О том, что в Болграде состоится инвестиционный форум по инициативе районной власти, говорили много и долго. Задействовали все рекламные ходы: бигборды, промо-ролики, спичи в прямом эфире. В одной из программ ООГТРК сразу три представителя власти из Болградского района – председатель райгосадминистрации, райсовета и мэр города рассказывали о проделанной работе в ожидании форума и тех многочисленных экспертов и инвесторов, которые приедут в район для изучения его перспектив.
Памятуя о том, что власть в районе – это птенцы из гнезда короля пиара Михеила Саакашвили, закрадывались подозрения, что столь помпезно заявленное мероприятие ни что иное, как информационный повод. И повод этот можно записать в актив при составлении отчетов о проделанной работе и эксплуатировать до и после, как свидетельство новых подходов в государственном управлении. Но были люди, которые искренне поверили в то, что вдруг случится чудо и представители новой политической формации смогут сделать это! А именно – привлечь в район серьезные инвестиции, создать рабочие места, указать экономическую перспективу. Или хотя бы выстроить профессиональный диалог людей, говорящих на одном языке: с презентацией и обсуждением бизнес-планов, экономических новаций, экспертного анализа бизнес-климата. Все-таки инвестиционный форум – это красиво! Это почти как межконтинентальный шахматный турнир в Нью-Васюках.
Само место проведения форума уже явилось свидетельством новых подходов. Это не какой-то совдеповский формат, когда народ собирают в зале администрации или Дома культуры.
Официальная часть проходила там же, где и банкет по случаю события. А банкет там же, где и форум. Как говорится, куй железо, не отходя от кассы. Кстати, с кассой в этом заведении, предоставившем площадку и дополнительные услуги организаторам форума все нормально, как и во всей бизнес-структуре, частью которой это заведение является. Потому что все больше занимаются делом, а не пустой говорильней с применением красивых фраз на английском языке. Но это так, отступление вольное, хотя и не совсем не по теме. Ведь инвестиционная привлекательность региона всегда связана с развитой инфраструктурой. И надо отдать должное Болграду, да и многим селам района: здесь живут трудолюбивые и предприимчивые люди, большое количество прагматиков, сумевших построить свой бизнес, создать рабочие места, или хотя бы нормально кормить свои семьи. Так повелось здесь испокон веков: всегда мало интересовались политикой, были благодарны той власти, которая не мешала работать и зарабатывать, и старались жить если не лучше, то, как минимум, не хуже соседа. Поэтому люди, приезжающие в Болград впервые, с удивлением отмечают количество и качество магазинов, кафе, ресторанов, гостиничного сервиса.
Что конкретно может сделать районная власть для привлечения инвестиций? Только поговорить? Как на этом инвестиционном форуме? Где не было представлено ни одного бизнес-проекта, не предложено бизнес-площадку, не обозначены способы коммуникаций с представителями высших эшелонов власти – с министерствами экономики, инфраструктуры, экологии и природных ресурсов.
Что в регионе может привлечь инвесторов? Земля – да. Но еще не снят мораторий на ее продажу. А имеющаяся давно распаевана и используется предпринимателями для сельхозпроизводства. Где-то более успешно, где-то менее. Теоретически может появиться крупный собственник в виде холдинга «Агропрайм», но, скорее всего, будут ждать старта продажи земли.
Чем заинтересуется потенциальный инвестор в городе? Находились желающие приобрести помещение бывшей швейной фабрики для создания производства, но оно давно уже в частной собственности. И, несмотря на то, что нынешний собственник когда-то приобрел его за копейки, сегодня заломил такую цену, что потенциальный инвестор постарался забыть о Болграде с его полуразрушенной фабрикой как о кошмарном сне. Та же история с бывшим заводом «Фобос», а также со зданием в самом центре города, где когда-то располагался «Гастроном». Они тоже принадлежат частному лицу, разрушаются на глазах и не используются как бизнес-площадки. Но и цена, которую просит за них собственник, намного превышает сложившуюся на рынке. Это называется «собака на сене», когда и сам горе-предприниматель не использует возможности объектов, и отпугивает потенциальных инвесторов. Рычагов воздействия на неэффективных собственников нет, разве что административные штрафы за ненадлежащее санитарное состояние объектов.
Что еще? Безусловно, заинтересовать инвесторов могло бы озеро Ялпуг. Не однажды появлялись мечтатели, которые уже видели в фантазиях обустроенные пляжи, дома отдыха, летние рестораны. Но после составления бизнес-планов и экономических расчетов понимали, что дешевле будет зарыть активы в песок в буквальном смысле этого слова. Люди с деньгами за тридевять земель по дороге Одесса-Рени на озеро Ялпуг, заросшее камышом, не приедут, а для тех, у кого денег нет, миллионы вкладывать никто не будет.
Было время, когда экологическую проблему озера пытался решить народный депутат от этого округа Антон Киссе. Тогда, возможно, и появилась бы инвестиционная привлекательность Ялпуга, и по сообщениям в СМИ даже наметился прогресс. Но потом случилась революция, власть поменялась, разразился экономический кризис, и новое правительство не собиралось выполнять планы предшественников.
Кстати, одна из причин, почему и внешние, и внутренние инвесторы не торопятся начинать свой бизнес в нашей стране – нестабильная политическая ситуация. Любят у нас революции, а демократия имеет больше формы охлократии – это когда толпа принимает решения от имени государства.
Но продолжим тему о местных реалиях. За последние годы в Болградском районе появился уже упомянутый инвестор – «Агропрайм-холдинг», специализирующийся не только на выращивании сельхозпродукции, но и на свиноводстве. Из-за чего жизнь людей в городе превратилась в сущий ад – из-за вони, связанной с отходами жизнедеятельности свиней. Да еще инвестор из Германии приобрел сырзавод, где наладил производство козьего сыра. Мэрия, которая сегодня вместе с руководителями района вроде как борется за привлечение инвестиций, заломила немцу такую цену за пользование землей, что он всерьез уже подумывал о том, чтобы свернуть производство.
Удивительно, но на широко разрекламированном инвестиционном форуме в Болграде не было ни одного потенциального инвестора, коуча по вопросам ведения бизнеса, представителя международных бизнес-ассоциаций, структуры поддержки предпринимательства при кабмине или хотя бы облгосадминистрации. Участники форума оказались в вакууме, хотя наверняка надеялись на свежие веяния извне, из той среды, где поднимаются серьезные вопросы ведения бизнеса, создания инвестиционного климата, где принимаются решения.
Почему глава района Олег Голован, назначенец из столицы, которого позиционировали в местных СМИ как человека со связями в Киеве, не использовал эти связи для приглашения интересных и знающих спикеров, эскспертов, светлых голов? Почему при таком потенциале – политик новой формации, высокообразованный, человек из команды реформаторов – он не сумел придать глубокого наполнения поверхностной пиар-форме? Вывод может быть неутешительным: или сам не верит в инвестиционную привлекательность региона, или не имеет цели серьезно заниматься этим вопросом.
Впрочем, большие ставки на власть жители района и не делают. Чаще всего надеются на себя.
27 октября 2024 года Болгария провела седьмые за три года внеочередные парламентские выборы, пытаясь преодолеть продолжающийся политический кризис. Результаты последнего голосования демонстрируют отсутствие четких перспектив к формированию стабильного правительства большинства и появление определенной фрагментации политического ландшафта Болгарии на политические силы с малочисленным представлением в законодательном органе страны, проводит анализ эксперт «Лаборатория исследований и информационного анализа» Михаил Панайотов.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.
Министр внешней торговли и развития Финляндии Вилле Тавио объявил о 20 млн. евро в поддержку образовательной реформы в Украине, а также 500 тысяч евро на реформы школьного питания.