Как уже сообщал «Топор», 46-я сессия Ренийского райсовета по инициативе депутата Сергея Арабаджи приняла обращение в адрес министра инфраструктуры Украины Владислава Криклия с просьбой принять срочные меры для спасения умирающего порта Рени.

В обращении сказано, что в последнее время госпредприятие «Ренийский морской торговый порт» (ГП «РМТП») ощущает катастрофическое падение объёмов грузопотоков и, соответственно, несёт огромные убытки. Отсутствие доходов привело к тому, что порт накопил громадную задолженность по зарплате и налогам. Самостоятельно решить эту проблему предприятие не может. Имущество порта находится в налоговом залоге, а счета арестованы.

Ренийский райсовет предлагает Министерству инфраструктуры принять следующие меры для экономического оздоровления ГП «РМТП»: вывести имущество предприятия из налогового залога; передать портовые объекты социальной сферы в коммунальную собственность города Рени; изменить структуру порта путём его реорганизации в ГП «Ренийская стивидорная компания».

Кроме того, районная власть просит министра В. Криклия разобраться с эффективностью работы менеджмента порта Рени и самого министерства. Райсовет просит также обратить особое внимание на то, что портовики уже долгое время не получают зарплату. Это является грубейшим нарушением законодательства и создаёт социальную напряжённость в городе и районе. По мнению Ренийского райсовета, в такой ситуации профильное министерство должно полностью погасить долги ГП «РМТП» и тем самым вывести предприятие из долгового кризиса.

В ходе обсуждения проекта обращения перед депутатами райсовета выступил заместитель директора порта по экономическому развитию и инвестициям Станислав Котелевский. Он доложил о нынешнем финансовом положении предприятия. По его словам, на сегодняшний день задолженность по зарплате составляет 6 месяцев и превышает 9 миллионов гривен. Долг по единому социальному взносу (ЕСВ) – 4 млн грн, по подоходному налогу – 5 млн грн, по плате за землю с учётом штрафных санкций – 42 млн грн. В суд обратились 123 портовика, госисполнительная служба осуществляет процедуру принудительного взыскания задолженности по зарплате.

Отметим, что на сессию райсовета пришла группа работников порта, которые хотели присутствовать на пленарном заседании и услышать от местных чиновников конкретные предложения для решения проблем предприятия. Однако, ссылаясь на нормы карантина, руководство райсовета приняло решение впустить в сессионный зал лишь одного представителя портовиков. Этим представителем стал Сергей Кабанов. Он попросил Станислава Котелевского ответить на несколько вопросов, в том числе о том, почему у частных фирм, действующих в порту, есть работа, а ГП «РМТП» в то же время не может привлечь собственные грузы.

Заместитель директора порта то ли «прикинулся шлангом» (простите за выражение), то ли весьма своеобразно воспринял формулировку «собственные грузы». В итоге С. Котелевский дал откровенно издевательский комментарий: мол, порт никогда не был и не может быть собственником грузов – все грузы принадлежат грузовладельцам, а предприятие лишь оказывает услуги по грузоперевалке.

Очевидно, С. Котелевский решил, что на сессию пришли глуповатые профаны, которые не разбираются в портовой специфике и просто не поймут суть вопроса и уж тем более – суть ответа. На самом же деле всё было предельно ясно. Сергей Кабанов подразумевал, что в настоящее время практически все грузы на ренийском направлении перерабатывают частные портовые операторы (в основном субъекты СЭЗ «Рени»), тогда как ГП «РМТП» почему-то остаётся без грузопотоков. Эти грузопотоки представитель трудового коллектива и назвал «собственными грузами» порта. Почему же частникам удаётся выживать, а ГП «сидит» без работы и без доходов? Вот чем интересовался С. Кабанов. Но С. Котелевский попросту ушёл от ответа, причём ушёл очень некрасиво…

Продолжая своё выступление, заместитель директора порта затронул тему восстановления молдавско-украинской железнодорожной ветки Бессарабская – Березино (напомним, что недавно Ренийские городской и районный советы приняли обращение в адрес руководства Украины с просьбой возобновить движение поездов на упомянутой железной дороге). Как подчеркнул С. Котелевский, эта дорога изменит схему логистики в пользу Рени, что позволит привлечь в порт дополнительные грузы.

Пользуясь случаем, автор этих строк задал вопрос: на чём именно основана уверенность ренийских портовиков и местных органов власти в том, что ж/д ветка Бессарабская – Березино будет способствовать росту грузооборота Ренийского порта? Почему до сих пор нет ни одного официального экспертного заключения или технико-экономического обоснования, подтверждающего потенциальную эффективность этой железной дороги для ГП «РМТП»? Если же такие документы существуют, то почему их никто не показывает?

По словам С. Котелевского, по ветке Бессарабская – Березино могут пойти в порт Рени такие грузы, как украинское зерно, железорудный концентрат, светлые нефтепродукты и другие. «Но сначала нужно говорить с грузовладельцами. Если тарифы на перевозки будут ниже, чем сейчас, то велика вероятность, что грузовладельцы будут работать с нашим портом», – заявил С. Котелевский.

Андрей ПОТЫЛИКО

Політика