28 октября произошло важное событие в истории Бессарабии и народов, которые ее населяли. Англия, Франция, Япония и Италия подписали Парижский (Бессарабский) протокол, который закреплял присоединение Бессарабии к Румынии. Этому решению предшествовала долгая история дипломатических переговоров, череда политических событий, вызванных войнами и революциями, охватившими не только территорию бывшей Российской империи, но и соседние государства.
Предысторию данного вопроса следует начать с конца XIX века, когда Румыния была вовлечена в альянс Австро-Венгрии и Германии. Целью румынского правительства было возвращение потерянной в 1812 году Бессарабии, а также расширение территории своей страны дальше на востоке. Однако вскоре Румыния переориентировалась на страны Антанты (военно-политического блока в составе Российской империи, Франции и Великобритании), однако желание вернуть Бессарабию у нее осталось.
Благодаря революции и падению Российской империи Румынии удалось присоединить и в 1918 году официально закрепить с помощью Сфатул Цэрий (краевой национальный парламент) факт пребывания Бессарабии в составе Румынии. Тем не менее, установившие свою власть в России большевики были категорически против этого. Решить вопрос военным путем им мешала борьба с другими противниками – белыми, Украинской народной республикой, поляками и другими.
В этот период правительство Румынии возглавлял Александру Авереску, который занимал явную антисоветскую, прозападную позицию. Одним из ярких эпизодов взаимоотношений между большевиками и Авереску стал его отказ в выдаче Нестора Махно, который бежал после окончательного разгрома своей армии в 1921 году.
На подписание прокола, в первую очередь, повлияли международные события. С одной стороны, румынская сторона активно отстаивала право на Бессарабию и добивалась официального признания ее вхождения в состав Румынии. С другой, заигрывания Румынии со странами Четвертного союза и сепаратный мир между ними настораживали Антанту. Именно поэтому подписание Парижского (Бессарабского) протокола произошло не в начале самой Парижской конференции в 1919 году, а позднее – 28 октября 1920 года (проект договора был создан немного раньше – в апреле 1920 года), когда стало ясно, что поляки не смогут победить большевиков, а соответственно нужно привлечь на свою сторону Румынию для создания противовеса большевикам. Повлияли на принятие этого решения попытки советского правительства урегулировать конфликт с Румынией.
Подписанный документ по замыслу руководителей Антанты должен был придать решению Сфатул Цэрий от 27 марта 1918 года о присоединении Бессарабии к Румынии международно-правовую силу. Договор подписали представители правительств Англии (Дерби), Франции (Лейг и Камбон), Италии (Бонин-Логаре), Японии (Ишии) и Румынии. От Румынского королевства протокол заверили Таке Ионеску, а также чрезвычайный и полномочный посланник в Париже князь Д. Гика. США этот документ не подписывали. Чтобы придать протоколу международный характер, его подписали представители доминионов Соединенного Королевства Великобритании: Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южно-Африканского союза, а также Индии, которые вряд ли имели хоть какое-нибудь представление о сути бессарабского вопроса.
Тем не менее, возникает вопрос о правомерности присоединения Бессарабии к Румынии и юридической силе протокола. Учитывая, что он не был ратифицирован сразу всеми участниками, нельзя утверждать, что он вступил в законную силу в 1920 году. Япония не ратифицировала договор до 1931 года (то есть одиннадцать лет), Италия – до 1927 года (семь лет). Великобритании и Франции для ратификации прокола потребовалось соответственно три и четыре года. То есть длительное время присоединение Бессарабии к Румынии не было признано государствами, подписавшими договор, так как участники договора не ратифицировали его. В самом проколе указывается, что он вступает в законную силу лишь после сдачи ратификаций на хранение.
Бессарабский протокол состоит из девяти статей. Указывалось, что «договаривающиеся стороны признают суверенитет Румынии над территорией Бессарабии», что, как указывалось в вводной части прокола, оправдывалось с точки зрения географической, экономической, этнографической и исторической. Кроме того, провозглашалось, что население Бессарабии подтвердило свое желание присоединиться к Румынскому государству.
В первой статье признавался суверенитет Румынии над Бессарабией. Соответственно все жители данной территории получали румынское гражданство (статья 4). Однако официально признавалось право русских подданных, проживающих в Бессарабии, в течение двух лет после вступления договора в законную силу отказаться от румынского подданства. То же право предоставлялось уроженцам Бессарабии, которые проживали вне ее пределов.
Согласно 7 статье устье Дуная должно было перейти под юрисдикцию европейской Дунайской комиссии. Последняя статья договора предоставляла право выносить России (однако делалась следующая поправка: «как только будет существовать признанное ими русское правительство») на обсуждение в Лигу Нации все вопросы, связанные с Бессарабией.
Кроме того, Румыния обязывалась выполнять все пункты Сен-Жерменского договора, которые предусматривали твердые гарантии предоставления национальным меньшинствам политических прав и демократических свобод.
Реакция советского правительства не заставила себя ждать. Уже 1 ноября румынское правительство получило ноту от комиссара по иностранным делам РСФСР Чичерина по поводу того, что советское правительство не признает Бессарабский прокол, а сам факт присоединения Бессарабии к Румынии назывался аннексией: «Осведомившись о том, что подписан договор между великими союзными державами, с одной стороны, и Румынией – с другой, о присоединении к последней Бессарабии, Советские Республики России и Украины объявляют, что они не могут признать имеющим какую-либо силу соглашение, касающееся Бессарабии, составленное без их участия, и что они никоим образом не считают себя связанными договором, заключенным по этому предмету другими правительствами».
Советский Союз неоднократно пытался поднимать бессарабский вопрос на международной арене, однако успеха в этом направлении не добился. Кроме того, провалилась и попытка инициирования плебисцита в самой Бессарабии, который позволил бы населению высказать свою точку зрения по поводу пребывания этой территории в составе Румынии.
Таким образом, Бессарабский прокол еще больше усугубил ту ситуацию, которая сложилась вокруг Бессарабии и стал одним из наиболее болезненных вопросов в отношениях между СССР и Румынией на протяжение нескольких десятилетий. Итогом Парижского (Бессарабского) протокола стало признание и одобрение западных стран двадцатилетнего пребывания Бессарабии в составе Румынии.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.