет механизма оказания денежной помощи частным хозяйствам, пострадавшим от засухи? Или же в профильном министерстве, как говорится, левая рука просто не знает, что делает правая?

Тут возникает ещё один не менее серьёзный вопрос: если на уровне Кабмина до сих пор нет механизма компенсации фермерам, то для чего тогда областная и районные госадминистрации призывали сельхозпроизводителей составлять акты ущерба и собирать другие документы, необходимые для выделения государственной помощи пострадавшим хозяйствам? А ведь эти документы были собраны и направлены в ОГА. Получается, что все усилия были заведомо напрасными?

А пока аграрии продолжают ломать головы над тем, как выжить в сложившихся условиях. Недавно Ассоциация фермеров Бессарабии провела в Рени встречу с представителями аграрного сектора региона.

Мы не будем подробно цитировать тех, кто выступал на этом форуме: прозвучавшие проблемы давно известны и многократно обсуждались на всех уровнях власти. Отметим лишь несколько моментов.

«Как известно, в районных госадминистрациях были ликвидированы управления агропромышленного развития, а в облгосадминистрации аналогичную структуру сократили до минимума. Это привело к тому, что нашей ведущей отраслью экономики – сельским хозяйством – некому заниматься на уровне госуправления. Мы дожили до того, что стратегией развития аграрного сектора начали заниматься общественники! То есть государственная аграрная политика на местном и региональном уровнях практически перестала существовать», — заявил заместитель председателя Одесского облсовета Юрий Димчогло.

«У нас сейчас возникают проблемы не только с выплатой арендной платы пайщикам, не только с уплатой налогов, но и с зарплатой. Не за горами – подготовка к осенней посевной кампании, а мы ещё не решили проблемы, связанные с засухой 2019-2020 годов», — сказала член правления Всеукраинской аграрной рады, депутат облсовета Алла Стоянова.

Овцевод из села Котловина Ренийского района Александр Драгнев поднял тему выживания животноводства. По его словам, подавляющее большинство сельхозугодий сдано в аренду и распахано, в результате чего не остаётся пастбищ для овец и крупного рогатого скота. И вот одна проблема порождает другую: овцы «вторгаются» на частные огороды и земли лесного фонда, съедая и вытаптывая молодые лесопосадки…

Резюмируя итог встречи с аграриями, Алла Стоянова сообщила, что Ассоциация фермеров Бессарабии разработала стратегическую программу выхода из кризиса и дальнейшего развития аграрной отрасли региона. Программа включает в себя пути решения всего спектра проблемных вопросов сельскохозяйственного сектора.

«Всё это мы будем лоббировать как на уровне области, так и на уровне государства», — заявила А. Стоянова.

Вот только услышит ли государство фермеров? Судя по «эффективности» государственной поддержки пострадавших от засухи хозяйств, центральная власть очень далека от народа…

Андрей ПОТЫЛИКО

Мир

You missed

Министерство иностранных дел Украины разочаровано решением Правления Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОККП) в отношении Российского Красного Креста (РКК). Об этом говорится в комментарии, опубликованном на сайте МИД, передает Цензор.НЕТ. «Вынуждены констатировать, что в тексте решения отсутствует надлежащая оценка противоправного присутствия и деятельности Российского Красного Креста на временно оккупированной Российской Федерацией части территории Украины в пределах Донецкой, Луганской, Херсонской, Запорожской областей, а также в Автономной Республике Крым. Читайте также: Международная Федерация Красного Креста не исключила из своего состава российский КК, — Лубинец Как неоднократно подчеркивала украинская сторона, присутствие и деятельность РКК на временно оккупированной Российской Федерацией части территории нашего государства является грубым нарушением Конституции, законов Украины и международного права. Упомянутые действия РКК являются также серьезным нарушением Уставов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и Конституции МФКК, в частности принципа единства, согласно которому в каждой стране может быть только одно общество Красного Креста или Красного Полумесяца, а также обязательства национальных обществ уважать территориальную целостность и независимость. Решение Правления МФОККП идет вопреки положениям резолюций Генеральной Ассамблеи ООН 68/262 от 27 марта 2014 года «Территориальная целостность Украины» и ES-11/4 от 12 октября 2022 года «Территориальная целостность Украины: защита принципов Устава ООН», в которых содержится призыв ко всем государствам, международным организациям и специализированным учреждениям системы ООН не признавать попытки аннексии Россией частей территории Украины и воздерживаться от любых действий и шагов, которые могут толковаться как признание изменения статуса этих территорий. Привлекает особое внимание тот факт, что в решении Правления отсутствует реакция на деятельность так называемых «Донецкого Красного Креста» и «Луганского Красного Креста», которые выполняют вспомогательные функции для оккупационных властей Российской Федерации на временно оккупированной ею части территории Украины, и роли РКК в создании и поддержке упомянутых незаконных марионеточных образований. Читайте также: Представители Красного Креста в очередной раз проигнорировали встречу с семьями военнопленных и пропавших без вести, — Лубинец Украинская сторона неоднократно предоставляла документальные свидетельства причастности государства-агрессора к поддержке и финансированию противоправной деятельности РКК по созданию его структурных подразделений на временно оккупированной территории Украины, а также факты незаконного захвата движимого и недвижимого имущества Общества Красного Креста Украины (ОККУ). Подчеркиваем, что Общество Красного Креста Украины является единственным признанным обществом Красного Креста, которое осуществляет гуманитарную деятельность на всей территории Украины в пределах ее международно признанных границ и уполномочено создавать местные ячейки Красного Креста. Донецкий и Луганский региональные филиалы ОККУ являются его неотъемлемыми составляющими и продолжают функционирование, хотя и были вынуждены временно покинуть временно оккупированную территорию Украины, спасаясь от преследований оккупационной администрации РФ. Украина с неизменным уважением относится к Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца как независимой гуманитарной организации неправительственного и неполитического характера. В этой связи подчеркиваем, что Статья 4 Уставов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца четко устанавливает, что национальные общества должны уважать фундаментальные принципы Международного движения и руководствоваться принципами международного гуманитарного права. Никакие императивы не могут служить оправданием грубых нарушений фундаментальных принципов и международного гуманитарного права, которое четко регулирует правовой режим оккупированных территорий, в частности соответствующие обязанности государства-оккупанта и национальных обществ. Подчеркиваем, что своими грубыми нарушениями международного права и Уставов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца РКК наносит серьезный и долговременный репутационный ущерб всей Федерации. Для деятельности Красного Креста нет ничего важнее доверия. Удар по доверию ко всей Федерации — худшее последствие противоправных действий РКК. Читайте также: В ООН ответили на приглашение МИД Украины присоединиться к гуманитарным мероприятиям на Курщине: Требуется разрешение России Украинская сторона ожидает продолжения мониторинга и предоставления объективных и беспристрастных оценок со стороны МФОККП продолжающейся противоправной деятельности РКК на временно оккупированной территории Украины», — говорится в заявлении МИД Украины