Председатель Одесской областной госадминистрации Максим Степанов передал премьер-министру Украины Владимиру Гройсману законопроекты о внесении изменений в Закон Украины «О специальной экономической зоне «Рени» и в Налоговый кодекс.

Эти документы облгосадминистрация разработала совместно с Администрацией морских портов Украины (АМПУ). В частности, законопроекты предусматривают снижение налогов на прибыль для крупных инвесторов, которые будут осуществлять свои проекты на территории Ренийского порта, где действует режим СЭЗ.

«Порт Рени в Одесской области в начале 90-х перегружал 10 миллионов тонн в год, а в 2017 году – только 200 тысяч тонн. Порт в долгах по заработной плате, перед городом. На его территории функционирует специальная экономическая зона, но только на бумаге. Порт находится в коме: либо умрёт, либо мы его реанимируем, — заявил Максим Степанов на форуме Ukrainian Ports Forum-2018. – Одесская облгосадминистрация совместно с Администрацией морских портов Украины разработала законопроект, который касается внесения изменений в Закон Украины «О специальной экономической зоне «Рени», а также в Налоговый кодекс. Наша инициатива предусматривает введение льгот при уплате налогов на прибыль для крупных инвесторов. Первые три года – нулевая ставка, следующие три года – 50 процентов от действующей ставки, через 6 лет – налогообложение по общим ставкам».
Кроме того, Одесская ОГА и АМПУ предлагают продлить срок существования СЭЗ «Рени» ещё на 10 лет.

Эту идею одобрил вице-премьер-министр Украины Владимир Кистион: «Вопрос, поднятый руководителем Одесской области Максимом Степановым по свободной экономической зоне для реанимации порта Рени, абсолютно поддерживается правительством. Потому что в наших непростых экономических условиях должны быть креативные подходы, чтобы обеспечить эффективность ведения работ, в том числе в порту Рени, который, к сожалению, по разным причинам находится сейчас в плохом состоянии».

На инициативу губернатора Одесчины и руководства АМПУ также отреагировал министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян: по его словам, опыт создания свободных экономических зон не должен ограничиться только портом Рени.

Напомним, что о разработке упомянутых законопроектов Максим Степанов сообщил во время своего рабочего визита в Рени 16 мая текущего года, когда чиновники ОГА и АМПУ представили Стратегию развития украинских дунайских портов. Сопровождавший губернатора руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс отметил, что территория Ренийского порта (94 гектара) уже никогда не будет востребована так, как это было на заре независимости Украины. Поэтому необходимо искать другие формы стимулирования деловой активности на этой площадке.

Резюмируя презентацию стратегии, Максим Степанов подчеркнул, что её основой должна стать передовая мировая практика, включающая в себя два главных направления – совершенствование законодательной базы и создание благоприятного инвестиционного климата в портах. По мнению губернатора, на этом пути не нужно бояться даже экспериментов.

«Я считаю, что в Рени есть потенциал, и его надо реализовать. Для этого необходимо задействовать механизмы, которые применяются во всём мире. В данном контексте мы видим развитие Ренийского порта не только как перевалочного комплекса. Будущее – за индустриализацией этой территории. И это – не фантастика, это можно сделать», — подытожил глава облгосадминистрации.

Следует напомнить, что закон о специальной экономической зоне «Рени» был принят в марте 2000 года. Этим законом в рамках СЭЗ были введены налоговые и таможенные льготы, призванные стимулировать инвестиционную деятельность на территории Ренийского порта и тем самым увеличить его грузооборот.

Но уже в марте 2005 года парламент Украины по предложению правительства отменил льготы для всех СЭЗ в нашей стране. На тот момент в Украине существовало 11 специальных (свободных) экономических зон и 9 территорий приоритетного развития (ТПР).

Сегодня мало кто помнит, что АМПУ уже делала попытку вернуть льготы специальным экономическим зонам «Рени» и «Порто-франко» в Одессе. Соответствующие законопроекты были зарегистрированы в Верховной Раде 19 декабря 2013 года. Однако в это время в Киеве уже бушевал Майдан, и парламенту было не до СЭЗ…
Справедливости ради отметим, что СЭЗ в Украине приобрели, мягко говоря, неоднозначную репутацию, в том числе и на местном уровне. Например, в январе 2016 года тогдашний глава Ренийской райгосадминистрации Сергей Белюк (в прошлом – портовик) в интервью местным журналистам, в том числе автору этих строк, так оценил эффективность СЭЗ «Рени»: «…Я ставлю перед собой задачу реанимировать порт Рени. На мой взгляд, одна из внутренних причин упадка ГП РМТП заключается в несправедливом, ущербном соотношении интересов порта и действующей на его территории специальной экономической зоны. Субъекты СЭЗ просто паразитируют за счёт госпредприятия. Они платят за аренду земли – и больше ничего. Это – копейки, которые идут в казну города, а бюджет района не наполняется. К примеру, субъекты СЭЗ привлекают рабочую силу со стороны, в то время как докеры порта сидят без дела и лишь наблюдают за работой других. Разве это нормально? Получив причалы за бесценок, частные компании выжимают из порта всё, что только можно выжать. А ведь портовую инфраструктуру надо содержать, развивать. И это бремя ложится на плечи ГП РМТП. Ренийскому порту, чтобы выходить хотя бы «по нулям», без убытков, надо перерабатывать, как минимум, 35 тысяч тонн грузов в месяц. В августе прошлого года (подразумевается 2015 год – Ред.) было переработано лишь 800 тонн, в сентябре – около 15-16 тысяч тонн. Вот и делайте выводы. Если говорить об эффективности субъектов СЭЗ, то хорошо работает только «Рени-лес» — идёт более-менее стабильный грузопоток, созданы рабочие места, поступают налоги в бюджет. Остальные инвестиционные проекты – «сырые», так сказать…»  

Андрей ПОТЫЛИКО