Основой социальной защищенности каждого человека, является показатель оплаты труда, а также действия руководства страны в данном вопросе. Необходимо отметить, что одним из основных факторов, который имеет непосредственное влияние при формировании оплаты труда, является минимальная зарплата. В тоже время, основной показатель, влияющий на формирование минимальной зарплаты – это прожиточный минимум.

Анализируя ситуацию в Украине, необходимо отметить, что с ноября 2009 года минимальная зарплата и прожиточный минимум, для трудоспособных лиц, установлены на одном уровне. Что непременно является позитивным явлением на фоне того, что до ноября 2009 минимальная зарплата была ниже прожиточного минимума. Но уравнение этих двух показателей не является идеальным решением проблемы. Это связано с тем, что между минимальной зарплатой и прожиточным минимумом есть прямая зависимость. Как известно в Украине данные показатели, минимальная зарплата и прожиточный минимум для трудоспособных лиц, в 2016 году имеют следующее выражение:

1)                с 01.01.2016 – 1378 грн.

2)                с 01.05.2016 – 1450 грн.

3)                с 01.09.2016 – 1550 грн.

Прожиточный минимум является основным показателем для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. В то же время минимальная зарплата это установленный государством размер заработной платы за неквалифицированный труд, ниже которого не может устанавливаться оплата за выполненную работу.

Тем самым мы понимаем, что эти два фактора взаимосвязаны. Так как минимальная зарплата должна покрывать расходы связанные с сохранением здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум должен быть выше установленных Всемирным Банком и ООН показателей бедности. Известно, что Всемирный Банк в октябре 2015 года установил порог абсолютной бедности в размере 1,9$ в день на одного человека. При этом ООН установила для Украины порог бедности на уровне 5$  в день на одного человека. Таким образом, месячный порог абсолютной бедности для Украины, исходя из установленного Всемирным Банком показателя, вычисляется следующим образом

             Безымянный

В тоже время, исходя из установленного порога бедности ООН для Украины, имеем следующий месячный показатель.

                  Безымянный

Национальным Банком Украины на 01.01.2016 установлен курс USD к UAH и имеет следующее соотношению 1$=24₴. Соответственно получаем следующие показатели, на 01.01.2016

                       Безымянный

Это означает, что порог абсолютной бедности в мире равен 1386,96 грн в месяц, согласно данным Всемирного Банка. В тоже время по установленному ООН, для Украины,  порогу бедности, данная сумма равна 3648 грн. Тем самым видим, по состоянию на 01.01.2016, прожиточный минимум и минимальная зарплата находятся под чертой бедности по двум показателям (Всемирного Банка и ООН).

 Установив эти два показателя на одном уровне, чиновники забыли элементарную вещь, о которой знают даже дети – это налоги. Получая минимальную зарплату, да и вообще любой доход, мы обязаны, как честные граждане, оплатить налоги, что в свою очередь уменьшает наш реальный доход.

Хотелось бы проанализировать сложившуюся ситуацию с минимальной зарплатой. Как было сказано ранее – прожиточный минимум и минимальная зарплата имеют тесную взаимосвязь, при которой зарплата должна выше прожиточный минимум. Существует формула, разработанная и описанная в научных статьях, для установления данной связи и имеет следующий вид

Безымянный

где

LM –  прожиточный минимум (livingminimum);

МВт – минимальная зарплата (минимум посуды);

 Безымянный – общий коэффициент налогов и сборов удерживаемых с зарплат;

к – ставка налога в процентах;

а – налоги и сборы удерживаемые с основной базы зарплаты, т.е. первичные

 б – налоги и сборы удерживаемые с зарплаты после удержания первичных налогов, т.е. б – вторичные;

с – налоги и сборы удерживаемые с основной базы заработной платы и не связаны с удержанием налогов и сборов относящихся к категориям и б.

Основные налоги и сборы, в Украине, с 01.01.2016 установленные:

1) Налог с доходов физических лиц – 18%

2) Военный сбор – 1,5% (с 01 веден августа 2014)

 Для расчета зависимости минимальной зарплаты и прожиточного минимума используется следующие ставки, с 01.01.2016:

НДФЛ – 18%

ВС – 1,5% (с 01.08.2014 введен)

Исходя из расчетов получаем общий коэффициент налогов и сборов удерживаемых с зарплат, которой дает нам информацию о том – на сколько уменьшается зарплата, после уплаты налогов и сборов.

Зная налоги и сборы, удерживаемые с зарплаты и используя данную формулу, знаем какие общие коэффициенты у нас были:

1)    до 01.08.2014 – 0,8194

2)    с 01.08.2014 до 31.12.2015 – 0,8044

3)    с 01.01.2016 – 0,805

То есть получаем, что с 01.01.2016 минимальная зарплата, как в общем и все зарплаты, уменьшается на 19,5% после оплаты налогов и сборов. Необходимо отметить, что минимальная зарплата, исходя из статистических данных, на 01.01.2010 869 грн. составила, а на 01.01.2014 – 1218 грн.

Это означает, что минимальная зарплата, за этот период, увеличилась на 40,16%, при индексе инфляции, который составил 114,69%. Это означает, что цены выросли на 14,69%, а минимальная зарплата на 40,16%. Несомненно это позитивная динамика в экономики, когда рост минимальной зарплаты выше индекса инфляции. Но негативным аспектом остается отсутствие взаимосвязи между минимальной зарплатой и прожиточным минимумом. Это приводит к занижению размера реальной минимальной зарплаты в следующих объемах:

1)    до 01.08.2014 на 22%

2)    с 01.08.2014 до 31.12.2015 на 24,31%

3)    с 01.01.2016 на 24,22%

То есть, лица, получающие минимальную зарплату, фактически находятся за чертой бедности, согласно мировых стандартов, так и установленным государством размером прожиточного минимума.

Наши «прекрасные» руководители не пересматривали минимальную зарплату и прожиточный минимум с 01.12.2013, когда они были установлены на уровне 1218 грн., вплоть до 01.09.2015 года. С 01.09.2015 показатели были увеличины на целых 13,136% и это на фоне инфляции за 2014-2015 год на уровне. 78,98%. Это несомненно доказывает нам о полной некомпетентности и бездеятельности руководства Украины по отношению к социальной защите граждан своей страны, так как сомневаюсь что они незнакомы с показателями инфляции.

Проанализировав сложившеюся ситуацию, а также используя формулу, устанавливающую взаимосвязь между минимальной зарплатой и прожиточным минимумом, и показатели инфляции, необходимо сказать, что с 01.01.2016 реальная минимальная зарплата и прожиточный минимум должны быть 2724 грн. и 2191 грн.  соответственно, а не 1378 грн., который действует с 01.09.2015 года..

В государственном бюджете на 2016 год заложена инфляция на уровне 12%. Что дает нам полное право спрогнозировать данные показатели на 01.01.2017 года на уровне 3067 грн. и 2467 грн. соответственно.

В цивилизованных странах, независимо от инфляции или дефляции, повышения социальных стандартов обязательно. В случаях инфляции обязательно учитывается размер инфляции.

В Украине получилось так, что цены за два года поднялись на 78,98%, а социальную защиту, в виде минимальной зарплаты и прожиточного минимума, подняли всего на 13,136%.

Это означает, что государство «заботиться» о нас настолько, что подняло социальные стандарты всего на 1/6 от необходимого и без учета налогов и сборов, которые мы вынуждены платить.

Реальный подъем прожиточного минимума должен быть в 1,8 раза, а минимальной зарплаты в 2,24 раза, и это только на 01.01.2016 года.Необходимо обратить внимание, что прожиточный минимум в Украине не соответствует ни одному из мировых показателей,  соответственно и минимальная зарплата также.

Подтверждение выше изложенного, являются данные статистики по Украине. Номинальная и реальная зарплата в Украине дают нам информацию о состоянии зарплат в государстве в целом. Проанализировав эти данные, необходимо отметить, что номинальная зарплата, за 2014-2015 годы, выросла на 43,96%, а реальная зарплата уменьшилась на 22,15%. Это все на фоне инфляции равной 78,98%

Номинальная зарплата дает нам информацию о сумме средств полученных работником за выполненный труд, а ее индекс – свидетельствует о ее росте или снижении. В то же время, реальная зарплата показывает нам покупательскую способность, т.е. сколько товаров и услуг может приобрести человек за номинальную зарплату.

Хотелось бы отметить что за период 2010-2013 года ситуация имела совершено другую тенденцию. Номинальная зарплата выросла на 62,28%, при инфляции 14,46%, что дало нам рост реальной зарплаты на 45,4%. Т.е. за 2010-2013 годы рост номинальной зарплаты в 4,3 раза выше инфляции, а рост реальной зарплаты в 3,14 раза выше инфляции. А в 2014-2015 годах наблюдаем только рост инфляции, который преобладает над ростом доходов граждан в разы.

Не сегодняшний момент государство вообще не проявляет заботу о собственных гражданах. Ситуация, которая сложилась в Украине, носит негативный характер для экономики в целом. Отсутствует позитивная динамика в социальных стандартах, наблюдаем только рост тарифов и цен. Естественно граждане Украины не в состоянии оплачивать коммунальные услуги, так как доход не всегда покрывает расходы на питание и одежду.

Единственным выходов из сложившейся ситуации и из кризиса в Украине является увеличение социальных стандартов до реальных показателей. Увеличение прожиточного минимума и минимальной зарплаты должно происходить с использованием формульного подхода зависимости этих показателей, а также полной переиндексацией всего фонда оплаты труда.

Увеличив минимальную зарплату до реальных размеров, государство только выиграет. Автоматически должен будет увеличиться весь фонд оплаты труда.

Отчисления в бюджет плательщиками единого налога первой – второй группы, НДФЛ, ЕСВ, военного сбора и других налогов, увеличатся в 1,9768 раза, после увеличения минимальной зарплаты до реальных размеров. Кроме этого, после пересмотра всего фонда оплаты труда и его увеличения, также повлечет за собой дополнительные поступления в бюджет в виде оплаты НДФЛ, военного сбора и ЕСВ. Увеличение зарплат приведет к повышению покупательской способности граждан. Также позитивным моментом будет то, что уменьшиться количество обращений граждан за социальными дотациями в виде субсидий.

Единственным негативным моментом является возможный рост цен, который приведет к инфляции. Данные аспект регулируется государством, устанавливая максимально допустимые размеры цен.

Получается, что государство больше выигрывает от установления реальных показателей, чем проигрывает. Но на данный момент, можно сказать лишь одно, что полностью отсутствует социальная защита рядовых граждан и высокопоставленные лица Украины бездействуют в данном вопросе, загоняя при этом в страну в более тяжелый кризис.

 Полная версия статьи находится в данном источнике – http://nmetau.edu.ua/file/part_2.pdf

Владислав Волков

магистр экономики, докторант кафедры бухгалтерского учета и анализа

Университета Национальной и Мировой экономики,  г. София, Болгария

Політика