В 2019 году государственное предприятие «Ренийский морской торговый порт» (ГП «РМТП») прогнозирует рост своего грузооборота в 2,2 раза – до 381 тысячи тонн (без учёта субъектов специальной экономической зоны «Рени»). Такие цифры зафиксированы в Программе социально-экономического развития города Рени на 2019 год, которая была принята на тридцать шестой сессии Ренийского горсовета.

В частности, в программе говорится, что указанное увеличение объёма грузоперевалки в порту будет достигнуто за счёт транзитных грузов (однако не уточняется, каких именно). В этом же документе приводятся данные о том, что за 10 месяцев 2018 года ГП «РМТП» переработало около 176 тысяч тонн грузов (за аналогичный период 2017 года – 150 тысяч тонн). То есть, в минувшем году, по сравнению с предыдущим годом, грузооборот порта Рени увеличился на 16,7%.

Так откуда же взялся прогноз о более чем двукратном росте объёмов грузоперевалки в 2019 году? На чём основаны столь оптимистичные планы? Чтобы ответить на эти вопросы, надо вернуться на год назад и, опять же, заглянуть в прошлогоднюю Программу социально-экономического развития города Рени. А там было сказано, что в 2018 году Ренийский порт планировал увеличить свой грузооборот более чем в 5 раз – до 840 тысяч тонн. Такой прогноз предоставило горсовету руководство госпредприятия.

Напомню, что автор этих строк провёл по данному факту небольшое журналистское расследование и выяснил, что попавшие в городскую программы цифры – обыкновенная ложь. Заместитель директора ГП «РМТП» по эксплуатации Олег Шлюков в беседе со мной был вынужден признать, что фантастический прогноз роста грузооборота в 5 раз появился только ради того, чтобы порт принял годовой финансовый план с положительными показателями. Это, в свою очередь, является требованием Министерства инфраструктуры, которое не желает утверждать планы с ожидаемыми убытками транспортных предприятий.

Таким образом, откровенная фальсификация попала в Программу социально-экономического развития города Рени на 2018 год, а чиновники мэрии даже не удосужились проверить явно дутые цифры.

И вот ровно через год ситуация повторилась – с той лишь разницей, что теперь руководство порта направило в горсовет более скромный прогноз производственного роста. Но, быть может, на сей раз управленцы ГП «РМТП» не врут?

Пойдём простым логическим ходом, как говорил герой одного знаменитого советского фильма. Если в 2018 году порту удалось улучшить динамику грузопотоков лишь на 16,7%, то с какого «неба» на него свалится в текущем году двукратное увеличение объёмов перевалки грузов?

Обратимся к документам самого порта. Как уже не раз упоминалось, минувшим летом предприятие приняло «Программу стабилизации финансового состояния и выхода из кризиса на 2018 год». В ней, в частности, сказано, что, начиная с 2015 года, ГП «РМТП» перерабатывает в среднем около 200 тысяч тонн грузов ежегодно (опять-таки, без учёта СЭЗ), или 17 тысяч тонн в месяц. Столь низкие показатели грузооборота приводят к тому, что порт четвёртый год подряд остаётся убыточным. К примеру, лишь по итогам первого полугодия 2018 года убытки предприятия составили 13,7 млн грн.

В числе главных антикризисных мер, предусмотренных программой, было заявлено стремление увеличить грузооборот порта до 30-50 тысяч тонн в месяц. А что же мы реально увидели в прошлом году? Всё те же 17 тысяч тонн в месяц! Ну, если быть точным, 17,6 тыс. тонн, что совершенно не меняет суть дела. Вот и получается, что порт не только не достиг зафиксированного в программе роста объёмов переработки грузов, но даже не приблизился к этому уровню. Согласитесь, что в данном контексте «победный» производственный прогноз ГП «РМТП» на 2019 год выглядит, мягко говоря, более чем странно.

Однако, быть может, автор этих строк просто прозевал какие-то значительные положительные тенденции, которые наметились на ренийском транспортном направлении? Возможно, именно они позволили руководству госпредприятия надеяться на увеличение грузооборота в 2,2 раза?

Что ж, посмотрим на ситуацию более широко – с учётом деятельности субъектов специальной экономической зоны «Рени». Согласно статистике Администрации морских портов Украины (АМПУ), по итогам за 11 месяцев 2018 года общий грузооборот ГП «РМТП» и частных портовых операторов вырос на 20,7% — до 1 миллиона 180 тысяч тонн. То есть, рост действительно существует, но его динамика, как видим, очень далека от прогнозных фантазий руководителей порта.

А пока, напомню, Ренийский порт не выполняет даже собственный график выплаты задолженности по зарплате. Этот документ предполагал, что до конца 2018 года предприятие полностью погасит долги по оплате труда. Однако по состоянию на 1 декабря задолженность оставалась в сумме 3 млн 835 тыс. грн.

Андрей ПОТЫЛИКО