В настоящее время в Украине насчитывается более 1.7 млн. вынужденных переселенцев. Из них более 35 000 по официальным данным проживают на территории Одесской области. История вынужденных переселенцев началась почти два года тому назад и в настоящее время их число только увеличивается. Решение всего комплекса проблем связанных с вынужденными переселенцами лежит не только на государственных структурах, но и на международном сообществе, подтверждением тому служит участие более 100 различных организаций в помощи вынужденным переселенцам в Украине.
Численность вынужденных переселенцев и их правовой статус
В связи с вооруженным конфликтом, который до сих пор продолжается на территории Донецкой и Луганской областей, а также аннексией АР Крым Украина столкнулась с такой ранее ей несвойственной проблемой, как беженцы.
До этого понятие «беженец» в основном касалось лиц, которые прибывали в Украину из третьих стран и просили на территории Украины убежища. На территории Украины действует законодательство, которым регламентируется порядок установления статуса беженца и даётся определение этому понятию. Закон Украины «О беженцах» был принят в 1994 году. С того времени и до сегодняшнего момента он претерпел ряд изменений, в него вносились правки в 2003 и 2005 годах. Согласно этому законодательному акту, беженцем может считаться лицо, «не имеющее украинского гражданства и подвергающееся преследованиям на основании его расовой, национальной и социальной принадлежности, а также за отстаивание своих политических или религиозных убеждений».
В связи с тем, что украинские граждане не приезжали извне, а были вынуждены покинуть свои дома в связи с неблагоприятной обстановкой, которая угрожала их жизни имуществу, то корректным является использование термина «временно перемещенные лица».
«Возобновление боев на востоке Украины привело к новым перемещениям людей, гибели гражданского населения, разрушению инфраструктуры, росту гуманитарных потребностей», — отмечается в документе распространенном управлением ООН по координации гуманитарных вопросов.
Правовой статус вынужденных переселенцев регулируется Законом «О правовом статусе лиц, вынужденных покинуть места жительства вследствие временной оккупации Автономной Республики Крым и г. Севастополя и обстоятельств, связанных с проведением антитеррористической операции на территории Украины». Данное решение было поддержано 289 народными депутатами.
Данным законом четко определяется правовой статус вынужденных переселенцев, устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Украины принимая во внимание Конституцию Украины (Основной Закон), международные договора, а также принципы и нормы международного права. Кроме того, документ запрещает дискриминацию вынужденных переселенцев по мотивам их переселения при осуществлении их прав и свобод.
Согласно закону, лица, которые вынуждены были покинуть свои дома в зоне проведения АТО или в Крыму имеют право на получение места временного проживания жилищного фонда на период до 6 месяцев. При предоставлении места временного проживания учитываются их пожелания, возможности для трудовой занятости в регионе временного переселения, наличие личных связей в лица и его семьи и пригодность жилья для конкретной семьи. Также переселенцы, которые уволились с работы, при отсутствии документов, подтверждающих факт увольнения (прекращения занятости), периоды трудовой деятельности и страхового стажа, регистрируются как безработные и получают обеспечение, и социальные услуги на случай безработицы. За внутренне перемещенными лицами сохраняется право собственности на жилье, имущество и земельные участки, оставленные ими в регионе предыдущего проживания. Важный момент: в законе отмечается, что бездомные лица, которые находятся на оккупированной территории, имеют право на социальную защиту в соответствии с законодательством Украины.
Общество не всегда осведомлено о проблемах вынужденных переселенцев
Для того, чтобы успешно решать проблемы вынужденных переселенцев, необходимо знать об этих проблемах, потребностях, с тем, чтобы прогнозировать их решение, разрабатывать программы помощи и адаптации в кратко- и среднесрочной перспективе. Для этого необходимы обобщающие знания и данные социологических исследований.
Социологическое исследование, которое было проведено в июле 2015 года по всей территории Украины, позволяет по-новому взглянуть на проблемы, которые связаны с вынужденными переселенцами. Опрос проводился по всей Украине (кроме оккупированных территорий Крыма и Донбасса) с 16 по 30 июля 2015 г. Метод опроса – личное интервью у респондента на дому.
Всего было опрошено 1 200 жителей Украины в возрасте 18 лет и старше, которые имеют право голосовать. Выборка является репрезентативной по полу, возрасту, образованию, региону и размеру населенного пункта. Допустимая погрешность не превышает 2,8%. Коэффициент достижимости респондентов – 62,8%.
Одной из важнейших составляющих процесса решения проблем перемещенных лиц является осведомленность местных громад, жителей всех регионов Украины о такой проблеме. Это позволяет разрушить стену непонимания и перевести ситуацию из плоскости новостной и медийной в сферу понимания того, что в помощи нуждаются такие же граждане Украины.
По результатам социологического исследования только 40% респондентов ответили положительно на вопрос, известны ли им кто-либо из переселенцев из Крыма или Донбасса в составе громады. 53% ответили негативно, а 7% затруднились с ответом.
Что касается географии вопроса, то меньше всего встречаются с переселенцами в Центре (31%) и на Западе (34%) Украины. А чем ближе к месту проведения АТО, тем чаще в громаде есть переселенцы (Юг – 41%, Восток – 56%).
При этом подавляющее большинство опрошенных считают, что вынужденные переселенцы открыты (34%) и скорее открыты (49%) и только 10% считают иначе.
Одним из важных условий решения проблемы вынужденных переселенцев является реализация государственной программы, направленной на социализацию тех, кто потерял жилью, оказался в новых условиях без средств к существованию. Подавляющее большинство опрошенных (92%) уверено, что власть должна предпринимать какие-либо меры по оказанию поддержки временно перемещенным лицам. Против государственной поддержки выступают только 4% респондентов, а ещё 4% не готовы ответить на этот вопрос.
50% опрошенных знают о каких-либо действиях властей, которые направлены на поддержку переселенцев, но 42% респондентов о таких шагах ничего не знают. Около половины опрошенных считают, что власть решает жилищные проблемы переселенцев (47%), обеспечивает трудоустройством или помогает в поиске работы (16%), обеспечивает продуктами питания (14%), психологической (9%) и медицинской помощью (5%). Эти же позиции с аналогичной поддержкой вынесены в предложения, чем должна помогать власть переселенцам.
На фоне ситуации с вынужденными переселенцами стоит обратить внимание на отношение жителей Украины к деятельности власти по возвращению восточных оккупированных территорий. Стоит отметить, что в середине прошлого года переселенцы ещё надеялись вернуться в родные дома, официальные заявления делались в духе того, что школьники встретят 1 сентября в родных школах, однако ситуация оказалась гораздо более тяжелой и вынужденные переселенцы остались на подконтрольной Украине территории, их число продолжало увеличиваться. В настоящий момент на территории Украины размещено около 1.5 млн. жителей Донецкой и Луганской областей и переселенцев из АР Крым.
Стоит подчеркнуть негативную динамику отношения украинцев к государственной политике в этой сфере. Если в марте 2014 года 19% считали, что власти делают все возможное, а 27% часть возможного для возращения восточных территорий и Крыма, то в июле 2015 года только 7% ответили, что считают действия власти полностью достаточными, а 12% считают, что власти делают только часть необходимого. Почти вдвое возросло число тех, кто уверен, что власти абсолютно бездействуют: с 19% в марте 2014 года до 33% в июле 2015 года.
Интересная и динамика уменьшения доверия к власти. Опрос фиксирует, что на Востоке наибольшее количество людей, которые считают, что власти делают все необходимое для возвращения Донбасса и Крыма, а вот в Центре, на Западе и Юге уровень доверия к власти в этом вопросе держится на уровне 3-4%.
Региональные и общеукраинские программы помощи вынужденным переселенцам
Среди основных проблем, с которыми сталкиваются вынужденные переселенцы в Одесском регионе можно перечислить следующие: отсутствие жилья, доступного, социального и адаптированного для категорий людей особых потребностей, проблемы с поиском работы, проблемы с адаптацией в местной среде, психологические проблемы.
Данный комплекс проблем не может быть решен изолированно, без участия всех заинтересованных участников. Одесский регион демонстрирует позитивную динамику в отношении решения проблем переселенцев. В настоящее время действует или уже закончили свою работу сразу несколько инициатив, направленных на переквалификацию вынужденных переселенцев, помощь в поиске работы, а также организацию собственного дела при помощи мини-грантов от фонда «Відродження» на сумму в 1 млн. грн.
Даже государственные органы постепенно приходят к пониманию, что одной социальной помощью вынужденным переселенцам не ограничиться. По результатам 2015 года более 100 переселенцев получили государственную помощь на открытие своего бизнеса в Одессе и области. Отметим, что постановлением Кабинета Министров Украины от 08.07.2015 г. № 505 утверждены Основные направления решения проблем занятости внутренне перемещенных лиц на 2015-2016 годы, которыми предусмотрено создание новых рабочих мест, в том числе и за счет предпринимательской инициативы лиц, находящихся в поиске работы.
При этом стоит отметить, что в Одесской области не очень распространена психологическая помощь переселенцам. По крайней мере, на интерактивной карте можно увидеть всего лишь одно учреждение, которое занимается психологической помощью переселенцам в регионе. Между тем в результате конфликта на востоке пострадало более 580 000 детей, около 200 тысяч из которых нуждаются в психологической помощи.
«Два года насилие, обстрелов и страха оставили неизгладимый след в жизни тысяч детей на востоке Украины», — отметила Джованна Барберис, председатель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине. «В то время, когда продолжается конфликт, мы должны немедленно ответить на физические и психологические потребности детей».
Таким образом, для Одесского региона актуальными будут не только программы связанные с помощью по трудоустройству вынужденных переселенцев, но и различные инициативы, направленные на психологическую помощь людям, которые вынуждены были покинуть родные дома. Более того сложной остается ситуация с переселенцами-инвалидами, в особенности в местах компактного их проживания.
Республика Молдова выбирает президента страны. Различные социологические исследования показывают высокие шансы действующего главы государства Майи Санду сохранить за собой президентское кресло, однако без второго тура голосование на этот раз не обойдется. Одновременно с президентскими выборами, население Молдовы будет определяться с геополитическим вектором на референдуме о присоединении к Европейскому Союзу. На первый взгляд, Молдова пройдет через очередной этап, который еще больше закрепит европейский выбор молдавского народа, однако Кремль не отказывается от попыток вернуть страну в свою зону геополитического влияния. Эксперты Лаборатории исследований и информационного анализа разбирали возможные варианты развития событий.
Холодная погода, установившаяся на большей части территории Украины, спровоцировала существенное сокращение объемов предложения тепличных огурцов на рынке и, следовательно, стремительный рост цен в этом сегменте.
В Румынии вынесли на общественное обсуждение законопроект, устанавливающий конкретные условия контроля за использованием своего воздушного пространства как для пилотируемых, так и для беспилотных самолетов. Подробнее