Региональные СМИ регулярно освещают процесс осуществления в Одесской области проекта USAID «Муниципальная энергетическая реформа», поэтому читателям уже знакома данная тема. В частности, недавно были озвучены результаты энергоаудита, проведённого в Болграде и Измаиле. Однако информация, которая публикуется в прессе, носит, как правило, официальный характер и даёт представление о вопросе лишь в общих чертах. «Подводные камни» проекта чаще всего остаются «за кадром», хотя именно к ним можно применить известное выражение: «дьявол кроется в деталях».

На днях итоги энергоаудита были обнародованы и в Рени: с их презентацией выступили эксперт Дмитрий Марусич и инженер, технический руководитель аудита Андрей Удовик. Специалисты сообщили, что предметом соответствующего обследования стали 17 городских объектов – 14 многоквартирных домов, 2 детских сада и центральная районная больница. В результате (как и в других городах, участвующих в проекте) Ренийскому горсовету было предложено три пакета мероприятий для повышения энергоэффективности при эксплуатации перечисленных объектов. Первый пакет условно можно назвать дешёвым и быстрым, второй – оптимальным, а третий, самый затратный, предусматривает глубокую модернизацию. Стоимость первого пакета (объём необходимых инвестиций) составляет: по бюджетным учреждениям – 4,9 млн грн, по жилфонду – 1,6 млн грн; стоимость второго – 25 млн грн и 24 млн грн соответственно; третий оценивается в 28 млн грн и 47 млн грн.

Почему существует такая разница в цифрах? Если перевести комментарии экспертов на простой язык, то можно сказать так: всё зависит от того, насколько совпадают желания и возможности органа местного самоуправления. И тут, к сожалению, степень совпадения очень далека от идеала: желания, разумеется, — европейские, а вот возможности – украинские. А между ними – огромная пропасть.

«Необходимо честно признать, что в настоящее время разработанные нами меры для повышения энергоэффективности жилфонда и социально значимых объектов практически невозможно выполнить по европейским нормам, — заявил Андрей Удовик. – Если, например, европейцы берутся модернизировать один жилой дом, то они всё делают полностью – от «а» до «я». При этом вкладывается тот объём средств, который действительно необходим для достижения максимального конечного результата. Но в Украине, как все мы знаем, в подобных случая выделяется не столько денег, сколько надо, а столько, сколько есть. Поэтому в нашей стране аналогичные проекты финансируются частично, то есть что-то делается в первую очередь, что-то делается минимально, а что-то не делается вообще. Отсюда – разный объём предложенных мероприятий и, соответственно, разные суммы расходов».

«Я прекрасно понимаю, что инвестиции в муниципальный жилфонд в размере 47 миллионов гривен выглядят как фантастика. Но на самом деле это – не сумасшедшие цифры, а, к сожалению, украинская реальность, — сказал Дмитрий Марусич. – В ситуации, когда большинство многоквартирных домов десятилетиями не обслуживалось должным образом, невозможно обойтись «малой кровью». По нашим расчётам, глубокая модернизация каждого такого дома требует в среднем 4,5 млн гривен. В то же время весь годовой бюджет развития Рени составляет 5 миллионов гривен, тогда как в городе – более 100 многоквартирных домов».

Вот почему особое внимание предстоит уделить поиску средств на реализацию проекта. Необходимые деньги можно получить на условиях софинансирования за счёт международных грантов и местного бюджета. Ещё один вариант – целевое кредитование, когда предусмотрена возможность компенсировать органу местного самоуправления более 45% соответствующих затрат. И, конечно же, свои деньги должны будут вложить жильцы, — прежде всего участники ОСМД. Эксперты отдельно подчеркнули: модернизация жилфонда невозможна без финансового участия собственников квартир. И с этим придётся смириться. Специалисты напомнили, что тут существует и психологический момент: как показывает практика, жильцы не ценят то, что делается в их домах за счёт бюджета. Люди начинают бережно относиться к своему жилью только тогда, когда они вложили в него собственные деньги.

Но даже наличие средств и политическая воля органов местной власти не являются гарантией успешного осуществления рекомендаций специалистов в вопросах энергоэффективности городской инфраструктуры. На этом пути следует приготовиться к множеству технических и даже ментально-бытовых проблем, если так можно выразиться.

«Если откровенно, то мой многолетний опыт научил меня опасаться ОСМД. В нашей стране эти структуры нередко сами до конца не понимают, чем они занимаются и в какую сторону движутся, — не без иронии отметил А. Удовик. – Жильцы, и особенно члены ОСМД, часто непредсказуемы: их реакция на те или иные виды модернизации домов бывает, мягко говоря, очень специфической. Одни просто сдирают с фасадов материалы для утепления, которые им не понравились, другие выливают кипяток на головы строителям… И подобных примеров – множество. Нередко жильцы не могут договориться между собой, что и как надо делать, не говоря уже о том, что они не всегда находят общий язык с мэрией. Так что при работе с ОСМД сотрудникам горисполкома надо запастись сердечными каплями и другими лекарствами. И коньяком. Для более результативного общения с владельцами квартир. В любом случае процесс модернизации будет долгим и трудным».

Д. Марусич утешил представителей местной власти тем, что заявил: муниципальный многоквартирный жилфонд находится в более-менее удовлетворительном состоянии. «Я не могу оценить все ренийские многоэтажки, но те из них, которые я видел, производят впечатление лучше, чем даже в Измаиле, где выявлены вопиющие проблемы. Во всяком случае, мы не обнаружили в Рени катастрофических ситуаций с жилфондом, — сказал эксперт. – Тем не менее многие проблемные моменты буквально бросаются в глаза. К примеру, при утеплении внешних стен домов придётся переносить некоторые коммуникации, и в первую очередь газовые трубы на фасадах. Однако это будет дорого. Возможно, цена вопроса окажется слишком велика. В целом же к утеплению домов следует подходить более серьёзно и профессионально, чем это делается сегодня».

По словам специалистов, сейчас по всей Украине можно наблюдать «латочное» утепление многоэтажек, когда одни квартиры утепляются, а другие – нет. Но такая практика не только неэффективна, но и вредна. Эксперты буквально шокировали местных коллег профессиональными выводами: в масштабах страны лишь 10% сделанного утепления внешних стен зданий отвечает действующим стандартам – всё остальное смело можно считать халтурой. Мало кто знает, что минимальная толщина утепления должна составлять 10 сантиметров, а не 5, как принято у нас обычно. «В провинции эти работы, как правило, производятся местными бригадами, которые на самом деле понятия не имеют, как это правильно делается», — единодушно заявили эксперты. И хотя они обнадёжили муниципальных партнёров тем, что, мол, теперь проведение подобных работ будет контролировать Государственное агентство Украины по энергоэффективности и энергосбережению (Госэнергоэффективность), неприятный осадок, что называется, остался: все превосходно знают, как работают в нашей стране контролирующие органы…

И всё же даже озвученные специалистами «ужасы» не исчерпывают суть проблематики. Если начать «копать глубже», то не исключено, что в некоторых случаях придётся проводить дополнительное инженерно-техническое обследование зданий вплоть до фундаментов. Соответственно, выявление дефектов может повлечь за собой более серьёзные расходы. К тому же, в ЖКХ уже сейчас существуют проблемы, напрямую не связанные с повышением энергоэффективности, но требующие экстренного решения. В частности, во многих многоквартирных домах необходимо капитально отремонтировать системы водоотведения. «Гнилая» канализация приводит к тому, что вода разрушает фундамент, а эту «болезнь» всегда легче и дешевле предотвратить, чем лечить.
В общем, проект USAID «Муниципальная энергетическая реформа» наглядно показал, что в этой сфере работы хватит не одному поколению украинских мэров. И не только мэров.

Андрей ПОТЫЛИКО