Внеочередная сессия Ренийского райсовета приняла районный бюджет на 2017 год.
С проектом бюджета депутатов ознакомила начальник финансового управления райгосадминистрации Прасковья Бондаренко. Она отдельно перечислила новшества, которые появятся в бюджетной политике государства в следующем году. Главный неприятный сюрприз, ожидающий органы местного самоуправления, касается системы образования: отныне из госбюджета будет финансироваться только зарплата педагогических работников. Все остальные расходы на учреждения образования, и прежде всего на энергоносители и коммунальные услуги, должны осуществляться из местных бюджетов.
В системе здравоохранения – похожая ситуация, с той лишь разницей, что государственная казна будет покрывать не только зарплату медиков, но и ряд других расходов, включая медикаменты. Однако и в медицине финансирование энергоносителей и коммунальных услуг становится компетенцией органов местного самоуправления. А поскольку учебные и лечебные заведения – наиболее затратные сферы практически в каждом городе и районе, то на местные бюджеты ляжет очень значительная дополнительная финансовая нагрузка.
П. Бондаренко отметила, что на этот переходный период Ренийскому району будет предоставлена дополнительная дотация в размере 15 млн грн. Но что будет потом, начфинуправ предсказать не взялась.
Прасковья Михайловна сообщила, что доходы райбюджета в 2017 году с учётом межбюджетных трансфертов в целом составят 212 млн 639,6 тыс. грн, в том числе по специальному фонду – 779 тыс. грн. Общий фонд бюджета без учёта трансфертов запланирован в объёме 32,5 млн грн, что на 19%, или 5,2 млн грн больше ожидаемых поступлений в 2016 году.
Из всех статей расходов райбюджета первое место по объёму средств занимает социальная защита населения – более 81 млн грн. Образование получит около 70 млн грн, здравоохранение – почти 31,8 млн грн, культура – 9,3 млн грн. Традиционно пасут задних физкультура и спорт – на эту сферу выделено лишь 777 тысяч гривен. И уж совсем постыдно выглядят затраты на проведение спортивных мероприятий – 7 тыс. грн.
Впрочем, если мы начнём вникать в детали тех или иных статей расходов, то обнаружим, что даже самые обеспеченные сферы таковыми, по сути, не являются. Например, на медикаменты для лечебных учреждений выделены просто смешные деньги: центральная районная больница получит на эти цели 250 тыс. грн (для сравнения: энергоносители и коммунальные услуги в ЦРБ «съедят» 3 миллиона), а районный центр первичной медико-санитарной помощи – 146 тыс. грн. На питание больных в ЦРБ предусмотрено 150 тыс. грн. Ещё хуже обстоят дела с финансированием льготных медикаментов – средств на это катастрофически не хватает. Главный врач ЦРБ Степан Иванов прокомментировал данный факт коротко и ёмко: «Будет большая проблема».
Большую проблему уже сейчас испытывают сельские бюджеты. В частности, сельский голова Долинского Виктор Готка заявил, что половина местной казны уходит на содержание детского сада. «У нас совершенно не остаётся денег на развитие села. Когда же мы будем развиваться?», – сказал В. Готка.
Коллегу поддержал сельский голова Орловки Михаил Куванжи: «Все говорят красивые слова об усилении местного самоуправления, но на самом деле нас кидают под танк».
Итак, если даже бегло проанализировать новинки бюджетного процесса-2017, то трудно не согласиться с М. Куванжи. С одной стороны, на пути бюджетной децентрацизации сделаны значительные шаги. В финансовом смысле местные органы власти стали более самодостаточными – доходы бюджетов территориальных громад действительно увеличились. Однако вместе с тем государство настойчиво старается спихнуть на регионы новые расходы, которые зачастую поглощают львиную долю дополнительных денежных ресурсов районов, городов и сёл. Таким образом, центральная власть продолжает своё излюбленное занятие – одной рукой даёт, а другой тут же отнимает.
КСТАТИ
Как считает бывший министр здравоохранения Украины Олег Мусий, нынешнее руководство Минздрава совершенно не отстаивает интересы медицины.
«Исполняющая обязанности министра Ульяна Супрун убеждена, что благодаря субвенции местным бюджетам регионы смогут закупить больше лекарств и увеличить фонд оплаты труда. Каким образом, если субвенция составляет около 2,5 млрд грн, а на коммунальные и другие обязательные платежи надо дополнительно найти свыше 4 млрд грн? – отмечает О. Мусий. – Впервые за последние годы правительство выделило на здравоохранение всего 2,7% ВВП. Согласно рекомендациям ВОЗ и ЕС, финансирование медицины должно составлять не менее 5% ВПП. Особенно это важно для стран, где проводятся реформы. Если показатель будет меньше 3% ВВП, это приведёт к разрушению системы здравоохранения. Чтобы отрасль нормально действовала и имела перспективы для обновления и развития, финансирование должно быть в пределах 140-150 млрд грн».
Между тем в 2017 году общий объём расходов для Министерства здравоохранения составит 62 млрд грн.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.