Свято-Георгиевская церковь в древнем Аккермане-Белгороде-Днестровском – один из наиболее старинных и почитаемых горожанами храмов. Недавно ей исполнилось 200 лет. Местный люд церковь окрестил «болгарской», ибо построена она была по просьбе большой диаспоры аккерманских болгар. Непроста и драматична судьба сего храма…
Истоки
Вот, что говорит сухая хроника истории о тех временах.
Георгиевская Церковь построена в 1840 году. Проект церкви разработан архитектором Заушкевичем по заказу общины болгарской части населения города Белгорода-Днестровского. В 1813 году общество Аккерманских болгар обратилось к экзарху Таврии и бессарабскому губернатору Струдзе с просьбой о разрешении построить в Аккермане церковь во имя святого великомученика Димитрия на средства от пожертвований. Временная церковь была открыта в перестроенном нежилом доме в честь святого Георгия, освящена 29 июля 1816 года и просуществовала до 25 октября 1838 года.
Однако, в 1840 году на том же месте построили новую церковь по проекту того же архитектора Заушкевича. Церковный двор был окружен каменным забором с железной оградой, внутри разделён на четыре части. В середине двора стоял сам храм. В северо-западном углу размещался церковный дом, а в северо-западной части находилось кладбище, на котором хоронили служителей церкви, знатных и достойных людей. С 1934 года хоронить на церковном кладбище перестали, и в 1949 году церковь была закрыта.
Известно, что в деле основания храма аккерманских болгар активное участие принял и Попечитель переселенцев юга Бессарабии, генерал-лейтенант Иван Никитич Инзов. Ивана Никититича местные болгары считали своим вторым отцом. Когда в 1845 году Инзов умер в Одессе от продолжительной тяжёлой болезни, то, испросив позволения у императора России, его похоронили в условной столице бессарабских болгар – в Болграде. Это был великий крестный ход. Прах Инзова от Одессы до Болграда несли на плечах, и лишь в Аккермане была сделана короткая остановка, где за упокой великого человека отслужили литургию.
Следует добавить, что во дворе болгарской церкви, с южной её стороны, под мраморными плитами хранился прах великих на то время людей. На одной из могильных плит был высечен текст: «Жена фельдмаршала, светлейшая княгиня Софья Григорьевна Волконская… светлейший князь Григорий Петрович Волконский… светлейшая княгиня Лидия Александровна Волконская…».
Софья Григорьевна Волконская (1785-1868) — дочь губернатора Оренбурга, князя Григория Семёновича Волконского, была замужем за дальним родственником Петром Михайловичем Волконским. Носительница ордена святой Екатерины, в 1832 году была пожалована в статсдамы.
По собственному завещанию она была похоронена в селе Семёновка (Сеймены), а потом перезахоронена в городе Аккермане. Григорий Петрович Волконский — её сын, был похоронен в Сейменах(1882), позднее его жена перезахоронила его в Аккермане. Лидия Александровна — его жена, по собственному завещанию похоронена рядом с дорогим мужем. Софья Григорьевна и Лидия Александровна сделали самые большие пожертвования для процветания Болгарской церкви.
Лидия Александровна пожертвовала для церкви около полумиллиона рублей (2 иконы, лампады, серебряные кресты и 125000 рублей наличными). Софья Григорьевна подарила настоятелю церкви крупный бриллиант.
Забвение и… возрождение
Так вот, в 1949 году церковь закрыли. Сия участь не обошла и Греческую, и Армянскую церкви, и синагоги Аккермана-Белгорода-Днестровского.
Лиходеи и лихолетье сыграли злую шутку с этими храмами. Их разграбили, колокольни лишили православных крестов, изгадили, почти разрушили.
Некоторое время болгарскую церковь местная власть использовала под склад тары рыбозавода. Отец друга моего детства Леонид Райков, вспоминая о тех временах, горестно качал головой: «Дурные годы. Нас, комсомольцев города, кидали на перестройку церквей. Отвертеться было невозможно. Мы были, словно между молотом и наковальней: с одной стороны горком давит, с другой – домашние ругаются, проклинают».
В начале 60-х прошлого столетия бывшую болгарскую церковь отдали восьмилетней школе №9 (позже №6) для спортзала. Именно в это время я занимался в этой школе. Помню двор храма. В нём были установлены баскетбольные щиты. В самом помещении остатки фресок с ликами святых тщательно забелены.
В центральном зале висел большой канат, по которому нас физрук заставлял лазать. Канат был толстый, лохматый и грязный. Он крепился на какой-то малонадёжной перекладине, вбитой прямо в забеленный лик Христа. Я, всякий раз взбираясь по нему, откровенно трусил и читал неумелые детские молитвы. Кстати, в так называемом «спортзале» то и дело ребятня получала травмы: переломы, ушибы, вывихи. Старые люди, проходя мимо бывшей церкви, крестились и горестно вздыхали.
Ещё такой нюанс. Один из физруков, кажется, Пётр Иванович, который отличался усердием в организации спортивных кружков в церкви, прожил незавидную жизнь. Он то и дело попадал в различные скандальные истории, а под конец своей жизни впал в меланхолию, запил, от чего и умер.
Другой персонаж – некий аккерманец Рябченко с ромскими корнями. Не раз он сюда заглядывал, чтобы справить нужду, о чём неоднократно похвалялся перед своими друзьями в пьяном угаре. Сейчас сей персонаж бомж. Спит в Николаевском сквере (бывший парк Ленина). Он спился и едва передвигается на изломанных артрозом ногах…
За забором церкви был летний кинотеатр «40 лет октября». Взрослые его в шутку называли «40 лет без урожая». Кстати, синематограф возник на месте старинного кладбища от болгарского храма. Кладбище жестоко сровняли с землёй и организовали кинотеатр.
Перед стенами кинотеатра росли высокие «жардели» — дикие абрикосы. Мы, пацанами, взбирались на них и спокойно смотрели кино. Правда, кассирша иногда отчаянно ругалась, но кто указ вольному ветру?
На месте кинотеатра затем возвели 5-этажный дом, который существует и поныне.
В начале 90-х ушедшего века храм начал восстанавливаться. Разумеется, государство на это средств не выделило. Церковь возрождалась на пожертвования горожан и меценатов. Первый её настоятель – отец Виталий (в миру Виталий Стелян). Отца Виталия я знал и знаю много лет. Можно сказать, с юности. Когда он взялся за храм – там были буквально руины. Священник носился по предпринимателям города в поисках средств для возрождения храма. Он сам вместе со строителями и прихожанами копал, мешал раствор, таскал тележки со строительным мусором. И всегда на его лице, впрочем, как и сейчас, сияла почти детская, добрая улыбка. Улыбка человека, творящего великое дело…
Свято-Георгиевская церковь была восстановлена к 1995-1996 годам. В этот храм стали ходить не только болгары, но и большинство жителей близлежащей округи.
После отца Виталия храм принял отец Евгений (Полищук). В годы службы отца Евгения храм неоднократно усовершенствовался, обновлялись иконы, появились новые фрески с ликами святых. Сюда на службу священника приезжают из дальних сёл не только Белгород-Днестровского района.
В 2006 году через Белгород-Днестровский, как и много лет назад, прошёл большой крестный ход в честь попечителя бессарабских болгар генерала Инзова. Это было величайшее событие для местного православного мира.
И вот, во Славу Господа нашего, Свято-Георгиевский храм недавно справил своё 200-летие. Говоря о тех, кто приложил немало усилий для возрождения церкви и труда во имя Православия, отец Евгений сказал:
– Добрая память всегда остается, ибо праведные дела неизменно оставляют добрый и неизгладимый след на земле. Это знают и чтят православные христиане, живущие по заповедям Божьим и придерживающиеся голоса своей совести.
Республика Молдова выбирает президента страны. Различные социологические исследования показывают высокие шансы действующего главы государства Майи Санду сохранить за собой президентское кресло, однако без второго тура голосование на этот раз не обойдется. Одновременно с президентскими выборами, население Молдовы будет определяться с геополитическим вектором на референдуме о присоединении к Европейскому Союзу. На первый взгляд, Молдова пройдет через очередной этап, который еще больше закрепит европейский выбор молдавского народа, однако Кремль не отказывается от попыток вернуть страну в свою зону геополитического влияния. Эксперты Лаборатории исследований и информационного анализа разбирали возможные варианты развития событий.
В Украине собрано более 66,7 млн. тонн нового урожая зерновых и масличных культур на площади 18,6 млн. га. По информации аграриев, намолочено 47,9 млн тонн зерновых и 18,8 млн тонн масличных.
Известный одесский этнофотограф бессарабский болгарин Александр Барон приглашает принять участие в благотворительном аукционе «Несокрушимая Украина третий год», на котором выставлены его фотоработы. Подробнее