Есть такой старый советский анекдот. Приходит чукча в библиотеку и говорит: «Дайте мне книгу «Чукча-инженер». А ему отвечают: «Фантастика – на втором этаже»…
Так совпало, что именно на втором этаже ренийского «белого дома», где находится райгосадминистрация, недавно состоялось поистине фантастическое (пока будем считать, что в хорошем смысле) событие – презентация «Программы действий по разработке и реализации стратегии устойчивого развития Ренийского района». Звучит не просто амбициозно. Звучит революционно. В сущности, новый глава Ренийской РГА Сергей Белюк и не скрывает, что намерен осуществить в районе настоящую социально-экономическую революцию.
Необходимо отметить, что ничего подобного в современной истории Рени еще не было. Хотя нет! За годы независимости Украины можно вспомнить не менее яркий прецедент – грандиозный замысел городского головы Сергея Колевича по созданию в Рени специальной экономической зоны (СЭЗ) и социополиса. Тут мэр опередил нынешнего руководителя района на целых 15 лет! Правда, за эти годы большинство проектов градоначальника с треском провалилось, но глобальный масштаб идей, как оказалось, «живее всех живых». И если верно, что история развивается по спирали, то нет ничего удивительного в том, что сегодня инициативу «ренийского экономического чуда» перехватил другой Сергей – С. Белюк.
Опять же, вполне закономерно, что при этом у него сразу возник конфликт с мэром, который продолжает считать себя самым прогрессивным человеком в Рени. Что примечательно? Открывая форум, посвящённый презентации программы, председатель райгосадминистрации поинтересовался: «Из мэрии кто-то есть?» Молчание аудитории стало более чем красноречивым ответом, на что последовала не менее «достойная» реплика С. Белюка: «Спасибо, что вы не пришли. Не будете нам мешать». После такого «обмена любезностями» о конструктивном сотрудничестве между РГА и горсоветом, очевидно, можно забыть. Впрочем, сейчас – не об этом. Нас ждут великие дела.
О программе рассказали эксперты мирового уровня (во всяком случае, их представили в таком духе) – Михаил Фрейдлин и Игорь Веприк. Никто толком так и не понял, где и кем они сейчас работают. Ясно одно: это настолько крутые дядьки, что даже их визитные карточки содержат информацию только на английском языке. На визитке И. Веприка указана некая организация с берлинским адресом, а на визитке М. Фрейдлина значится Национальная ассоциация научных, технологических парков и других инновационных организаций Украины ООО «Агентство инноваций». Сам М. Фрейдлин поведал о себе довольно мало: работал в Одесской мэрии при Гурвице, осуществлял проекты в России. И. Веприк был ещё более лаконичным: из его слов можно было понять, что он не только теоретик, но и практик (в своё время занимался бизнесом).
По словам М. Фрейдлина, у Ренийского района – огромный экономический потенциал, и стратегия устойчивого развития в целом направлена на то, чтобы «вытянуть местную экономику на позитивный результат и сделать её самодостаточной». Эксперт пояснил значение термина «устойчивое развитие»: если говорить коротко, то это экономический подъём, который сопровождается повышением социального и экологического благополучия населения. М. Фрейдлин признался, что работа над программой продолжается уже несколько месяцев и началась ещё до назначения С. Белюка на должность главы Ренийской РГА. Тем не менее, стратегия представляет собой пилотный проект, который, по выражению специалиста, «предстоит ещё разработать и очень быстро реализовать».
Лейтмотивом долгой «лекции» экспертов был посыл о том, что для достижения ощутимого результата необходимо в корне менять систему – систему управления районом, в том числе финансами, кадрами, ресурсами и т.д. «Мы хотим создать систему управления, которая как магнит притягивала бы сюда деловых людей и стимулировала их активность, привлекала бы иностранные и отечественные инвестиции, – сказал М. Фрейдлин. – Для этого в первую очередь надо создать здесь позитивную психо-социальную атмосферу, переориентировать внутреннюю направленность людей с депрессивных настроений на стремление к успеху, веру в успех. Подразумевается не только переформатирование действующих органов управления, но и широкое государственно-частное партнёрство. Основная проблема – не в отсутствии денег. Дело – не в деньгах, дело – в мозгах. Деньги идут туда, где есть мозги».
По убеждению авторов программы, ключевые решения и «точки роста» экономики района надо искать в таких отраслях, как транспортно-логистический комплекс, сельское хозяйство, рыбная промышленность, «зелёный» туризм, этнокультурные традиции местного многонационального населения. В частности, планируется создание технопарка, транспарка, бизнес-инкубаторов и других «трамплинов» высокотехнологичных производств. Кроме того, необходим банк развития района, который, как считают специалисты, мог бы действовать благодаря рефинансированию Нацбанка Украины. В условиях дефицита бюджетных средств можно использовать также «денежный суррогат», что позволит привлечь в местную экономику внебюджетные деньги.
Согласно стратегии, интеллектуальным и организационным центром реализации предложенных идей должна стать «Корпорация развития района», которая будет работать на принципах тесного взаимодействия государственных и частных институций. Главная задача этого органа – разрабатывать и внедрять конкретные проекты в конкретных отраслях экономики. Управлять корпорацией будет Совет директоров (проектный директорат).
Для того, чтобы привлечь в Рени международный капитал и обеспечить ему твёрдые гарантии, эксперты намерены выйти за рамки внутренних преобразований и сделать район зоной с европейским экономическим правовым режимом. Предполагается совместно с зарубежными партнёрами имплементировать сюда европейское законодательство. Как пояснила юрист Ольга Иванченко, входящая в экспертную группу по разработке стратегии, ничего нереального в этом нет. По её словам, в настоящее время между Украиной и другими государствами подписан целый ряд соглашений и других правовых документов, которые уже имплементированы украинским национальным законодательством. Таким образом, в нашей стране возможно применение европейского экономического права, – например, при заключении договоров с иностранными инвесторами. Подобное юридическое сопровождение может стать для зарубежного бизнеса дополнительной «подушкой безопасности» в условиях политической нестабильности и несовершенства законов в Украине.
Все перечисленные факторы, по замыслу авторов программы, позволят превратить Ренийский район в успешный экономический полигон. Как ожидается, свои плоды он принесёт в течение четырёх лет. В результате район должен превратиться из дотационной территории в налогового донора. Более того, в случае удачи эксперты рассчитывают на то, что данная концепция станет моделью развития для других регионов Украины.
Дальнейшее общение заезжих специалистов с местной аудиторией проходило в формате «вопрос – ответ». Естественно, озвученные наполеоновские планы вызвали вполне ожидаемую скептическую реакцию со стороны слушателей. В частности, на вопрос о том, работает ли уже подобная система где-нибудь в Украине, М. Фрейдлин ответил: нет, не работает. Однако она в той или иной степени реализована в некоторых регионах России – к примеру, в Воронежской области.
Включившись в дискуссию, И. Веприк признал: да, в Украине существует масса «национальных особенностей», которые способны в зародыше погубить любые прогрессивные инициативы. По его меткому выражению, «у нас одна проблема для всех – бардак и нет денег». Именно поэтому надо начинать с радикальной перестройки системы управления. И. Веприк выразил убеждение в том, что западные банки будут вкладывать деньги в Украине, если мы сможем минимизировать их риски и предложить выгодные условия сотрудничества. Одно из таких условий – капиталовложения на принципах проектного финансирования. «Привычная нам система внутреннего кредитования под 20-25 процентов – это взаимный обман, – заявил И. Веприк. – Давая деньги под такие проценты, банк дурит вас изначально, а вы, соглашаясь с этими правилами игры, дурите себя сами, потому что роете себе долговую яму. Такая система абсолютно нежизнеспособна и бесперспективна. То, что предлагаем мы, – это совершенно другая философия бизнеса».
Принцип проектного финансирования эксперт сформулировал просто: если проект действительно обещает быть прибыльным, и прогноз этой прибыли подтверждается серьёзными расчётами, то банк становится не просто источником кредитования, а полноценным участником такого проекта, кровно заинтересованным в его успехе. Что касается Ренийского района и, в частности, инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, то авторы стратегии планируют привлечь сюда средства голландского «Рабобанка» – одного из крупнейших в мире банков, действующих в агропромышленной отрасли (правда, если верить открытым источникам, этот банк в своё время уже начинал работать в нашей стране, но неудачно: первый заход на украинский рынок принёс ему убытки в размере 10 млн долларов – Прим. авт.).
И всё же оптимизм экспертов убедил далеко не всех. Наиболее дельные замечания по поводу амбициозной программы высказал руководитель аграрного предприятия «Придунайский» Виктор Димчев: системные мечты заезжих специалистов он «остудил» столь же системными сомнениями и предложениями. «Прежде чем рассуждать о высоких материях, давайте сделаем самые простые, элементарные вещи, – сказал Виктор Иванович. – Я подразумеваю прежде всего безопасность населения, в том числе защиту людей от криминала в сёлах, простоту в оформлении разрешительных документов, прозрачность действий органов власти… Все вроде бы понимают необходимость таких вещей, но никто ничего не делает». В итоге В. Димчев резюмировал своё отношение к проекту коротко и ясно: «Я вам не верю!»
Впрочем, авторов стратегии не смутил скепсис аудитории: М. Фрейдлин даже предложил включить В. Димчева в команду экспертов в качестве прекрасного критика и аналитика. Со своей стороны С. Белюк заявил: «С моего кабинета начинается новый путь развития района. Я обещаю, что больше не будет «договорняка», откатов и теневых схем».
* * *
Что тут сказать? Конечно же, грандиозные планы нового главы РГА и его советников вызвали противоречивые ощущения и неоднозначные оценки. Всё это уже было. Всё это мы уже проходили… Как уже было сказано, тот же С. Колевич потратил многие годы, чтобы сделать из Рени «европейский город на Дунае». До чего ж красиво начиналась мечта мэра! Достаточно открыть программу создания социополиса от 2001 года (теперь уже забытую и покрытую пылью) и прочитать перечень инвестиционных проектов: «Строительство скоростной автомагистрали – 880 млн долларов; строительство международного грузового аэропорта – 250 млн долларов; строительство газотурбинной электростанции мощностью 200 МВт – 200 млн долларов; добыча нефти и газа». Где это всё? Рассеялось дымом костра на дунайском берегу…
Увы, экономику и законы общественного развития обмануть нельзя. Мировая практика не раз показала, что невозможно построить коммунизм в отдельно взятой стране, не говоря уже о маленьком городе или районе. Невозможно создать островок благополучия в море неблагополучия. Это как в географии: остров, даже если он похож на земной рай, никак не влияет на климат океана. Наоборот, океан всецело определяет климат острова. И порой хватает одного тайфуна или цунами, чтобы полностью разрушить идиллию на маленьком клочке суши.
Но, с другой стороны, остаётся лишь пожелать удачи людям, которые не жалуются, не просят, не занимаются «фейсбушным патриотизмом», а что-то пытаются делать, двигать, менять, реформировать, развивать. Чем чёрт не шутит. Авось, именно они добьются успеха? Безумству храбрых поём мы песню!
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.