Свято-Николаевский храм Килии место уникальное не только с точки зрения духовно-православного наследия, а и историко-культурного. Это в очередной раз доказал неподдельный интерес к редкому в стране типу церковного полуподземного сооружения.
8 марта храм, являющийся памятником архитектуры Украины XIV века, посетили высокие гости из Армении: Чрезвычайный и Полномочный посол в Украине Тигран Сейранян, генеральный консул Республики Армения в Одессе Геворг Петросян и работник посольства Нунэ Сейранян.
Особенный интерес был проявлен как храму, так и к хранящимся на его территории плитам хачкарам (арм., дословно “крест-камень”) – вид армянских архитектурных памятников, каменная стела с резным изображением креста, обычно устанавливаемая у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов. Но чаще всего хачкар служил мемориальным памятником.
На территории храма находятся восемь плит, из которых четыре – это армянские хачкары, датированные 1653, 1749 и 1755 годами. Всего же в Килии шесть армянских плит: два тапаканара (надгробные плиты), хранящиеся в музее, три тапаканара и один ханчкар – на территории храма. Эти плиты представляют историческую культурную и материальную ценность.
Гости обсудили с настоятелем храма протоиереем Михаилом Павлишиным, который лично провёл для них экскурсию, вопросы сохранности исторических достопримечательностей на территории храма. Они также побывали в Килийском краеведческом музее, заведующий которого Виктор Ченуша стал гидом для высоких гостей.
Хачкары – сакральные памятники армянской культуры, сохранившиеся на юге Украины – свидетельства пребывания армянских поселенцев. В Северо-Западном Причерноморье с XIII – XIV вв. армяне проживали в городах Килия и Аккерман (г. Белгород-Днестровский).
Искусство каменных крестов, символика и мастерство создателей хачкаров включены в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Решение об этом было принято Комитетом по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, которое прошло 17 ноября 2010 г. в г. Найроби (Кения).
Церковь Св. Николая, в г. Килия была построена в XV в. представителями армянской общины. Этим объясняется и наличие хачкар. Ещё в XIX в. эти надписи стали предметом научного исследования членов Одесского общества истории и древностей. В сборник, составленный в конце XIX в. Н. Н. Мурзакевичем и Е. Де Вильневым, вошло подробное описание каждого из семи армянских надгробий, включая зарисовку и обмер (художник, капитан Ушаков), русский перевод текста (архиепископ Г. Айвазовский) и точное местоположение каждого сакрального камня внутри армянской церкви. Собрание надписей информативно дополняет практические изыскания, проведённые в ходе экспедиции 2010 г., организованной Арменом Петояном.
Проходят столетия, а интерес к культурному наследию не ослабевает, вот только вопрос его сохранности становится всё острей.
Наразі через порти Дунаю та морські порти Великої Одеси йде 90% зовнішньої торгівлі. Про це розповів заступник міністра інфраструктури Юрій Васьков на Саміті експортерів Forbes «Made in Ukraine».
Днями у москві під головуванням голови російської православної церкви кирила відбувся соборний з’їзд так званої Міжнародної громадської організації «Всесвітній російський народний собор» (ВРНС), на якому прийняли програмний документ під назвою «Сьогодення та майбутнє російського світу». Читати далі