Иногда так бывает, что какой-то факт, — рядовой, незначительный, — вдруг открывает вам глаза на целую закономерность, заставляет понять масштаб великого множества событий и явлений. И вроде бы всё это вы знали и раньше. И вроде бы нет ничего нового под луной… А потом – бац – и один мимолётный штрих складывает в вашей голове законченную картину.
На столь философский лад меня настроила абсолютно заурядная информация о том, что на новом стадионе в селе Табаки Болградского района состоялся матч районного первенства по футболу. Причём в данном случае внимания заслуживает не столько результат игры (победили хозяева поля, разгромившие команду «Кубей»), сколько нынешнее состояние самого стадиона.
Этот спортивный объект вот уже несколько лет остаётся недостроенным – полностью готово лишь футбольное поле. Да и оно поддерживается в нормальном состоянии только благодаря усилиям неравнодушных местных жителей, в том числе спонсоров.
«Я очень благодарен нашему ветерану футбола Ивану Степановичу Сафта, который, несмотря на возраст, ежедневно поливает поле. Регулярно идёт покос травы. И в целом поле находится в хорошем состоянии. Это – заслуга общественно активных жителей нашего села», — признался Табаковский сельский голова Владимир Терзи.
Любопытно, а почему же рядовой гражданин, да к тому же немолодой, вынужден заботиться о футбольном газоне? Да потому что незавершённый стадион не может быть принят на баланс территориальной громады, а это значит, что его содержание нельзя финансировать из местного бюджета.
Тут, разумеется, возникает следующий вопрос: что это за объект такой и почему его не довели до ума? Вот мы и подошли к тому самому «случайному» факту, который «провоцирует» осознание целостной картины.
Напомним, что строительство нового стадиона в селе Табаки началось ещё при губернаторе Одесщины Эдуарде Матвийчуке, в рамках широко разрекламированной программы «Народный бюджет». По состоянию на 2012 год стоимость первой очереди сооружения этого объекта оценивалась в 7 млн 280 тыс. грн.
Вот что писал по этому поводу «Рупор Одессы» в августе 2013 года: «Стадион рассчитан примерно на 500 мест. Этот спортивный комплекс будет включать в себя футбольное поле с травяным покрытием, волейбольную и баскетбольную площадки. Кроме того, на стадионе появятся раздевалки, санузлы, душевые кабинки. На данный момент уже установлено ограждение, проведена планировка игрового поля, возведен каркас зрительских трибун. Полным ходом идут работы по проводке освещения, водоснабжения и монтажу специального поливочного оборудования. Завезены и установлены два водяных резервуара. Завершение строительства стадиона планируется в конце 2013 года, — сообщает пресс-служба облгосадминистрации».
Как видим, в нашей стране обещанного действительно ждут три года. Впрочем, Табаковский стадион ожидает окончания строительства уже четвёртый год, и до сих пор никто толком не знает, когда же здесь будет перерезана традиционная красная ленточка…
Конечно же, дело не в том, что село Табаки не сможет жить без стадиона. Очевидно, сможет. Суть проблемы – намного шире и серьёзнее, и заключается она в том, что рядовой долгострой в бессарабской глубинке является ярким символом полного отсутствия преемственности власти в Украине. И я позволю себе заметить, что именно преемственность власти отличает подлинную демократию от тоталитарных режимов и прогнивших монархий, когда трон может захватить любой авантюрист или демагог, сумевший «оседлать» текущую социально-политическую ситуацию…
Уже давно замечено, что любая новая власть в нашей стране не только валит всё на проклятых «попэрэдныкив», но и пытается уничтожить их наследие по принципу «… до основанья, а затем». Никто и никогда не старается отделить зёрна от плевел. Главное – как можно быстрее выплеснуть старую «воду», пусть даже с «ребёнком». Ведь это «ребёнок», рождённый «злочынною владою», а его ни капельки не жалко! Тем более что «злочынною» автоматически становится у нас каждая предыдущая власть…
Хорошо помню, как в июле 2006 года тогдашний премьер-министр Украины Юрий Ехануров подписал Постановление №1007 «О строительстве железнодорожной линии Измаил – Рени». Постановлением №1082 от 3 августа 2006 года правительство освободило «Укрзализныцю» от ряда отчислений в госбюджет из-за расходов на сооружение железной дороги Измаил – Рени. Минтранс и Одесская облгосадминистрация были обязаны обеспечить оформление разрешительной документации и выделение земельных участков для проектирования и строительства магистрали.
Казалось бы, дело пошло! Но буквально через месяц, 31 августа 2006 года, очередное правительство – правительство Виктора Януковича – отменило Постановления Кабмина №1007 и №1082 о реализации данного проекта. Инициатором такого решения был первый вице-премьер, а впоследствии – глава правительства, большой враг «кровосисив» Николай Азаров. В Кабмине решили однозначно: нечего «закапывать государственные средства в придунайские болота и плавни» (дословная цитата одного из министров того периода).
И так – каждый раз. В итоге огромная по европейским меркам страна живёт без руля и без ветрил. У нас десятилетиями (!!) нет ни стратегии развития, ни общенациональной экономической политики, ни последовательного плана реформ. Каждая правящая «элита» действует в духе известного высказывания: «После нас хоть потоп». А в украинской реальности этот девиз нередко превращается в модификацию, где слово «потоп» можно заменить на «потом». И в самом деле, зачем сейчас решать наболевшие проблемы, если их можно отложить на потом? Пусть разгребает следующая правящая «элита»!
И вот результат: по всей Украине – огромное количество недостроенных инфраструктурных и прочих объектов, большинство из которых имеют жизненно важное значение для населения конкретной территории. Многие из этих «чёрных дыр» уже «сожрали» миллионы и миллионы гривен из бюджета, но идёт время, работы затягиваются, цены на всё и вся растут и, соответственно, тянут за собой повышение стоимости окончания строительства. А конца и края долгострою нет! Страна несёт колоссальные убытки, однако никого это не волнует. Более того, многократный перенос финансирования той или иной стройки на очередной бюджетный год наводит на подозрение, что чиновники просто хотят растянуть возможность казнокрадства во времени. Согласитесь, за десять лет можно украсть намного больше, чем за два года.
За примерами далеко ходить не надо. Недостроенный на протяжении четырёх лет стадион в селе Табаки – лишь мелочь по сравнению с такими «стройками века», как например, объездная дорога вокруг Рени, призванная избавить улицы города от непрерывного потока грузового автотранспорта, который направляется в Евросоюз и обратно. Строительство этой дороги началось ещё в 2012 году, за это время государство израсходовало десятки миллионов гривен, но до сих пор важнейший объект находится на стадии земляных работ. Причём насыпь для дороги каждый год размывается дождями и талыми снегами, поэтому строители вынуждены всякий раз обновлять её, зарывая в землю очередные народные деньги. Вот только асфальтом там как не пахло, так и не пахнет. И если пять лет назад Кабмин выделил на Ренийскую объездную 155 млн грн, то теперь даже страшно представить окончательную стоимость проекта…
Не менее масштабными ренийскими «образцами» долгостроя являются новая районная поликлиника (её также не могут закончить уже несколько лет) и балка Баланешты. Но если первый проект с точки зрения целесообразности был сомнительным с самого начала, то реконструкция балки – буквально вопрос техногенной и экологической безопасности города. Этот естественный водоотводящий канал, связанный с озером Кагул, «отвечает» за предотвращение наводнений локального характера. Следует напомнить, что слабая пропускная способность балки Баланешты становилась причиной затопления Рени дождевыми водами в 2005 и 2012 годах.
Семь лет назад на ликвидацию последствий наводнения Кабмин выделил городу около 19 млн грн. Но за эти годы серьёзная реконструкция балки так и не началась. Деньги из местного бюджета выделялись «по чайной ложке» (причём на протяжении каденции трёх мэров!), русло расчищали местами, однако проблема так и осталась проблемой. Очевидно, государству дешевле дождаться следующего наводнения в Рени и вновь «кинуть» на ликвидацию последствий стихии пару-тройку десятков миллиончиков…
Да ладно! Подумаешь – начали и бросили. Ну, потратились. Ну, не закончили. Впереди – следующий бюджетный год.
«I почнеться все спочатку, все спочатку по порядку…»
Андрей ПОТЫЛИКО
НА ФОТО: Ренийская объездная дорога, зима 2017 г. Недостроенный мостовой переход над железнодорожными путями чем-то напоминает руины античного храма
За первые 10 месяцев этого года экспорт зерна из Украины через румынский порт Констанца снизился на 52% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Украина получила от Польши три вертолета. Об этом сообщил посол Украины в Польше Василий Боднар в Facebook в субботу, 21 декабря.
«Вертолеты уже в Украине. Еще раз спасибо за такую важную помощь», — написал он.
В свою очередь Государственное агентство стратегических резервов Польши уточнило, что в Украину доставили два вертолета Ми-8 и один Bell 412-HP. Их будут использоваться для учебы и занятий будущих пилотов, обучающихся в Харьковском национальном университете внутренних дел.
«В сотрудничестве с Министерством внутренних дел и администрации и Агентством военного имущества, во исполнение решения Министра внутренних дел и администрации, Государственное агентство стратегических резервов передало Украине как помощь три вертолета из имущества полиции», — говорится в сообщении.
Напомним, Польша закупила у США 96 ударных вертолетов Apache. Эти машины заменят Ми-24. А в октябре стало известно, что США предоставили Польше кредит на покупку Apache более чем в 3 млрд долларов.