Внеочередная сессия Ренийского городского совета отказалась удовлетворить просьбу госпредприятия «Ренийский морской торговый порт» о предоставлении ГП льготы по налогу на землю.
Напомним, что в марте текущего года исполняющий обязанности директора ГП «РМТП» Дмитрий Володин направил в адрес Ренийского горсовета официальное письмо с просьбой позволить порту снизить земельные платежи на 50%. В качестве обоснования этой инициативы руководитель ГП «РМТП» привёл целый ряд фактов и цифр, свидетельствующих о том, что порт фактически находится в долговой яме и не может выбраться из неё самостоятельно.
«На сегодняшний день порт должен городу за землю более 2 миллионов гривен, – сказал заместитель городского головы Рени Андрей Лантинов. – С одной стороны, все прекрасно понимают трудности порта. Но, с другой, мы не можем позволить себе быть настолько добренькими, чтобы предоставлять подобные льготы по первому требованию. Эти деньги формируют наш бюджет, они необходимы для развития города. Ну, получит предприятие льготу. А что дальше? И порт не спасём, и в бюджете «дырку» сделаем. Я считаю, что порт должен обращаться за помощью не в горсовет, а в профильное министерство и в Администрацию морских портов Украины, которая непосредственно отвечает за развитие портовой отрасли. А то получается нелепая ситуация: общеизвестно, что АМПУ – очень прибыльная организация, а некоторые порты при этом умирают».
«Я смотрю, что вопрос о льготах на землю набирает обороты, – подхватил тему депутат горсовета Александр Баланел. – Но меня особенно удивляет тот факт, что льготы по платежам за землю просят даже такие гиганты, как «Укртелеком», «Одессаоблэнерго», «Одессагаз» и другие. Почему частный предприниматель должен платить за свои 20 квадратных метров «по полной программе», а крупные монополисты, получающие огромные доходы, платить не должны? Это такие же частные компании, как и любые другие. И у них должны быть соответствующие обязательства перед бюджетом».
Заместитель начальника Измаильской ОГНИ, начальник Ренийского отделения налоговой службы Андрей Кучма более детально проанализировал проблему платежей за землю в контексте «треугольника»: горсовет – порт – специальная экономическая зона «Рени». Андрей Николаевич сообщил, что по состоянию на 1 января 2016 года субъекты СЭЗ должны компенсировать порту по налогу на землю в общей сложности более 315 тысяч гривен в месяц. В целом же порт должен платить этот налог в объёме около 440 тыс. грн в месяц.
«Если бы порт даже транзитом пропускал через себя платежи за землю от субъектов СЭЗ, то в бюджет города спокойно поступало бы 315 тысяч гривен ежемесячно. И ситуация по налогу на землю не была бы для порта настолько острой, как сейчас. К сожалению, этого не происходит, – заявил Андрей Кучма. – Деньги, которые субъекты СЭЗ компенсируют за землю, порт использует по своему усмотрению. Понятно, что на предприятии – тяжёлое положение. Понятно, что людям надо платить зарплату. Тем не менее порт сам усугубляет собственную проблему».
Что касается Ренийского филиала Администрации морпортов, то, как подчеркнул Андрей Николаевич, он тоже остаётся убыточным, однако в целом по итогам 2015 года АМПУ получила около 4 миллиардов гривен чистой прибыли (в 2016 году прибыль АМПУ прогнозируется в размере 3 млрд грн – Прим. авт.). То есть, в морской отрасли есть средства на поддержку и развитие портов. Следовательно, резюмировал А. Кучма, порт должен более активно требовать поддержки со стороны Министерства инфраструктуры. Кроме того, главный ренийский налоговик рекомендовал горсовету тщательно проанализировать действующий закон о СЭЗ «Рени» и в рамках законодательной инициативы обратиться в вышестоящие органы власти с инициативой усовершенствовать данный закон в плане повышения социальной ответственности субъектов СЭЗ.
Подводя черту под обсуждением, заместитель городского головы Андрей Лантинов предложил ужесточить условия выделения земли субъектам СЭЗ для осуществления инвестиционных проектов. Например, можно ввести следующее требование: если выделенная земля не используется в течение года, горсовет имеет право изъять её и передать другому претенденту.
В свою очередь депутаты высказались за то, чтобы проверить эффективность реализации уже действующих инвестиционных обязательств, на основании которых, собственно, субъекты СЭЗ и получили свой статус.