Уже не первый год в Украине идут дебаты относительно реформы сферы среднего (школьного) и высшего образования. Неоднократно подвергалась критики или апологетике система 12-летнего обучения в школах. Несмотря на большое количество нововведений в 2015 году, реформа школьного образования была отложена на будущие годы.
Подводя итоги прошедшего, 2015 года, премьер-министр Украины Арсений Яценюк подчеркнул, что в 2016 году в приоритете – реформирование школьного образования.
«Сейчас вместе с профильным Министерством и профильным вице-премьер-министром мы ставим ключевую задачу на 2016 год — это реформирование среднего и дошкольного образования», — отметил глава правительства Украины.
По его мнению, среднее и дошкольное образование как база «остались вне реального процесса реформ», поэтому именно этой сфере будет уделено больше внимания в 2016 году.
Стоит отметить, что Министерство образования и науки готовит серьезные изменения в системе образования, в частности предусматривается возвращение к 12-летней системе обучения в школе, а также отмена государственного заказа в высших учебных заведениях страны.
Подчеркнем, что вопрос с ликвидацией/сокращением бюджетных мест в вузах находится в стадии обсуждения, но 12-летнее обучение для школьников точно будет введена уже в следующем году. В министерстве считают, что переход на 12-летнюю систему обучения поможет уменьшить учебную нагрузку на школьников, а также приблизит систему образования к европейским стандартам.
Реформа в школах: чего ждать школьникам и их родителям?
О переходе на 12-летнее образование в школе было ясно ещё в 2014 году. Однако, конкретные сроки оказались расплывчатыми. Теперь ясно, что Украина вернется к этой системе обучения уже в текущем году. Изначально в Министерстве образования и науки предполагали, что 12-летнее обучение в школах будет возобновлено в 2017 году (ранее оно уже вводилось в 2002 году), а первые выпускники по новой программе появятся в 2029 году. Но, по словам министра образования Сергея Квита, теперь сроки сдвигаются, и в сентябре 2016 года учащиеся пойдут в 12-летнюю школу.
По мнению чиновников министерства именно 12 лет обучения поможет ученикам школ основательно подготовиться и сделать правильный выбор относительно будущей профессии и дальнейшего обучения.
В европейских странах школьное обучение длится по 12, а то и 14 лет. Поэтому реалии Украины с нынешним сроком обучения в школе не могут быть адекватными времени. 12-летняя школа, разделенная на несколько ступеней и уровней сложности – это та реальность, которая будет ждать украинских школьников уже с этого года, — подчеркнул на встрече с представителями сферы образования в Одессе заместитель министра науки и образования Павел Хобзей.
В планах реформировать последнюю ступень школьного образования (после 9 класса) дав учащимся выбор трех путей окончания средней школы: академический профильный лицей, профессиональный лицей или колледж.
Сергей Квит в свою очередь убежден, что нынешняя школьная программа вызывает много нареканий из-за чрезмерных нагрузок. Он уверен, что это связано с отменой 12-летней системы обучения в школах в 2010 году.
Что касается учителей, то они по-разному оценивают реформу и в целом стоят на выжидательных позициях. Несмотря на нововведения, учитель остается одной из наименее оплачиваемых профессий в Украине, при сохранении огромного поля обязанностей, ответственности и необходимости ведения большого количества документов.
Преподаватели вузов Украины подчеркивают, что сейчас подготовка абитуриентов стала намного слабее, но вряд ли это напрямую зависит от количества лет обучения в средней школе.
«На мой взгляд, нет никакой существенной разницы между 11-летней и 12-летней школой, по крайней мере, на уровне интеллектуального развития абитуриентов, — говорит преподаватель факультета журналистики Запорожского национального технического университета Ирина Тонких. – К сожалению, даже после сдачи тестов внешнего независимого оценивания выпускники потом показывают низкий уровень знаний по истории Украины и по украинской литературе. Поэтому, в первую очередь, нужно системно менять программу школьного образования. Иначе и 15-летняя школа не поможет».
Несмотря на определенные трудности, которые стоят на пути к реализации задуманной 12-летней системы образования, в Одесской области отмечен значительный потенциал в сфере внедрения инновационных методик преподавания. По мнению Станислава Дрогаева, внештатного советника главы ОГА по вопросам образования и науки, переход на 12-летнее обучение и реформа система школьного образования, будет способствовать большей автономии директоров школ.
«Они будут более вольны в выборе методики обучения. Первые два года обучения в школе будут приближены к дошкольному обучению. Будут применяться интегрированные программы. Безоценочная система позволит снизить стресс, который дети получают из-за оценок. Старшая школа будет делиться на три направления. Школы будут подчиняться территориальным громадам, изменится принцип финансирования – денежные средства будут выделяться не на школы, а на количество детей, учитывая коэффициенты. Будут учитываться особые потребности школьников», — говорит Станислав Дрогаев.
Помимо этого Одесская область – это первый регион в Украине, который имеет родительский совет при Областной государственной администрации. Он работает с фондами, которые существуют при школах, и осуществляет противодействие коррупции. Уже в январе этого года в Одессе пройдет региональная неформальная конференция «EdCamp», которая также может показать новые границы реформирования школьного образования применительно к региону.
Что будет, если уберут государственный заказ?
Государственный заказ в вузах Украины пока что остается, но будет сокращаться. Бюджет закладывает подготовку бакалавров и младших бакалавров от нескольких ведомств: министерство образования и науки, министерство здравоохранения, министерство культуры, налоговая служба, Минобороны, Национальная гвардия, СБУ и др.
Система вступления на бюджет, которая предусмотрена Законом «О высшем образовании» в 2016 году, требует, чтобы государственные средства, предусмотренные на подготовку бакалавров и младших бакалавров (кроме силовых ведомств) закладывались в единственной строке государственного бюджета, ведь предусматривается общий конкурс, а не для каждого ведомства отдельно.
Согласно принятому в прошлом году закону о высшем образовании, уже с 1 сентября 2015 года университеты получили больше автономии и могут сами формировать образовательные программы.
«Университет может создать такие образовательные программы, которые не имеет другой университет, они не стандартные, а зависят от возможностей, от качества самого университета. Это очень важно», — заявил министр науки и образования Сергей Квит.
По словам министра, это очень важно, поскольку повысится конкуренция между вузами. Как известно, в планах у Министерства образования и науки – существенное сокращение количества вузов в Украине – с 802 до 317. При этом планируют отменить государственный заказ на бюджетные места в вузах. По крайней мере именно так интерпретировали слова министра.
«Финансирование вузов через госзаказ – это организационный нонсенс. Никто в мире не может этого понять. Наша позиция такова — прекратить финансировать высшее образование через госзаказ. Надо переходить на контракты между государством и университетом», — заявил Сергей Квит.
Однако, радикальное сокращение или отмена бюджетных мест пока что не обсуждается.
Верховная Рада обязала правительство до марта 2016 года реформировать систему государственного заказа, определив показатели государственного заказа в соответствии с потребностями экономики и общества. Вероятно, такая аморфная норма стала результатом соревнования между Минобразования и Министерством финансов. Экономический блок правительства пытается приблизить объемы государственного заказа к потребностям государства, что означало бы сокращение государственных расходов на высшее образование при подготовке медиков, педагогов и силовиков. В то же время известно, что Министерство образования уже некоторое время разрабатывает проект реформы государственного финансирования высшего образования, который не предусматривает таких шагов.
Таким образом, Минобразования достигло выгодной для себя нормы, которая предусматривает достаточно широкую трактовку и обязанность правительства разработать пакет изменений в законодательство.
Платить надо будет за все больший спектр образовательных услуг
Принятый Верховной Радой законопроект № 3628 предусматривает, что правительство до апреля 2016 года расширит перечень платных услуг, которые могут предоставлять заведения образования, и их стоимость.
Существует опасность, по мнению ряда экспертов, что правительство повторит опыт 2009-2010 гг., пытаясь предоставить вузу право делать платным фактически любую услугу: от оплаты пропусков пользования библиотеками, до работы в спортзале или Интернетом в учебном здании.
Практика оплаты занятий, которые были пропущены студентами, существует по нынешний день в медицинских вузах и некоторых других университетах, чем последние нарушают законодательство Украины. В то же время, существует целый ряд платных услуг, которых недостает университетам. Например, возможность платного повторного изучения всей дисциплины после академической задолженности или же право привлекать средства, полученные от благотворителей или от арендаторов помещений, для наращения депозитов.
Кроме этого изменения в Бюджетный кодекс (законопроект №3629) дали право государственным и коммунальным вузам или научным учреждениям засчитывать к собственным поступлениям проценты, начисленные на остаток на текущих счетах, открытых в государственных банках для размещения средств полученных как благотворительные взносы, гранты или как плата за услуги.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.