Ренийский филиал государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) планирует привлечь инвесторов для строительства в порту Рени терминала для принятия, накопления, хранения сжиженного природного газа и бункеровки (заправки) судов, работающих на этом виде топлива.

Как сообщает официальный инвестиционный портал АМПУ, проект предусматривает создание СПГ-терминала и плавпричала для бункеровки судов на территории портовой базы технического обслуживания, которая занимает 4 гектара (СПГ – сжиженный природный газ – Ред.). Осуществление проекта намечено на 2020-2025 годы.

В АМПУ отмечают, что расположение будущего объекта в специальной экономической зоне (СЭЗ) «Рени», близость к международной автотрассе Одесса – Бухарест наряду с возможностью использования существующих активов и смежной инфраструктуры делает проект СПГ-терминала перспективным и выгодным как для государства, так и для потенциального частного инвестора.

А мы со своей стороны напомним, что на территории Ренийского порта уже более 15 лет существует газовый терминал бывшего ООО «Лагуна-Рени». Это был первый объект в СЭЗ, построенный практически с нуля, но за полтора десятилетия так и не начавший полноценно работать. Тем не менее в период правления Януковича предприятие успело оказаться в центре громкого скандала, связанного с преступными схемами олигарха Сергея Курченко. В частности, в 2012-2014 годах газовый комплекс «Лагуны Рени» участвовал в фиктивном реэкспорте нефтепродуктов.

Весной 2018 года вокруг этого субъекта СЭЗ начался новый скандал, о котором рассказал директор ООО «Скарбница Бессарабии» Вадим Герасимов. По его словам, инвестиционная компания из США заинтересовалась рынком сжиженного газа в Украине, и когда государственное предприятие «СЕТАМ» выставило на торги газовый комплекс «Лагуны Рени», американцы выкупили его за 7,5 млн грн в декабре 2016 года. Покупателем предприятия стало ООО «Скарбница Бессарабии». Новый собственник полностью отремонтировал объект и нанял на работу сотрудников. Старт производства планировался на 1 июня 2017 года.

Однако, как заявил Вадим Герасимов, иностранный инвестор столкнулся с «традиционными» украинскими проблемами – коррупцией, произволом правоохранительных органов и непредсказуемостью судебной системы. С февраля 2017 года против «Скарбницы Бессарабии» было возбужденно несколько уголовных дел, а прокуратура поддержала бывшего собственника, который инициировал судебный процесс по признанию торгов недействительными. И в мае того же года министр энергетики Украины подписал приказ о передаче ренийского газового комплекса другой компании. Законный владелец расценил этот шаг как попытку «отжать» предприятие, что является в Украине обычной практикой.

Юрист «Скарбницы Бессарабии» Владимир Кузьменко добавил, что во время торгов прокуратура наложила арест на газовый комплекс, но при покупке об этом никто не сообщил. «Мы судились, чтобы снять арест и выиграли дело, но буквально через десять дней прокуратура вновь наложила арест. Мы снова его сняли, но всё это идёт по кругу. Просто театр абсурда», — сказал В. Кузьменко. Более того, прокуратура через одного из провинциальных регистраторов отобрала у «Скарбницы Бессарабии» право собственности на объект, и предприятие было вынуждено параллельно судиться с регистратором.

По состоянию на апрель прошлого года представители американского инвестора планировали отстаивать его интересы в Верховном Суде Украины, а при неблагоприятном исходе дела – в Европейском суде. К слову, на тот момент ренийский комплекс по перевалке сжиженного газа на 100% был готов к работе, но из-за судебных тяжб никто не хотел иметь с ним дело.

С того времени дальнейшая судьба многострадального предприятия «выпала» из информационного пространства.

Что же сейчас происходит с объектом? И зачем в порту нужен новый газовый комплекс, если до сих пор не работает старый? С этими вопросами мы обратились в Ренийский горисполком. Однако чиновник мэрии, отвечающий за инвестиционную деятельность и курирующий работу СЭЗ «Рени», согласился дать лишь неофициальный комментарий, а посему попросил не называть его фамилию и должность.

«Насколько мне известно, газовый комплекс «Скарбницы Бессарабии» по сей день не действует. Что же касается нового проекта на территории БТО, то на данный момент никаких подробностей я не знаю – есть лишь короткая информация в Интернете, — ответил представитель Ренийского горисполкома. – Как бы то ни было, между двумя проектами существует принципиальная разница. Если бывшая «Лагуна Рени» планировала выйти на широкий рынок сжиженного газа, то второй проект ориентирован на узкую специализацию – бункеровку судов сжиженным природным газом. Я слышал о том, что Евросоюз принял новые нормы, согласно которым торговый флот, осуществляющий перевозки грузов по Дунаю, должен в ближайшие годы перейти на газовое топливо. В этом случае перед дунайскими странами, в том числе Украиной, открывается перспективный рынок, поскольку СПГ-терминалы будут очень востребованными».

Объективности ради отметим, что автор этих строк не нашёл в Сети никакой информации о нормах ЕС относительно обязательного перехода дунайского торгового флота на газовое топливо. Возможно (если такие нормы действительно приняты), русскоязычные СМИ пока не заинтересовались этой новостью и не распространили её.

Впрочем, если проект строительства СПГ-терминала в Ренийском порту будет продвигаться, то мы ещё вернёмся к этой теме.

Андрей ПОТЫЛИКО

ФОТО: Инвестиционный портал АМПУ