Мы продолжаем тему жилищно-коммунальной реформы, которая проводится в Украине в рамках выполнения Закона «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». Напомним, что этот закон призван ликвидировать монополию ЖЭКов и стимулировать процесс жилищного самоуправления путём повсеместного создания объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Способ управления своими домами жильцы должны определить до 1 июля.

Жил страдания-2

В прошлой публикации мы рассказали о том, каким образом проходит реформирование ЖКХ в Рени: ситуацию подробно осветил заместитель городского головы Андрей Лантинов. Теперь выслушаем непосредственных участников данного процесса – коммунальщиков и собственников квартир.

— В системе ЖКХ я работаю с 1995 года, а в статусе ЧП – с октября 2009 года, — рассказывает частный предприниматель (управдом) Василий Браила. – На сегодняшний день моё ЧП обслуживает 27 многоквартирных домов, из которых 10 – двухэтажки, 4 – трёхэтажки, 3 – четырёхэтажки и 10 – пятиэтажки. Самые старые из них – двухэтажные дома (начиная с 1960 года постройки), а из числа пятиэтажных самый молодой дом построен где-то в начале 90-х годов прошлого века. Большинство домов – 70-х годов постройки, то есть степень изношенности этого жилфонда довольно высока.

Нынешний тариф за обслуживание домов – 1,20 грн за квадратный метр – не повышается уже три с половиной года! Думаю, не нужно лишний раз доказывать, что сейчас эта цифра, как говорится, — ниже плинтуса. Я хорошо помню, что тариф 1,20 грн принимался под минимальную зарплату 1147 грн (с 1 января 2013 года), а свет тогда стоил 27 копеек за киловатт (с 1 мая 2016 г. «минималка» составляет 1450 грн, тариф на электроэнергию при потреблении до 100 кВт/ч – 57 коп., свыше 100 кВт/ч – 99 коп. – А.П.). Все знают, как  взлетели цены за эти три с половиной года. Приведу самый простой пример. Обычный аварийный краник, который в квартире перекрывает воду, стоил от 12 до 16 гривен, самый качественный – 22 гривны, а сегодня – от 39 до 60 гривен. Такой вот краник (держит в руках – А.П.), — трёхчетвертной, с выходом на металлопластик, не так давно стоил 27 гривен, сейчас – 120 гривен. Лукавить не буду – аналог можно найти и за 70-80 гривен, но качество никто не гарантирует. Мешок цемента стоил 20 грн, сейчас – 50. И так далее, и так далее.

Разумеется, это не могло не отразиться на производительности домоуправления. По словам Василия Степановича, в 2011-2013 годах ЧП отремонтировало 39 подъездов и установило 29 металлических дверей с кодовыми замками, не собирая дополнительных денег с жильцов (то есть, за счёт квартплаты). Предприятие залило множество бетонных дорожек во дворах, совместно с ЧП Козловская было сделано несколько пандусов для инвалидов-колясочников. Сотрудники домоуправления отремонтировали 8 козырьков подъездов, в подвалах целого ряда домов полностью заменили водопровод, обновили не менее 50 стояков. Стояки меняли по принципу: жильцы покупают материалы, работа производится бесплатно. Приходилось менять и канализацию.

— В общем, делали немало. А сегодня мы не можем делать ни-че-го. Говорю честно, — признаётся В. Браила. – Мы почти не имеем финансовой возможности, чтобы выполнять даже элементарный объём работ. Предприятие не просто начинает тонуть – оно очень быстро идёт ко дну. Мало того, что тариф – мизерный, да к тому же с начала текущего года объём платежей за наши услуги не превышает 68 процентов. Если бы этот показатель доходил хотя бы до 90, мы могли бы вписываться в минимальную зарплату, вывоз мусора, освещение подъездов и ликвидацию некоторых аварийных ситуаций.

Вместе с тем у нас есть минимальные расходы в пределах 3500-4000 гривен в месяц, от которых мы никуда не можем уйти. Я их называю «кондоминимум». Как ни крути, в месяц уходит два ящика лампочек – по меньшей мере, 1000 гривен. Плюс расходы на горючее для автотранспорта, на компьютеры (отчёты принимаются только в электронном виде). Летом надо косить траву на придомовых территориях, а это – 4 литра бензина в день, или 90 гривен, а также другие расходные материалы, итого – 200 гривен в день. А ещё – канцелярщина, банковские услуги и многое другое. Допустим, случилась обычная авария, нужен кусок трубы. Один узел длиной 30 сантиметров – минимум 200 гривен. Чтобы установить простую железную подъездную дверь без замка, надо потратить 3500 гривен, с замком – 4000 гривен. Некоторые жильцы просто отказываются от такой «роскоши».

У меня официально работают 7 человек, и все – на «минималке». Мог бы оформить больше сотрудников, но они не хотят. «Расшифровывать» не буду – все и так знают, насколько «выгодно» в нашей стране работать «по-белому»…  А попробуйте работать по государственным расценкам, по официальным сметам! Когда мы договаривались с людьми о ремонте подъездов, то делали работу за 3 тысячи гривен, включая стоимость материалов. Если же делать по государственной смете, куда включается вся «начинка» вплоть до НДС, то выходит около 12 тысяч гривен – в 4 раза дороже! Выводы напрашиваются нехитрые: работать на 100 процентов «по-белому» в нашей стране просто невозможно. Такие вещи обычно не говорят публично, но правда есть правда, и это знает каждый.

Согласно требованиям Кабмина, расчёты размера квартплаты должны производиться отдельно на каждый дом. Но это проблематично. Если жильцы одного дома будут платить 1,20 грн, а в другом – 2,50 грн, то будет бесконечный скандал. По нашей оценке, квартплату надо увеличить хотя бы до 2 гривен за квадратный метр, но и этого будет хватать только на минимальные услуги. За пять месяцев текущего года моё предприятие должно за вывоз мусора 25 тысяч гривен – мы просто не в состоянии платить. А мне жильцы должны более 200 тысяч гривен. Долг перед ЧП Козловская – около 600 тысяч! Это при том, что в так называемых «югославских» домах максимальные платежи с каждой квартиры составляют 45 гривен в месяц. И когда люди приходят и требуют за эти деньги трудовых подвигов… Я им говорю: ну, что можно сделать за 45 гривен? Они мне отвечают: нас же много! Ладно, много. Но вот доходит дело до ремонта конкретного подъезда. Начинаем разбираться, а по этому подъезду задолженность – 18 тысяч гривен. За такие деньги в подъезде можно сделать нормальный ремонт. Но ведь этих денег мы не видим!

Всё идёт к тому, что серьёзные ремонтные работы можно будет делать только по решению общего собрания жильцов, которые должны собрать ту или иную сумму денег. Как сегодня рассуждают люди? Они захлопнули дверь у себя за спиной, и считают, что всё остальное их не касается. Нет, касается! Все ждут 1 июля, но ведь ничего принципиально не изменится! Каждый многоквартирный дом – это собственность живущих в нём людей. И рано или поздно это придётся понять.

Да, есть отдельные активные жильцы, которые пытаются заниматься созданием ОСМД. Однако не всё так просто, как они думают: необходимо пройти всю правовую процедуру и получить все разрешительные документы. Зачастую люди считают, что для ОСМД достаточно выбрать председателя – и пусть у него голова за всё болит. Приходил тут ко мне один умник: «Я буду вас нанимать, буду вам платить, а вы будете работать». Я был вынужден охладить его пыл: «А вы уверены, что за такую квартплату мы захотим у вас работать?». К тому же, один-два дома ну никак не «потянут» ОСМД: надо объединять как минимум 300-400 квартир, чтобы собрать деньги хотя бы на зарплату председателя и бухгалтера.

Некоторые жильцы спрашивают меня: «Ну что, когда вы уже закроетесь?». Предположим, закроемся. А дальше что? Об этом никто не думает. Многие продолжают мыслить советскими стереотипами о том, что придёт какой-то дядя и всё за них сделает. Нет, дядя уже не придёт – Советский Союз давно закончился.

Разумеется, после подобных «откровений» мы просто обязаны были поинтересоваться мнением рядовых граждан по поводу перспектив нынешнего варианта реформы ЖКХ. Автор этих строк обошёл пять дворов многоквартирных домов, однако, мягко говоря, конструктивного разговора с жильцами не получилось. В ответ на мои вопросы почти все собеседники начинали ругать работу частных домоуправлений, и лейтмотив критики в их адрес был везде одинаков: «Они ничего не делают!». Если же речь касалась того очевидного факта, что действующий размер квартплаты просто не позволяет коммунальщикам обслуживать жилфонд в полном объёме (и, значит, повышение тарифа неизбежно), люди хором жаловались на маленькие пенсии и зарплаты, которые, в отличие от безумных цен, практически не увеличиваются. В общем, возникло ощущение, что проблемы ЖКХ снова и снова вращаются по вечному замкнутому кругу: жильцы не хотят платить за квартиру, так как считают, что необходимые услуги либо являются некачественными, либо не предоставляются вовсе. А обслуживающие предприятия не могут предоставлять качественные услуги, поскольку граждане не оплачивают их на экономически оправданном уровне…

Казалось бы, на таком печальном фоне люди должны понимать, что создание ОСМД – их единственный шанс исправить ситуацию и, наконец, взять управление своим жильём в собственные руки. Однако и тут возникает типично украинская проблема – тотальное недоверие к власти и любым её начинаниям. Само понятие «реформа» настолько дискредитировало себя в нашей стране, что люди просто НЕ ВЕРЯТ в очередные «преобразования». И… правильно делают!

Покопавшись в Интернете и внимательно изучив комментарии специалистов относительно плюсов и минусов предстоящей жилищно-коммунальной «революции», я с удивлением обнаружил, что из всей этой истории как-то незаметно выпало САМОЕ ВАЖНОЕ. Настолько важное, что его отсутствие можно расценивать как грандиозное сознательное мошенничество со стороны государства. Подразумевается возможность выполнения капитального ремонта старого жилья.

На сегодняшний день в Украине около 80% многоквартирного жилого фонда нуждаются в капитальном ремонте. Гигантская цифра! Вот почему прежнее законодательство гласило: в случае, когда многоэтажка передаётся ОСМД, первый капремонт делается за счёт предыдущего балансодержателя – местного органа власти или государства. И это абсолютно правильно, ведь именно государство на протяжении десятилетий распоряжалось жилфондом, и именно оно довело его до известного состояния.

Теперь же, в новой редакции Закона «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», нормы о государственном капремонте нет! Более того, в законе чётко не прописано, кто, как и за чёй счёт обязан делать такой ремонт. Он не предусмотрен ни в структуре квартплаты (даже если она будет существенно повышена), ни в полномочиях органа местного самоуправления, ни в обязанностях жилищных управляющих компаний. Таким образом, остаётся лишь один путь: жильцам придётся оплачивать серьёзные ремонтные работы из собственного кармана. И, естественно, чем старше их дом, тем больше расходов он потребует.

На примере одного из обычных львовских домов были сделаны следующие расчёты. Замена труб холодной воды – 100-200 грн/погонный метр, отопления и горячей воды – 100-350 грн. Замена квадратного метра шатровой кровли – 300-500 грн. А ещё есть фундаменты, стены. В общем, капитальный ремонт «хрущёвки» потянет, как минимум, на 450-500 тыс. грн. Дополнительно 15-50 тыс. грн надо выложить за разработку проекта.

И что, всё это будет оплачивать ОСМД, наполовину состоящее из пенсионеров? Вот и получается, что подобные реформы упираются в острое противоречие между низкой платёжеспособностью большинства граждан и высокими ценами на ресурсы, товары и услуги. Разрыв между этими двумя категориями продолжает увеличиваться, загоняя всех нас в социально-экономический тупик. И тем не менее государство с «приличным видом» хочет окончательно спихнуть огромного, но тяжело больного монстра ЖКХ на плечи и без того нищего населения, от которого требуют «эффективного жилищного самоуправления». Изощрённый цинизм, доведённый до абсурда.

 

Андрей ПОТЫЛИКО

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Верховная Рада продлила полномочия ЖЭКов на время проведения конкурсов для назначения управляющих компаний по обслуживанию тех многоквартирных домов, жильцы которых не создали ОСМД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политика