Как уже сообщал «Топор», областные чиновники приняли решение закрыть в начале июня три отделения расположенной в Измаиле Дунайской областной больницы (ДОБ) – туберкулёзное, психиатрическое и отделение лучевой терапии для онкобольных.
Точка в этом вопросе (а он обсуждался не один год) была поставлена на рабочем совещании, которое состоялось в конце мая в Измаильском горисполкоме с участием и.о. директора департамента здравоохранения Одесской облгосадминистрации Натальи Одарий-Захарьевой, директора Одесского областного центра социально значимых болезней Светланы Есипенко, заместителя директора Южного межрегионального департамента Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ) Дмитрия Самофалова, руководителя аппарата облгосадминистрации Дениса Мусиенко и других представителей ОГА .
Резонанс от этого события не утихает, поскольку сокращение структуры ДОБ в корне противоречит ранее прозвучавшему заявлению руководства Украины о пересмотре медицинской реформы в стране. В частности, президент В. Зеленский призвал Минздрав и другие ведомства не допустить увольнения 50 тысяч медиков и закрытия 332 больниц. Теперь же на примере оптимизации ДОБ мы видим, что население Бессарабии продолжает терять доступ к медицинским услугам.
В частности, особую тревогу вызывает практически полное разрушение доступной психиатрической помощи в Придунайском регионе. Об этом заявил заместитель городского головы Измаила, профессиональный психиатр Сергей Баткилин. Если ранее предполагалось оставить в составе ДОБ психиатрические палаты для «трудных» пациентов, то в итоге областная власть отказалась и от этого варианта. Отныне пациенты с психическими заболеваниями, в том числе хроническими, будут направляться в Одессу. Однако никто не гарантирует, что эти люди смогут получить необходимую медицинскую помощь. По мнению Сергея Баткилина, в значительной степени к такому положению дел привела деструктивная позиция администрации Дунайской областной больницы.
«Именно действия главного врача ДОБ привели к тому, что в психиатрическом отделении этой больницы не осталось ни одного врача. С лета прошлого года все психически больные – и хронические и вновь поступающие – не осматриваются врачами-психиатрами, что является нарушением соответствующих приказов Минздрава. Ещё надо сказать, что не психиатры, принимающие решение поместить «хроника» в дом-интернат, часто не понимают, что это невозможно. Тут существует очень важное условие: такой психически больной не должен быть социально опасным. То есть это должен быть пациент, которым можно управлять. А часть «хроников» неуправляемы даже несмотря на лечение. И не всегда есть адекватный ответ психики на лечение. Поэтому часть таких пациентов оставалась в отделении ДОБ. Такие пациенты есть во всех психиатрических больницах, в том числе в Областном центре психического здоровья. К сожалению, в Измаиле сложилась ситуация, когда психиатрическая помощь оказывается не психиатрами, а дежурными врачами – гинекологами, фтизиатрами, терапевтами, хирургами», — сказал заместитель городского головы Измаила.
Сергей Баткилин выразил сожаление о том, что модель госпитальных округов потеряла свою значимость в ходе медицинской реформы. По словам Сергея Львовича, госпитальный округ предусматривал определённый «набор» медицинских услуг для местного населения.
«А сегодня мы видим, что этот «набор» плавно перетекает в Одессу. Я, конечно, очень понимаю Одессу, понимаю тех докторов, которые там живут и зарабатывают. Но когда у людей появляются проблемы, то получается, что существует лишь один фактический госпитальный округ, охватывающий несколько миллионов человек. Это неправильно. На региональном уровне тоже должен быть перечень узких направлений врачебной помощи. А тем более после появления в нашей стране новых административно-территориальных единиц. Европейский опыт как раз говорит в пользу подобного принципа. А мы, как всегда, идём своим путём, хотя никто не понимает, куда он приведёт. Хотелось бы, чтобы мы пришли к лучшему. К лучшему не только для Измаила, но и для населения всей Бессарабии», — отметил Сергей Баткилин.
Тем не менее, как показывают последние события, «к лучшему» уже не будет. Напомним, что ещё при Януковиче, когда только начиналась медреформа, было ликвидировано психиатрическое отделение Ренийской ЦРБ. Отделение, к слову, было востребованным и работало вполне успешно, но «реформаторов» это не остановило. Не помогли ни протесты родственников душевнобольных, ни вмешательство прессы, в том числе центральных украинских телеканалов. Ренийскую психиатрию просто упразднили, причём сделали это под «соусом» главного лозунга тогдашнего этапа реформирования – повышения доступности медицинских услуг для населения! В результате «доступность» психиатрической помощи в Ренийском районе «повысилась» настолько, что местных пациентов отправили либо за 70 километров от дома – в Измаил, либо за 300 км – в Одессу.
А теперь и Измаил стал недоступным… К слову, сегодня по улицам Рени совершенно свободно разгуливают психически больные люди, и автор этих строк регулярно их встречает. И это – только те, чью болезнь можно заметить, не будучи специалистом. А сколько таких, у кого признаки заболевания визуально не проявляются! Судя по всему, эти люди не получают никакого лечения – они просто брошены на произвол судьбы.
ЦИТАТА
«После закрытия ренийского психиатрического отделения ситуация стала намного хуже. Госпитализация пациентов в областные стационары превратилась в огромную проблему из-за расстояний и плохих дорог, а местная служба психиатрической помощи на сегодняшний день представлена лишь моим кабинетом в поликлинике и специально оборудованной палатой (временным изолятором) в неврологическом отделении ЦРБ. Эта палата – единственное помещение, где можно содержать буйного больного. Но поскольку у нас нет санитаров, в подобных случаях возле изолятора дежурит сотрудник полиции. После того, как пациента удаётся успокоить, мы решаем вопрос его госпитализации в ближайшее специализированное медицинское учреждение. Таким учреждением является психиатрическое отделение (65 коек) Дунайской областной больницы в Измаиле. Другие психиатрические больницы находятся в Одессе, то есть ближайшими их назвать трудно. Вот почему и для ренийских медиков, и для родственников больных измаильская психиатрия – настоящее спасение в этой ситуации. В плановом порядке пациентов везут в Одессу родственники, но в экстренных случаях больные доставляются в ДОБ машиной «скорой помощи»… Если измаильскую психиатрию начнут сокращать, то это будет просто медицинская катастрофа для всей Бессарабии. Я как врач с огромным опытом призываю медицинских чиновников и измаильскую власть не повторять горькую ошибку Ренийского района. Хочется спросить: почему в нашей стране все реформы и реорганизации всегда начинаются с ущемления интересов самых слабых, несчастных и беззащитных? Я твёрдо убеждена, что необходимо не только сохранить измаильское психиатрическое отделение, но и расширить его – чтобы оно могло оказывать квалифицированную медицинскую помощь населению всего Придунайского края. Надо понимать, что тяжёлое социально-экономическое положение, постоянный негатив в СМИ, низкий уровень жизни людей, отсутствие работы, война, постоянный страх за будущее приводят к стремительному росту психических заболеваний в Украине».
(Валентина Тополенко, ренийский районный психиатр, 2016 год)
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.